Дело № 2-1225/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля 12 октября 2016 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Растегина Р.В.,
при секретаре Гангаловой Т.С.,
с участием прокурора Иловлинского района Волгоградской области Солохина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдению требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в Иловлинский районный суд с иском к администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдению требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления.
В обоснование своих требований указал то, что прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в деятельности администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, по результатам которой установлено, что на официальном сайте администрации по адресу: http://sirotinskoe-sp.ru необходимая для размещения информация является неполной и неактуальной.
Непредоставление предусмотренных законом сведений через официальный сайт администрации в сети «Интернет», ущемляет права граждан на доступ к информации, размещение которой в соответствии с действующим законодательством является обязательным.
Просил обязать ответчика в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разместить на сайте администрации по адресу: http://sirotinskoe-sp.ru информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно:
1. перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
2. сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления;
3. информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4. установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
5. информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
6. информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
7. тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
8. статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
- статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;
- сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
9. информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
- порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;
- сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
- квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
- условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
- номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;
- перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях.
В судебном заседании прокурор Иловлинского района Волгоградской области Солохин А.Н. поддержал исковые требования в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, возражений по иску не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Федеральный закон от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее по тексту - Федеральный закон от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).
Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.
Информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления включает в себя, среди прочего, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, целевые программы, принятые в соответствующем порядке.
Статьями 13, 14 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ установлены требования к объему и периодичности размещаемой в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления.
Согласно части 7 статьи 14 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ, при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в частях 1 - 3, 5 - 7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", за исключением информации, размещаемой в форме открытых данных, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2011 года N 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе, и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
При разрешении спора судом установлено, что по результатам прокурорской проверки исполнения федерального законодательства установлено, что на официальном сайте администрации Сиротинского сельского поселения по адресу: http://sirotinskoe-sp.ru подлежащая размещению информация доведена до пользователей не в полном объёме и не в неактуальном состоянии.
Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 15 сентября 2016 года с приложенными к нему скриншотами интернет-сайта администрации (л.д.10-11, 12-16).
Каких – либо доказательств обратного, в нарушение ст. ст. 12, 55, 56, 57, 67 ГПК РФ, а также положений п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, представителем ответчика суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ответчика устранить нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения доступности информации о деятельности органа местного самоуправления путем размещения соответствующей информации на официальном сайте.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, особенностью условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени в связи со значительным объёмом работы, суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ устанавливает двухмесячный срок исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдению требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, удовлетворить.
Обязать администрацию Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации по адресу: http://sirotinskoe-sp.ru информацию о деятельности администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", а именно:
1. перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
2. сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления;
3. информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4. установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
5. информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
6. информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
7. тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
8. статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
- статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;
- сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
9. информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
- порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;
- сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
- квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
- условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
- номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;
- перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14 октября 2016 года.
Судья Р.В. Растегин