Решение по делу № 2-164/2020 от 28.11.2019

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2020 года                           город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи         Просолова В.В.,

при секретаре          Анякиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лагутенко С.В., Самсоновой А.А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании незаконными распоряжения и уведомления об отказе в предоставлении услуги по заключению (изменению) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя, понуждении заключить договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя,

установил:

Лагутенко С.В., Самсонова А.А. обратились с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором просили признать незаконными распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р/2019 и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № ОДН/19-1000 об отказе в предоставлении услуги по заключению (изменению) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя, обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Лагутенко С.В. договор социального найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: город Севастополь, <адрес>, площадью 30,7 кв.м., указав в качестве члена семьи нанимателя Самсонову А.А.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р/2019 и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № ОДН/19-1000 об отказе в предоставлении услуги по заключению (изменению) договора социального найма являются незаконными и необоснованными, поскольку право пользования жилым помещением за истцами признано решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

В судебное заседание истцы и представитель истцов Зинченко Ю.В. не явились извещены судом надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором они просят удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен судом надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление представителя ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором он просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд в силу положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

По результатам рассмотрения заявления Лагутенко С.В. от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -р/2019 в соответствии со статьями 62, 92, 94 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О жилищной политике города Севастополя», подпунктами 6, 14 пункта 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -а/2016 (далее – Административный регламент от ДД.ММ.ГГГГ -а/2016), на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношения города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» заявителю отказано в предоставлении услуги по заключению договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: город Севастополь, <адрес> (заявителем представлен неполный пакет документов; здание общежития является специализированным жилищным фондом города Севастополя).

На основании вышеуказанного распоряжения Департаментом также выдано заявителю уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № ОДН/19-1000 об отказе в предоставлении услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя».

Ранее своим решением от ДД.ММ.ГГГГ № ОДН/17-773 ответчик отказал заявителям в заключении договора социального найма жилого помещения указав единственное основание отказа предоставления услуги – отсутствие документов, обязанность по предоставлению которых заявителем предусмотрена Административным регламентом, а именно: документы, подтверждающие право владения и пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, решение о предоставлении жилого помещения, ордер или копия ордера, заверенная надлежащим образом, договор об обмене жилыми помещениями и их копии).

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу удовлетворены исковые требования Лагутенко С.В., Самсоновой А.А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. Признано за истцами право пользования жилым помещением – квартирой в <адрес> в городе Севастополе.

Согласно ч. 2. ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В ходе рассмотрения гражданского дела Департамент капитального строительства города Севастополя возражал против удовлетворения исковых требований Лагутенко С.В. и Самсоновой А.А., обосновывая свои возражения непредоставлением истцами документов, подтверждающих право владения и пользования жилым помещением (договор найма, решение о предоставлении жилого помещения, ордер или копия ордера, договор об обмене жилыми помещениями), а также включением спорного жилого помещения в Реестр собственности города Севастополя как общежитие (специализированное жилое помещение), поскольку данное жилое помещение было предоставлено истцу Лагутенко С.В. как служебное жилье.

Данным доводам ответчика Балаклавским районным судом города Севастополя была дана соответствующая правовая оценка. Таким образом, отказывая истцам в заключении договора социального найма жилого помещения, ответчик фактически оспаривает правомерность решения Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

В своем решении суд указал, что представленные доказательства подтверждают возникновение у истцов права пользования спорным жилым помещением в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.

Кроме того, распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ <адрес> в городе Севастополе, обшей площадью 30,7 кв.м., включена в Реестр собственности города Севастополя.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ (далее – Вводный закон), к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 7 указанного Закона установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учётом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма граждане, занимавшие в них комнаты, также приобретают право пользования ими на условиях договора социального найма, так как ст. 7 Вводного закона предусматривает применение норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой» и определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -КГ17-19).

В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлены особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона города Севастополя «О жилищной политике города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС уполномоченные исполнительные органы государственной власти города Севастополя предоставляют в установленном порядке жилые помещения государственного жилищного фонда города Севастополя по договорам социального найма.

Таким образом, в силу правового статуса Севастополя как города федерального значения все жилые помещения, не являющиеся объектами частной собственности, переданы в государственную собственность города Севастополя, а не муниципальную собственность, в свою очередь, распоряжение таким жилыми помещениями, в том числе заключение договоров социального найма, производится Департаментом капитального строительства города Севастополя, а не внутригородскими муниципальными образованиями.

В данной ситуации по аналогии закона к правоотношениям по пользованию жилым помещением между истцами и городом Севастополем также подлежит применению ст. 7 Вводного закона, предусматривающая правовое регулирование нормами ЖК РФ о договоре социального найма отношений по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, переданных в муниципальную собственность.

Кроме того, ч. 1 ст. 10 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда города Севастополя» установлено, что в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.

Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, регулируются разделом III ЖК РФ.

В п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что с Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища (часть 1), одновременно обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права (часть 2), в том числе гражданам, нуждающимся в жилище, – путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Данная конституционно-правовая модель удовлетворения жилищных потребностей граждан, обусловленная необходимостью установления в Российской Федерации правовых основ единого рынка и преобразования отношений собственности, требует соответствующего правового режима, гарантирующего защиту интересов граждан со стороны государства, в том числе посредством закрепления порядка приобретения и реализации ими права пользования жилыми помещениями.

Учитывая изложенное, ст. 10 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда города Севастополя» также подлежит применению к спорным правоотношениям.

По предписаниям п. 2 ст. 1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда города Севастополя» включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения уполномоченного органа.

Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя (далее – Реестр). Реестр создается и ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Севастополя. Информация о предоставлении гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящим Законом вносится в Реестр. Актуальная информация, содержащаяся в Реестре, в том числе о наличии свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда, ежеквартально размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» (п. 5-8 ст. 1 вышеуказанного закона).

В своем отказе в заключении договора социального найма Департамент капитального строительства города Севастополя не ссылается на какие-либо доказательства включения спорного жилого помещения в Реестр специализированного жилого фонда Севастополя, в свободном доступе в сети Интернет отсутствует актуальная информация, содержащаяся в Реестре, как это предписывает закон.

Также в распоряжении и уведомлении об отказе в заключении договора социального найма Департамент капитального строительства города Севастополя указал, что заявителями не предоставлен технический плана жилого помещения, и его копия (в случае его отсутствия в ГУП «Бюро технической инвентаризации» и Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, а также в случае заключения договора социального найма, объектом которого является часть жилого помещения (или комната в общежитии).

Вместе с тем, указанное требование Департамента является неправомерным, исходя из нижеследующего.

На основании ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Понятие общежития ЖК РФ не установлено, однако требованиям ч. 2 ст. 150 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ и справке о порядке пользования жилым домом и надворным постройками от ДД.ММ.ГГГГ занимаемое истцами жилое помещение, расположенное по адресу: город Севастополь, <адрес>, является квартирой, имеет площадь 30,7 кв.м. и состоит из следующих помещений: 5-1 – коридор, площадью 4,4 кв.м.; 5-2 – душевая, площадью 1,0 кв.м.; 5-3 – кухня, площадью 6,6 кв.м.; 5-4 – жилая комната, площадью 18,7 кв.м. Также в пользовании истцов находятся 1/8 доля лестничной клетки I-1, площадью 1,6 кв.м.; 1/4 доля лестничной клетки лестничной клетки I-2, площадью 3,2 кв.м.; 1/8 доля уборной, литера «В», площадью 6,9 кв.м., 1/8 доля сарая, литера «Г», площадью 32,1 кв.м.

Учитывая изложенное, а также то, что на жилищные правоотношения по пользованию бывшими помещениями общежитий распространяются нормы ЖК РФ о социальном найме жилых помещений, спорное жилое помещение представляет собой структурно обособленное помещение в многоквартирном доме – квартиру, частью жилого помещения, либо комнатой в общежитии не является, а значит, требования Департамента о предоставлении заявителями технического плана жилого помещения являются незаконными.

В соответствии с п. 1 и 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, Департамент капитального строительства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ. В соответствии с п.3.1.2.6 указанного положения, Департамент капитального строительства города Севастополя заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя.

При указанных обстоятельствах исковые требования Лагутенко С.В., Самсоновой А.А. о признании незаконными распоряжения и уведомления об отказе в предоставлении услуги по заключению (изменению) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя, понуждении заключить договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Лагутенко С. В. и Самсоновой А. А. удовлетворить.

Признать незаконными распоряжение Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -р/2019 и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № ОДН/19-1000 об отказе в предоставлении услуги по заключению (изменению) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя.

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Лагутенко С. В. договор социального найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: город Севастополь, <адрес>, площадью 30,7 кв.м., указав в качестве члена семьи нанимателя Самсонову А. А..

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                 В.В.Просолов

2-164/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лагутенко Светлана Васильевна
Самсонова Ангелина Андреевна
Ответчики
Департамент капитального строительства города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Просолов Виктор Викторович
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
03.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2019Передача материалов судье
03.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2019Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее