. Дело № 2а-5579/2019 14 ноября 2019 года
78RS0008-01-2019-006322-50 Санкт-Петербург
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Н.А.,
при секретаре Шмыглиной П.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Санкт-Петербургу к Семенову Александру Викторовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
с участием представителя административного истца, административного ответчика,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 21 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу) обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Семенову А.В., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2016-2017 годы в размере 222 126 рублей и пени в размере 3 304,12 рублей.
В обоснование иска указал, что ответчик не исполнил возложенную на него обязанность по оплате транспортного налога за 2016-2017 годы. Определением мирового судьи судебного участка №83 Санкт-Петербурга от 09.08.2019 судебный приказ отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями.
Представитель административного истца МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу Милосердов А.Ю. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик Семенов А.В. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Выслушав пояснения сторон, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, руководствуясь следующим.
Как следует из материалов дела, Семенов А.В. является собственником транспортных средств Ленд Ровер, г.р.з. <№>, Хундай Хендэ Солярис, г.р.з. <№>, Мерседес Бенц Е240, г.р.з. <№>.
22.07.2018 заказным письмом Семенову А.В. по адресу: <адрес>, направлено налоговое уведомление №25434787 от 14.07.2018 со сроком уплаты до 03.12.2018 транспортного налога за 2016-2017 годы (л.д. 5,12).
Обязанность по уплате транспортного налога в срок до 03.12.2018 Семеновым А.В. не исполнена, поэтому 19.02.2019 ответчику заказным письмом направлено требование №28580 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.01.2019, которым предложено в срок до 26.03.2019 оплатить транспортный налог в размере 222 126 рублей и пени в размере 3 304,12 рублей (л.д. 8,13).
По причине неисполнения административным ответчиком требований налогового органа об уплате налога и пеней, начальник МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу обратился к мировому судье судебного участка №83 Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Семенова А.В. указанных в требованиях сумм налога и пеней.
В связи с поступившими от Семенова А.В. возражениями, определением мирового судьи судебного участка №83 Санкт-Петербурга от 09.08.2019 отменен ранее выданный судебный приказ от 26.07.2019 о взыскании с Семенова А.В. транспортного налога. МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу предложено обратиться в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам и пеням в порядке административного судопроизводства.
В силу п.1 ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее - НК Российской Федерации) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст. 358 НК Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1. ст. 359 НК Российской Федерации, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговая ставка, в соответствии со ст. 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в указанных размерах.
Согласно ст. 75 НК Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
НК Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК Российской Федерации, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании.
Законодатель установил также порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 этой же статьи НК Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
С 01.01.2015 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 02 апреля 2014 года № 52-ФЗ (в редакции от 24.11.2014) в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
После указанной даты в соответствии с п. 2.1 ст. 23 НК Российской Федерации налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.
Следовательно, на момент рассмотрения дела судом Семенов А.В. был обязан сообщить в налоговый орган о наличии у него транспортных средств и объектов недвижимости, подлежащих налогообложению, и представить правоустанавливающие документы на объекты налогообложения.
Неисполнение этой обязанности не лишает МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу права требовать уплаты налога, в том числе, в судебном порядке при соблюдении порядка, установленного НК Российской Федерации.
Как следует из пояснений административного ответчика, автомобиль марки Ленд Ровер, г.р.з. <№>, он продал по договору купли-продажи №16-007В от 28.04.2016. Нынешним собственником указанного транспортного средства является ООО «Крафт», который приобрел данный автомобиль по договору купли-продажи №П16-007В от 11.05.2016 о чем неоднократно сообщал налоговой инспекции.
В материалах дела Семеновым А.В. были представлены договор купли-продажи №16-007В от 28.04.2016 г. и акт приема-передачи от 28.04.2016, договор купли-продажи №П16-007В от 11.05.2016 и акт приема-передачи от 16.05.2016, а также копия ПТС (л.д. 30-44).
Пунктом 4 статьи 362 НК Российской Федерации на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которые на которые зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 938 « О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» устанавливает, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях ( автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в названных подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в том числе в случае утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Из вышеуказанных норм следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы.
Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
Административным ответчиком, не оспаривалось, что в период с 2016 года по настоящее время заявлений, а также документов, подтверждающих факт снятия транспортного средства марки Ленд Ровер, г.р.з. <№> с регистрационного учета в ГИБДД не направлялось.
Связь и зависимость налоговых норм и регулируемых ими отношений носит обоюдный характер и поэтому пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается только при наличии оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах, в связи с чем, доводы административного ответчика, согласно которым переход права собственности на транспортное средство, является основанием для освобождения его от уплаты транспортного налога с даты заключения договора купли-продажи и передачи имущества, подлежат отклонению.
В ситуации, когда собственник транспортного средства не предпринял мер к снятию автомобиля с регистрационного учета, основания для освобождения его от уплаты транспортного налога и перерасчета такого налога отсутствует.
Соответственно, оснований для освобождения Семенова А.В. от уплаты транспортного налога не имеется.
Поскольку доказательств погашения задолженности по уплате транспортного налога за 2016-2017 года административным ответчиком суду не представлено, равно как не представлено и доказательств наличия задолженности перед налоговым органом в ином размере, как сведений о выбытии из собственности ответчика указанных налоговым органом транспортных средств, срок обращения в суд соблюден (иск подан в суд 13.09.2019, то есть в пределах 6 месяцев с даты отмены судебного приказа), суд полагает подлежащими удовлетворению требование административного истца о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2016-2017 годы.
В связи с изложенным, суд полагает подлежащей взысканию с административного ответчика задолженность по уплате транспортного налога за 2016-2017 годы в сумме 222 126 рублей.
Соответственно, пени за недоимку по транспортному налогу подлежат начислению с 04.12.2018 по 30.01.2019 (согласно требованию № 28580).
Проверив представленный истцом расчет, контррасчет ответчиком не представлен, суд полагает его обоснованным и арифметически верным, в связи с чем, с ответчика ко взысканию подлежит пени в размере 3 304,12 рублей.
Согласно требованиям ст. 114 КАС Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Следовательно, с Семенова А.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 5 454 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с Семенова Александра Викторовича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №21 по Санкт-Петербургу задолженность по транспортному налогу за 2016-2017 годы в сумме 222 126 рублей, пени, начисленные в связи с неуплатой транспортного налога в размере 3 304 рублей 12 копеек.
Взыскать с Семенова Александра Викторовича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 454 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд, в течение одного месяца, со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/
Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2019 года