Судья- Копылов-Прилипко Д.А. Дело№ 33-12110/438
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Бузмаковой О.В. и судей Ворониной Е.И., Петуховой Е.В. при секретаре Торсуковой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 21 января 2013 г. дело по апелляционной жалобе Абрамова Р.Е., Абрамовой Е.С. на заочное решение Ленинского районного суда г.Перми от 12 октября 2012 года, которьм постановлено:
В удовлетворении исковых требований Абрамова Р.Е., Абрамовой Е.С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Абрамовой Л.Р. к Управлению жилищных отношений Администрации города Перми и Администрации города Перми о признании незаконным решения об отказе в участии в программе «Обеспечение жильем молодых семей», признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на жилищный учет и включить в жилищную программу, отказать в полном объеме.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения Абрамова Р.Е., Абрамовой Е.С., представителя истцов Гуськовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абрамов Р.Е., Абрамова Е.С., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Абрамовой Л.Р., с учётом уточнения требований /л.д.32-36/ обратились в суд с иском к Управлению жилищный отношений администрации г. Перми, просили признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми № СЭД-11-01-04-335 от 16.02.2012 г. об отказе Абрамовой Е.С., Абрамову Р.Е., в признании молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в состав участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей»; возложить на ответчика обязанность поставить семью истца в составе трех человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; включить семью истцов в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в т.ч., для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в г. Перми с момента подачи заявления.
В обоснование исковых требований указали, что Абрамов Р.Е. с 04.12.2001 г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ****. Абрамова Е.С., в период с 25.12.1990 г. по 14.04.2011 г., была зарегистрирована у родителей по адресу: ****.104. 14.02.2009 г. между Абрамовым Р.Е. и Абрамовой IE.С. зарегистрирован брак, в период которого, 25.05.2009 г.. у истцов родилась дочь Абрамова Л.Р. После регистрации брака, семья истцов стала проживать по адресу: ****.
В 2012 г. они (истцы) обратились в Администрацию Орджоникидзевского района г. Перми с целью постановки на жилищный учет по спискам молодой семьи. 16.02.2012 г. распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми № СЭД-11-01-04-335 в признании семьи Абрамовых нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» было отказано по причине не истечения срока, предусмотренного ст. 53 ЖКРФ.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от 04.06.2012 г. /л.д.1/ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Перми.
В судебном заседании истцы в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери настаивали на заявленных требованиях.
Представитель истцов поддержала позицию доверителей.
Представители ответчиков в суд не явились.
Судом постановлено приведенное выше заочное решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе истцы, указывая на необоснованность выводов суда, поскольку ответчиками не представлено доказательств умышленности и недобросовестности действий со стороны истцов. Регистрация Абрамовой Е.С. в квартиру по ул.**** произведена задолго до обращения с заявлением в УЖО. Приведены доводы о несогласии с выводом суда в части намеренного ухудшения жилищных условий со стороны истцов, указывают, что поправки в Закон Пермской области от 30.11.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», которыми установлен исчерпывающий перечень действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляемым ими с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вступили в силу 12.03.2012 года, после регистрации брака 14.02.2009 года семья пришла к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства с учетом будущего ребенка будет целесообразным в трехкомнатной квартире по ул.**** г.Перми. Таким образом с 2009 года постоянным местом жительства семьи истцов была квартира по ул.****. отказ Абрамовой Е.С, как бывшего члена семьи собственников от права пользования жилым помещением по ул.**** г.Перми носит добровольный характер в рамках свободы распоряжения своими гражданскими правами, соблюдая условия устного договора между родственниками, не нарушает Жилищный кодекс РФ и права иных граждан.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Управление жилищных отношений администрации города Перми указывают на несостоятельность доводов истцов, поставлен вопрос об оставлении решения суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных извещений, заслушав пояснения истцов Абрамова Р.Е., Абрамовой Е.С, представителя истцов по устному ходатайству Гуськовой О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права (п.п. 1,4 ч. 1 ст.ЗЗО ГПК РФ).
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, право на участие в программе имеет молодая семья, принятая на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 7 названных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Часть 4 ст. 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной площади общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых, помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Пунктом 1 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Абрамова Е.С. в период с 25.12.1990 г. до 14.04.2011 г., состояла на регистрационном учете по месту жительства в жилом помещении, общей площадью 42.8 кв.м.. по адресу: г. Пермь, ул. ****. Совместно с Абрамовой Е.С. в указанный период времени в названном жилом помещение также были зарегистрированы по месту жительства: Охахлин СМ. (отец) - с 25.12.1990 г.; Охахлина Л.М. (мать) - с 25.12.1990 г.; Охахлина B.C. (сестра) - с 1994 г. Жилое помещение по адресу: ****, на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в общежитии в долевую собственность граждан от 29.02.2008 г. принадлежит на праве собственности, по 1/3 доли в праве Охахлину СМ.. Охахлиной B.C. и Охахлиной Л.М., Абрамова Е.С. от приватизации отказалась.
Абрамов Р.Е. в период с 04.12.2001 г. по настоящее время состоит на регистрационном учете по месту жительства в 3-х комнатной квартире, общей площадью 58 кв.м., расположенной по адресу: ****. Совместно с Абрамовым Р.Е. до 28.05.2009 г. в указанном жилом помещении были зарегистрированы по месту жительства: Абрамов Е.О. (отец) - с 11.03.1993 г., Абрамова Е.Р. (мать) - с 11.03.1993 г. Квартира по адресу: **** принадлежит на праве собственности Абрамову Е.О.
Абрамов Р.Е., Абрамова Е.С, действующие также в интересах несовершеннолетней Абрамовой Л.Р. обратились в Управление жилищных отношений администрации города Перми с заявлением о включении их молодой семьи в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в т.ч.. для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Распоряжением начальника Управления жилищный отношений администрации города Перми № СЭД-11-01-04-335 от 16.02.2012 г. /л.д.68-69.21-22/ семье Абрамовых отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине не истечения срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ; также отказано во включении молодой семьи в состав участниц названной программы в связи с несоответствием требованию о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Абрамовых, суд установив указанные выше фактические обстоятельства по делу, пришел к выводу о том, что перерегистрация Абрамовой Е.С. в квартире супруга по ул.**** г.Перми привела к ухудшению жилищных условий и семья стала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность общей площадью занимаемого жилого помещения на каждого члена семьи стала составлять 11,6 кв.м., т.е. менее учетной нормы площади жилого помещения. Кроме того, суд, учитывая доли жилой площади, приходящиеся на каждого члена семьи истцов с учетом доли Абрамовой Е.С. в жилом помещении общежития по ул.**** г.Перми пришел к выводу о том, что молодая семья Абрамовых не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Делая указанные выводы, суд исходил из того, что Абрамова Е.С. несмотря на снятие с регистрационного учета в жилом помещении по ул.Веденеева, 7-103,104 г.Перми, не утратила в нем право пользования жилым помещением.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из буквального толкования указанной правовой нормы следует, что действия, подпадающие под правовую основу ст.53 Жилищного кодекса РФ должны носить характер целенаправленности и умысла именно на ухудшение вновь возникших жилищных условий. Между тем, доказательств намеренного совершения Абрамовой Е.С. действий, ухудшающих ее жилищные условия и условия ее семьи, ответчиком не представлено. Снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства в общежитии по ул.**** г.Перми и постановка на учет в квартире своего супруга по ул.**** г.Перми обусловлены приведением семьи Абрамовых в соответствие места фактического проживания с местом регистрации, при том, что судом установлено, что с момента регистрации брака в 2009 году семья проживает постоянно в квартире по ул.**** г.Перми; снятие с регистрационного учета в жилом помещении по ул.**** г.Перми и постановка на учет в квартире по ул.**** осуществлена Абрамовой Е.С. задолго до подачи семьей заявления о включении их семьи в состав участниц Программы, что не позволяет охарактеризовать данные действия в качестве умышленных и напраг генных на ухудшение жилищных условий. Реализация супругами права на совместное проживание, ведение совместного хозяйства и воспитания детей, по мнению судебной коллегии, не может свидетельствовать о наличии целенаправленных действий и намерений по ухудшению своих жилищных условий проживания. Следует также отметить, что жилое помещение, в котором ранее проживала Абрамова Е.С. является общежитием, обеспеченность общей жилой площадью на каждого члена семьи (Абрамову Е.С, Охахлина СМ., Охахлину Л.М., Охахлину B.C.) составляла 10,7 кв.м., что менее учетной нормы. Участие гражданина в приватизации жилого помещения является правом, а не обязанностью, а потому переход права собственности на жилое помещение к одному из членов семьи в одном жилом помещении правового значения для разрешения вопроса о нуждаемости применительно к жилищным правоотношениям не имеет.
Кроме т^го, делая вывод о сохранении за Абрамовой Е.С. права пользования жилым помещением по ул.**** г.Перми, судом не оценены с правовой точки зрения действия Абрамовой Е.С., которая выселилась из данного жилого помещения, а впоследствии и снялась с регистрационного учета. Положения п.4 ст.31 ЖК РФ и ст. 19 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» сохраняющие за бывшим членом семьи право пользования жилым помещением, не могут носить безусловный и абсолютный характер без учета обстоятельств конкретного спора.
Анализ положений ст.53 ЖК РФ, учитывая позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-0-0, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Из материалов дела следует и не оспорено ответчиком, что с момента регистрации брака семья Абрамовых проживает в квартире по ул.**** г.Перми с родителями Абрамова Р.Е. Таким образом, постоянным местом жительства семьи Абрамовых в составе трех человек является квартира по ул.**** г.Перми, общей площадью 58 кв.м., на каждого члена семьи приходится по 11,6 кв.м., что является менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что семья Абрамовых не является нуждающейся в улучшении жилищных условий следует признать ошибочными, учитывая вышеизложенное, а также установленные судом обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Абрамовых, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 12 октября 2012 года отменить. Принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Абрамова Р.Е., Абрамовой Е.С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Абрамовой Л.Р. к Управлению жилищных отношений Администрации города Перми и Администрации города Перми.
Признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми № СЭД-11-01-04-335 от 16.02.2012 г. об отказе Абрамовой Е.С., Абрамову Р.Е., в признании молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в состав участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей»; возложить на Управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанность поставить семью истца в составе трех человек: Абрамова Р.Е., Абрамовой Е.С., Абрамовой Л.Р. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: включить семью истцов в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в т.ч., для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в г. Перми с момента подачи заявления.
Председательствующий:
Судьи: