Судья: Ивченкова Ю.М. № 33-4017/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Уфа 27 февраля 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего Крыгиной Т.Ф.,
судей Низамовой А.Р., Сафина Ф.Ф.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе М.А.М. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от <дата>, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований К.Г.Р., К.И.Т., действующего за себя и своих несовершеннолетних детей: К.Р.И., К.Х.И.; З.Л.И., З.Н.Ю., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей: Х.Э.Р.; К.Г.М., К.Д.Н., действующего за себя и своих несовершеннолетних детей: К.Е.Д., К.В.Д., К.В.Д.; Р.Э.А., Г.Р.С., Р.Ф.Ф., действующего за себя и своих несовершеннолетних детей Р.Э.Ф., Р.Э.Ф.; Г.А.А., Г.С.А., действующей за себя и своей несовершеннолетней дочери Г.Е.А.; Н.Ф.А., Н.З.Г., Н.Р.Ф.., Н.А.Ф.; С.В.В., С.И.Н., С.А.И., С.Д.И.; Б.А.В., Б.А.Ю., Б.Ю.М.; С.Л.П., Х.М.А.; М.А.М., М.Р.А.; О.Н.М., О.В.А., Г.Р.Р., действующего за себя и своих несовершеннолетних детей: Г.Т.Р..; З.В.Б., З.М.А.; Р.Р.И., Р.Ф.А.; М.Г.М.; И.Р.К., И.М.Б., И.Р.Р.; С.Е.В., Ш.Л.В., В.А.М., В.Д.В.; С.Л.Н.; П.В.К., П.З.К.; Г.И.М., Г.Ю.Р., Б.И.И., Г.И.И.; Я.З.Б., Я.Р.У., Я.Э.З., действующей за себя и своей несовершеннолетней дочери - Я.К.Ф., М.Р.И., М.Р.Н.; Х.Т.З., Г.З.Л., Г.Л.Р., действующего за себя и своего несовершеннолетнего сына Г.Д.Л.; Н.З.А., Н.Ю.В., Ш.Т.Ю.; Г.Т.Н.; К.Л.И., Р.Д.В.; Г.Ф.И., А.Р.С., М.Р.М., Г.Н.Л., Д.А.В., Д.А.Н., действующего за себя и своих несовершеннолетних детей Д.Д.А., Д.Е.А.; М.Р.Х.; К.Л.И., К.Е.В.; Г.Г.М., Г.Э.А., К.Д.З.; С.А.Х., С.Р.А., действующего за себя и своих несовершеннолетних детей - С.А.Р.; М.Ф.М.; К.Л.П., К.Ю.А., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей К.Д.А.; К.Н.Р., Г.Р.А.; Т.Н.И., Г.Г.И., Г.А.Г., Г.Т.Г., Г.Т.В., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ГД.Г.; Х.Р.Р., Х.А.Р., Х.А.Р.; Х.Р.М.; Г.Р.Р., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей - Г.Д.В. к Правительству Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Иглинский район РБ о признании ситуации, связанной со взрывом боеприпасов в п.Урман <дата>г. чрезвычайной, взыскании единовременной материальной помощи, судебных расходов, отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
К.Г.Р., К.И.Т., действующий за себя и своих несовершеннолетних детей: К.Р.И., К.Х.И.; З.Л.И., З.Н.Ю., действующая за себя и своих несовершеннолетних детей: Х.Э.Р.; К.Г.М., К.Д.Н., действующий за себя и своих несовершеннолетних детей: К.Е.Д., К.В.Д., К.В.Д.; Р.Э.А., Г.Р.С., Р.Ф.Ф., действующий за себя и своих несовершеннолетних детей Р.Э.Ф., Р.Э.Ф.; Г.А.А., Г.С.А., действующая за себя и своей несовершеннолетней дочери Г.Е.А.; Н.Ф.А., Н.З.Г., Н.Р.Ф.., Н.А.Ф.; С.В.В., С.И.Н., С.А.И., С.Д.И.; Б.А.В., Б.А.Ю., Б.Ю.М.; С.Л.П., Х.М.А.; М.А.М., М.Р.А.; О.Н.М., О.В.А., Г.Р.Р., действующий за себя и своих несовершеннолетних детей: Г.Т.Р..; З.В.Б., З.М.А.; Р.Р.И., Р.Ф.А.; М.Г.М.; И.Р.К., И.М.Б., И.Р.Р.; С.Е.В., Ш.Л.В., В.А.М., В.Д.В.; С.Л.Н.; П.В.К., П.З.К..; Г.И.М., Г.Ю.Р., Б.И.И., Г.И.И.; Я.З.Б., Я.Р.У., Я.Э.З. действующая за себя и своей несовершеннолетней дочери - Я.К.Ф.; М.Р.И., М.Р.Н.; Х.Т.З., Г.З.Л., Г.Л.Р., действующий за себя и своего несовершеннолетнего сына Г.Д.Л.; Н.З.А., Н.Ю.В., Ш.Т.Ю.; Г.Т.Н.; К.Л.И., Р.Д.В.; Г.Ф.И., А.Р.С., М.Р.М., Г.Н.Л., Д.А.В., Д.А.Н., действующий за себя и своих несовершеннолетних детей Д.Д.А., Д.Е.А.; М.Р.Х.; К.Л.И., К.Е.В.; Г.Г.М., Г.Э.А., К.Д.З.; С.А.Х., С.Р.А., действующий за себя и своих несовершеннолетних детей - С.А.Р.; М.Ф.М.; К.Л.П., К.Ю.А., действующая за себя и своих несовершеннолетних детей К.Д.А.; К.Н.Р., Г.Р.А.; Т.Н.И., Г.Г.И., Г.А.Г., Г.Т.Г., Г.Т.В., действующая за себя и своих несовершеннолетних детей ГД.Г.; Х.Р.Р., Х.А.Р., Х.А.Р.; Х.Р.М.; Г.Р.Р., действующая за себя и своих несовершеннолетних детей - Г.Д.В. обратились в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан, администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании ситуации, связанной со взрывом боеприпасов в п. Урман <дата> чрезвычайной, взыскании единовременной материальной помощи, судебных расходов.
В обоснование иска указали на то, что в результате взрыва, произошедшего <дата> на складах артиллерийского вооружения Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на окраине села Урман муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, произошла детонация боеприпасов.
В результате взрывов боеприпасов на военном складе были эвакуированы жители поселка Урман, проживающее рядом со складами боеприпасов Минобороны. В результате чего ГУ МЧС РФ по РБ был создан оперативный штаб. Согласно акту о возможном причинении вреда имуществу населенному пункту Урман от <дата>, подписанному комиссией в составе зам. премьер-министра председателя КЧСиОПБ РБ М.И.Ш., и.о. начальника Приволжского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России генерал-майор внутренней службы К.А.В., генерального директора ООО «Вторметалл» М.С.С.., в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей <дата> на территории бывшей ВЧ 67684 произошли несанкционированные взрывы хранившихся снарядов.
Согласно распоряжению главы администрации муниципального района Иглинский район РБ <№> от <дата> на территории муниципального района Иглинский район введен режим чрезвычайной ситуации.
На месте происшествия работали силы и средства федеральной и территориальной подсистем РСЧС.
Постановлением Правительства РБ от 06 июня 2001 года № 118 утверждено положение о прядке формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Подпунктом «6» пункта 4.1. положения предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи ( в редакции постановления Правительства РБ от 13 февраля 2013 года № 42), из расчета по 5 000 руб. на человека.
Истцы просили признать ситуацию, связанную со взрывом боеприпасов в п. Урман <дата>, чрезвычайной; взыскать с ответчиков в пользу истцов денежную сумму в качестве единовременной материальной помощи по 5 000 рублей; взыскать в равных долях понесенные расходы за оказание материальной помощи в размере 5 000 рублей.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе М.А.М. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя МЧС России по Республике Башкортостан Ш.Ф.Ф., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч. 6 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционных жалоб, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Согласно ст. 1 Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на: чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей; чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера; чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей; чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
Как усматривается их материалов дела, распоряжением главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от <дата> <№> с 13 часов 30 минут <дата> на территории сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района Иглинский район введён режим «Чрезвычайной ситуации».
Количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в распоряжении не установлено.
Согласно акту о возможном причинении вреда имуществу населенному пункту Урман от <дата>, снаряды и осколки от разрывов за пределы территории хранения снарядов не вылетали. По состоянию на 18.00 (мск) <дата> обстановка стабилизировалась, открытого огня нет.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истцы указали, что в результате произошедшего взрыва частично утрачено имущество.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что они являются необоснованными, поскольку представленные в материалы дела доказательства не подтверждают наступления у истцов какого-либо материального вреда, связанного с взрывами, произошедшими <дата> на территории бывшей воинской части <№>. В связи с чем правовых оснований для взыскания выплат в пользу истцов отсутствует.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и представленных по делу доказательствах.
Действительно, абзацем 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года установлены права граждан на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Однако в данном случае факт наличия утраты имущества истцов не подтверждается. Истцы, если полагали себя пострадавшими, в уполномоченный орган в период действия чрезвычайной ситуации в июне 2015 года не обращались. Соответственно, акт обследования поврежденного имущества не проводился, в список лиц, пострадавших от чрезвычайной ситуации не были включены.
Далее. Решением Совета Муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 17 ноября 2005 года утверждено положение о порядке расходования средств резервного фонда администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.
Согласно п. 4 указанного положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации муниципального района Иглинский район средства резервного фонда расходуются на финансирование проведения аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуации, имевших место в текущем финансовом году.
Из справки финансового управления администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан № 107 от 08 июня 2016 года, решением Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18 декабря 2014 года № 537 «О бюджете муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» не предусмотрено финансирование на осуществление единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее - Правила). В пункте 1 Правил установлен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
В п.п. 1.1. и 1.2. действовавшего на тот момент «Положения о порядке формирования и выделения средств из резервного фонда правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 06 июня 2001 года №118 (далее - положение) указано, что настоящее положение определяет порядок формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд). Основанием для выделения средств из резервного фонда является решение Правительства Республики Башкортостан, в котором указывается общий размер ассигнований и сумма финансирования отдельных мероприятий.
В п. 3.1. Положения указано, что финансирование мероприятий по ликвидации ЧС природного и техногенного характера производится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, органов государственной власти Республики Башкортостан и местного самоуправления, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При недостаточности указанных средств органы государственной власти Республики Башкортостан и местного самоуправления не позднее одного месяца со дня возникновения ЧС могут обратиться в установленном порядке в Правительство Республики Башкортостан с просьбой о выделении средств из резервного фонда на ликвидацию чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального уровней в соответствии с установленной классификацией ЧС.
В соответствии с п. 3.6. Положения выделение средств для оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий, осуществляется в соответствии с распоряжениями Правительства Республики Башкортостан.
Средства резервного фонда выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а именно на оказание единовременной материальной помощи пострадавшим (из расчета до 5 тыс. рублей на человека, но не более 25 тыс. рублей на семью) (подпункт 6 п. 4.1. Положения).
В соответствии с пп. «л» ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены должны принимать органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что в Правительство Республики Башкортостан такое обращение администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан не поступало. Вопрос о выделении средств из резервного фонда по данному факту в Правительстве Республики Башкортостан не рассматривался. Правительством Республики Башкортостан такое решение не принималось, ввиду отсутствия оснований к этому.
При таких обстоятельствах судом сделан верный вывод, что у Правительства Республики Башкортостан и администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан отсутствуют основания для осуществления выплаты истцам единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, основанных на неверном толковании норм материального права, ее доводы не опровергают выводов суда, не содержат указания на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
Разрешая исковые требования и принимая обжалуемое судебное постановление, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу М.А.М. – без удовлетворения.
Председательствующий Т.Ф. Крыгина
Судьи А.Р. Низамова
Ф.Ф. Сафин