Решение по делу № 12-338/2021 от 13.01.2021

№ 12-338/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Махачкала 17 мая 2021 года

Судья Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан Магомедов М.Г., рассмотрев жалобу представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям РД по доверенности Абакаровой М.А. на постановление Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора №388 от 22.12.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении Министерства по земельным и имущественным отношениям РД,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 388 от 22.12.2020 года Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее Минимущество Дагестана) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения.

С указанным постановлением Министерство по земельным и
имущественным отношениям РД не согласилось и подало жалобу на предмет
его отмены, ссылаясь на то, что указанным постановлением проведен
рейдовый осмотр земельных участков, расположенных в Ногайском районе в
кадастровом квартале 05:03, в ходе которого в границах кадастрового квартала 05:03:000001 (по координатам точек 44.670029 46.025082) обнаружен земляной амбар площадью 15 кв.м., заполненный жидкостью темного цвета со специфическим запахом похожим на нефтепродукты. Вышеуказанный амбар не оборудован надлежащим образом для предотвращения разлива и сбора утечек загрязняющих веществ.

В рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, Управлением выявлено правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования в области охраны собственности, за которое предусмотрена ст.8.1 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

При этом, по указанным в постановлении координатам невозможно определить местоположение земельного участка ввиду несоответствия представленных координат, а именно координаты 44.670029 46.025082 не отнесены ни к одной эксплуатируемой системе координат.

Вместе с тем, в постановлении от 22.12.2020 № 388 не
указан кадастровый номер земельного участка, однако Министерство
привлечено к административной ответственности как собственник.

Само обозначение координат земельных участков в постановлении
Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора о
назначении административного наказания от 22 декабря 2020 г. № 388 не позволяет индивидуализировать земельные участки и не подтверждает права собственности Минимущества Дагестана.

Таким образом, отсутствуют допустимые и достаточные доказательства,
подтверждающие вину Минимущества Дагестана в совершении
административного правонарушения в области охраны окружающей среды и
природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1
КоАП РФ.

22.03.2021г. Министерство по земельным и имущественным отношениям РД дополнило жалобу, указав на то, что обжалуемое постановление вынесено в отношении Министерства исходя из мнения Управления о том, что эти земли относятся к республиканской собственности. При этом, каких-либо документов, подтверждающие это в материалах дела не имеется.

Поскольку не установлено, что земельный участок относится к государственной собственности РД, является безосновательным и единственный довод Управления о виновности Министерства как собственника земельного участка.

Если даже допустить, что земельный участок, на котором имеет место нарушение норм экологического законодательства ( в данном случае ст. 8.1 КоАП РФ), относится к государственной собственности РД, то это не было бы достаточным основанием для признания Министерства виновным в совершении административного правонарушения. Все земельные участки, находящиеся в собственности РД, расположенные в Ногайском районе находятся в пользовании различных сельхоз товаропроизводителей. Следовательно, в случае нарушений природоохранного законодательства на арендованном земельном участке, вопрос собственности возникает относительно к использованию земельного участка, а не к публично-правовому образованию, которое является арендодателем и не осуществляет какую-либо деятельность на участке.

Для признания Министерства виновным в совершении вменяемого правонарушения, Управление должно было достоверно установить наличие в
действиях Министерства состава административного правонарушения,
ответственность за которое установлена ст.8.1 КоАП РФ.

При этом, административным органом не установлено, что выявленный
факт порчи земельного участка является следствием деятельности
Министерства.

Материалы дела не содержат фактов, характеризующих правонарушение,
не указана форма вины Министерства: умышлено либо по неосторожности,
правонарушение стало результатом неправомерных действий либо бездействия
Министерства и т.п. Обжалуемым постановлением Министерство признано
виновным в совершение административного правонарушения при всей
очевидности того, что обнаруженное Управлением загрязнение земельного
участка является результатом неправомерных действий неустановленных лиц.

Если земельный участок относится к государственной собственности
Республики Дагестан, то Министерство является субъектом, чьи права были
нарушены действиями лиц по загрязнению земельного участка, которые
надлежит защищать от неправомерных действий третьих лиц.

Для привлечения к ответственности Управлению следовало установить
лиц, чьими непосредственными действиями осуществлено загрязнение
земельного участка.

Таким образом, обжалуемое постановление не основано на законе и
подлежит отмене, так как вынесено в отношении лица, в чьих действиях
отсутствует состав административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ).

В адрес Министерства вынесено представление №02-02-36/1/2020 от 22.12.2020г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ.

Исходя из того, что в действиях Министерства отсутствует состав
административного правонарушения и к административной ответственности
оно привлечено необоснованно, вынесенное на основании обстоятельств,
отраженных в обжалуемом постановлении представление является незаконным
и подлежит отмене.

Представитель Министерства по земельным и имущественным
отношениям РД по доверенности Адамова С.З. в судебном заседании жалобу
поддержала по изложенным в ней основаниям, просила ее удовлетворить в
полном объеме.

Выслушав представителя Минимущества РД, исследовав материалы дела,
прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях
являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение
обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия
(бездействия).

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной
ответственности только за те административные правонарушения, в отношении
которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица,
привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого
лица.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 КоАП РФ. Как следует их материалов дела, основанием для привлечения Министерства по земельным и имущественным отношениям РД к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 07.12.2020г. №02-02-36/2020 выводы государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Ибрагимова З.К. о том, что в ходе рейдового осмотра в границах кадастрового квартала 05:03:000001 (по координатам точек 44.670029 46.025082) обнаружен земляной амбар площадью 15 кв.м., заполненный жидкостью темного цвета со специфическим запахом похожим на нефтепродукты. Вышеуказанный амбар не оборудован надлежащим образом для предотвращения разлива и сбора утечек загрязняющих веществ.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны
окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному
Абдуллаевым М.А. по делу об административном правонарушении № 388 от 22.12.2020 Министерство по земельным и имущественным
отношениям РД признано виновным в совершении административного
правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнуто
административному наказанию в виде предупреждения.

Представлением об устранении причин и условий, способствовавших
совершению административного правонарушения от 22.12.2020 г. за №02-02-
36/1/2020, вынесенного государственным инспектором РФ в области охраны
окружающей среды по СКФО Абдулаевым М.А., на Министерство по
земельным и имущественным отношениям РД возложена обязанность принять
меры по устранению причин и условий, способствующих совершению
административного правонарушения.

В результате административного расследования, проведенного органом государственного надзора, подтвердился факт несанкционированного размещения земляного амбара площадью 15 кв.м., заполненный жидкостью темного цвета со специфическим запахом похожим на нефтепродукты. Вышеуказанный амбар не оборудован надлежащим образом для предотвращения разлива и сбора утечек загрязняющих веществ.

Субъектами рассматриваемых правонарушений могут выступать
граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные
предприниматели. С субъективной стороны рассматриваемые составы
административных правонарушений характеризуются как умышленной, так и
неосторожной формами вины.

Таким образом, административная ответственность по ст. 8.1 КоАП
РФ наступает в случае, когда лицо осознанно совершает действия, выразившееся в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Между тем, ни в оспариваемом постановлении, ни в материалах дела об административном правонарушении не содержится сведений о том, что Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан осуществляет деятельность выразившееся в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов в границах кадастрового квартала 05:03:000001 ( по координатам точек 44.670029 46.025082).

В соответствии с требованиями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган.

Бесспорных доказательств совершения Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан правонарушения, предусмотренного статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при возбуждении дела об административном правонарушении и в ходе его рассмотрения по существу получено не было, а имеющиеся по делу сомнения подлежат толкованию в пользу привлекаемого к ответственности лица.

Таким образом, должностным лицом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, а само постановление о назначении административного наказания вынесено на не достаточных и неполно исследованных доказательствах по делу, в связи с чем, не может быть признано законным и обоснованным.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования данных норм о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела не соблюдены, обстоятельства, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснены, доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не исследованы, надлежащая оценка им не дана. Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан является субъектом вмененного ему административного правонарушения, не добыто, материалы дела таких доказательств не содержат.

В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах состоявшиеся в отношении Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.

В соответствии со ч.1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Предусмотренные данной статьей представления об устранении причин и
условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в
постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть
обжалованы вместе с таким постановлением.

Как следует из жалобы, одновременно с постановлением о привлечении к
административной ответственности Минимуществом РД обжаловано и
вынесенное должностным лицом представление N02-02-36/1/2020 от
22.12.2020г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению
административного правонарушения, где ставится вопрос о его отмене.

Поскольку наличие в действиях Минимущества РД состава
административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ не
подтверждено, вынесение в порядке статьи 29.13 КоАП РФ представления в
адрес Министерства положениям данной нормы не соответствует, в связи с
чем, оно также подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ

РЕШИЛ:

Жалобу представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям РД по доверенности Абакаровой М.А. удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области
охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу
Абдуллаева М.А. №388 от 22.12.2020 по делу об
административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в
отношении Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Представление старшего государственного инспектора РФ в области
охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу
Абдуллаева М.А. N 02-02-36/1/2020 от 22.12.2020г. об устранении причин и
условий, способствовавших совершению административного правонарушения
отменить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.Г. Магомедов

12-338/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Министерство по земельным и имущественным отношениям РД
Суд
Кировский районный суд г. Махачкала
Судья
Магомедов Мурад Гаджиявович
Статьи

8.1

Дело на странице суда
kirovskiy.dag.sudrf.ru
13.01.2021Материалы переданы в производство судье
19.01.2021Истребованы материалы
25.03.2021Поступили истребованные материалы
20.04.2021Судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее