Дело № 2-10123/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2015 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Мусеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЗАО «Ассорти» к Управлению Росприроднадзора по Республике Коми об отмене предписания,
у с т а н о в и л :
ЗАО «Ассорти» обратилось в суд с административным иском к Управлению Росприроднадзора по Республике Коми об отмене предписания №... от ** ** ** об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды,, указав в обоснование на то, что в ходе проведения проверки, по результатам которой было выдано оспариваемое предписание, было допущено грубое нарушение, заключающееся в том, что акт проверки не был вручен незамедлительно после составления уполномоченному лицу ЗАО «Ассорти», а был направлен по почте спустя три дня. Также в обоснование указано на невозможность исполнения предписания, поскольку представление корректирующих расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь в дополнение к первичному расчету указанной платы, который ЗАО «Ассорти» не производило.
Также ЗАО «Ассорти» заявлено о восстановлении срока для обращения в суд с данным административным иском в связи с тем, что в установленные для обжалования предписания сроки ЗАО «Ассорти» обращалось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании оспариваемого предписания недействительным. Производство делу было прекращено Арбитражным судом Республики Коми ** ** ** в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, после чего ЗАО «Ассорти» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Административный истец, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил. Явка представителя административного истца не признана судом обязательной, в связи с чем на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
В судебном заседании представитель административного ответчика с административным иском не согласился, возражал против восстановления ЗАО «Ассорти» срока для обращения в суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Коми от ** ** ** №... в отношении ЗАО «Ассорти» в период с ** ** ** по ** ** ** была проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований законодательства РФ, проверки содержащихся в документах ЗАО «Ассорти» сведений, состояния используемых указанным лицом при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и принимаемых им мер по исполнению обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами производства и потребления, в области своевременной уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду. Также в предмет проверки было включено проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
По результатам проверки ** ** ** в ... часов ... минут уполномоченными должностными лицами Управления Росприроднадзора по Республике Коми был составлен акт проверки №..., согласно которому в ходе проведения проверки выявлен ряд нарушений обязательных требований законодательства, в том числе ** ** ** было установлено, что ЗАО «Ассорти» эксплуатирует 4 котельные (сети газопотребления – свидетельство о регистрации ..., дата выдачи ** ** ** года) для отопления помещений. В качестве топлива используется природный газ. В ** ** ** году, а также за истекший период ** ** ** года ЗАО «Ассорти» осуществляло эксплуатацию котельных, что в том числе подтверждается справкой Общества от ** ** ** года №... о количестве потребленного природного газа. При эксплуатации котельных в атмосферу выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества: диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, то есть оказывается негативное воздействие на окружающую среду в части выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. Согласно пунктам 1 и 2 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе осуществление выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов за 2 квартал ** ** ** года должна быть внесена не позднее ** ** **, за 3 квартал – не позднее ** ** **, за 4 квартал – не позднее ** ** **., за 1 квартал ** ** ** года - не позднее ** ** **. Вместе с тем в соответствии с представленными расчетами платы за негативного воздействия на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы ** ** ** года и 1 квартал ** ** ** года ЗАО «Ассорти» вносило плату только за выбросы от передвижных объектов и размещение отходов. Таким образом, плата за выброс вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников выбросов за 2, 3, 4 кварталы ** ** ** года и 1 квартал ** ** ** года, а также за предыдущие периоды ЗАО «Ассорти» в установленные сроки не внесена. Указанное является нарушением требований пунктов 1, 2 ст. 16, п. 1 ст. 34, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; пунктов 1 и 2 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557; п. 1 Порядка заложения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204.
** ** ** на основании указанного акта проверки Управлением Росприроднадзора по Республике Коми было выдано ЗАО «Ассорти» предписание №... об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которым ЗАО «Ассорти» предписано в срок не позднее ** ** ** представить в Управление Росприроднадзора по Республике Коми корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части негативного воздействия от выбросов загрязняющих веществ стационарных источников выбросов), подлежащей уплате по отчетным периодам 1 квартала ** ** ** года, 1, 2, 3 и 4 кварталов ** ** ** года и предыдущие периоды негативного воздействия на атмосферный воздух; внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (от стационарных источников выбросов) согласно данным расчетам.
В силу положений ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе: выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 65 указанного Закона под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
При этом государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее – органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 24 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» под государственным надзором в области охраны атмосферного воздуха понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
При этом государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора (далее – органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу п. 3 указанной нормы должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения), на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, работу установок очистки газа, средств контроля за такими выбросами, а также реализацию мероприятий по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, уровней физических воздействий на атмосферный воздух, которые включены в план мероприятий по охране окружающей среды, разработанный в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды; выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Согласно Положению о Росприроднадзоре, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
При этом указанная служба осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе: государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.
Управление Росприроднадзора по Республике Коми в силу Положения о нем, утвержденному приказом Росприроднадзора от ** ** ** №..., является территориальным органом Росприроднадзора регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Республики Коми, в том числе, осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание выдано Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми в соответствии с его компетенцией.
** ** ** ЗАО «Ассорти» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, в том числе, о признании незаконным оспариваемого предписания (дело №...). Определением Арбитражного суда Республики Коми от ** ** ** требования о признании незаконным оспариваемого предписания были выделены в отдельное производства (дело №...).
Определением Арбитражного суда Республики Коми от ** ** ** производство по делу №... было прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, при этом заявителю было указано на наличие у него права на судебную защиту путем обращения с заявлением в суд общей юрисдикции. Мотивированное определение было составлено ** ** **
** ** ** ЗАО «Ассорти» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В силу положений ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ рассматриваемое административное исковое заявление могло быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда ЗАО «Ассорти» стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, то есть не позднее даты получения предписания (** ** **). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено указанным Кодексом.
Аналогичные положения содержались в ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 15.09.2015).
Оспариваемое предписание содержало лишь указание на то, что оно может быть оспорено в установленном законом порядке, без указания суда, в который может быть подано заявление о его оспаривании. Дело по заявлению ЗАО «Ассорти» о признании незаконным оспариваемого предписания находилось в производстве Арбитражного суда Республики Коми с ** ** ** по ** ** **, что исключало возможность производства по делу в порядке гражданского судопроизводства (ст. 222 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Указанное, по мнению суда, свидетельствует об уважительности причин пропуска ЗАО «Ассорти» срока для подачи в суд рассматриваемого заявления, что является основанием для восстановления срока на обращение в суд с заявленными требованиями. Иное влечет за собой лишение ЗАО «Ассорти» права на судебную защиту его прав и законных интересов.
С учетом изложенного, ЗАО «Ассорти» подлежит восстановлению судом срок на подачу административного искового заявления об отмене предписания Управления Росприроднадзора по Республике Коми №... от ** ** ** об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым устанавливаются, в том числе: порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора); права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов.
Согласно положениям ст. 16 указанного Закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются, в том числе, предписания об устранении выявленных нарушений. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
ЗАО «Ассорти» указано, что в день завершения проверки ** ** ** в Управлении Росприроднадзора по Республике Коми присутствовал представитель ЗАО «Ассорти», который передавал запрошенные при проведении проверки по устному запросу документы, ему акт проверки вручен не был. Также указано, что акт проверки не вручался ни руководителя, ни иному уполномоченному ЗАО «Ассорти» лицу.
Представителем Управления Росприроднадзора по Республике Коми указано, что ** ** ** представителем ЗАО «Ассорти» были представлены необходимые для проведения проверки документы, при этом к моменту передачи документов акт проверки изготовлен не был. Для его составления требовались, в том числе, представленные ** ** ** представителем ЗАО «Ассорти» документы. Акт был изготовлен в ... часов ... минут ** ** **, к этому времени руководителя или уполномоченного представителя ЗАО «Ассорти» в помещении Управления Росприроднадзора по Республике Коми не было. ** ** ** и ** ** ** предпринимались попытки пригласить руководителя (директора) ЗАО «Ассорти» или уполномоченного представителя с действительной доверенностью для вручения акта проверки. Руководитель или уполномоченный представитель ЗАО «Ассорти» в Управление Росприроднадзора по Республике Коми для вручения акта проверки не явились, в связи с чем ** ** ** акт проверки с приложением предписаний об устранении выявленных нарушений был направлен в адрес ЗАО «Ассорти» заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Материалами дела подтверждается факт направления акта проверки и оспариваемого предписания в адрес ЗАО «Ассорти» по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении ** ** **. Указанные документы были получены ЗАО «Ассорти» ** ** **
В соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных указанным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К грубым нарушениям относится, в том числе, нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 16 указанного Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Таким образом, грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок является непредставления проверяемому лицу акта проверки как такового, а не направление акта проверки по почте спустя какой-либо промежуток времени.
В рассматриваемом случае акт проверки был направлен проверяемому лицу в соответствии с положениями ч. 4 ст. 16 указанного Федерального закона. Каких-либо оснований считать, что в период времени с момента составления акта (... часов ... минут ** ** **) до отправления акта проверки по почте (** ** **) имелась возможность вручения акта проверки руководителю или уполномоченному представителю ЗАО «Ассорти», у суда не имеется.
Также суд находит необоснованным довод ЗАО «Ассорти» об отсутствии возможности исполнения предписания в связи с тем, что представление корректирующих расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь в дополнение к первичному расчету указанной платы, который ЗАО «Ассорти» не производило.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам ЗАО «Ассорти» представляло в Управление Росприроднадзора по Республике Коми расчеты платы за негативного воздействия на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы ** ** ** года и 1 квартал ** ** ** года, однако, такие расчеты были произведены без учета вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников выбросов за указанные периоды. Плата за выброс вредных (загрязняющих) веществ ЗАО «Ассорти» за указанные периоды вносилась, но без учета плата за выброс вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников выбросов.
Кроме того, согласно акту внеплановой выездной проверки №... от ** ** ** ЗАО «Ассорти» в порядке исполнения последующего предписания от ** ** ** №... (с теми же требованиями) были представлены необходимые корректирующие расчеты. Указанное свидетельствует о том, что оспариваемое предписание не являлось неисполнимым.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, в ходе проведения в отношении ЗАО «Ассорти» плановой выездной проверки грубых нарушений требований к ее организации и проведению, в понимании ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, должностными лицами Управления Росприроднадзора по Республике Коми допущено не было, в связи с чем требования ЗАО «Ассорти» к Управлению Росприроднадзора по Республике Коми об отмене предписания №... от ** ** ** об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды удовлетворению не подлежат.
На основании ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей возмещению ЗАО «Ассорти» не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175, 219, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Восстановить ЗАО «Ассорти» срок на подачу административного искового заявления об отмене предписания Управления Росприроднадзора по Республике Коми №... от ** ** ** об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В удовлетворении требований ЗАО «Ассорти» к Управлению Росприроднадзора по Республике Коми об отмене предписания №... от ** ** ** об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды отказать полностью.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей возмещению ЗАО «Ассорти» не подлежат.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин