РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2018 года г. Иркутск
Иркутский районный суд в составе: председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Белугиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к Муниципальному общеобразовательному учреждению Иркутского районного муниципального образования «Ширяевская средняя общеобразовательная школа» об обязании выполнить предписание,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, обращаясь в суд с иском к МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ», указало, что **/**/**** истцом была проведена проверка соблюдения санитарно – эпидемиологического законодательства РФ, по результатам проверки составлен акт проверки № от **/**/****, предоставлен срок для исполнения нарушений.
С целью устранения выявленных нарушение Управлением Роспотребнадзором была проведена проверка исполнения пунктов предписания и установлено, что не исполнен п. 7 предписания: провести ремонт оконных рам, подоконников, с ремонтом форточек и установкой целых полотен стекол согласно п.п. 6.8, 6.9, 6.10, 12.3 СанПиН 2.**/**/****-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». У 37 окон не заменены нецельные стеклополотна, из которых 14 окон на втором этаже в коридорных помещениях, 15 окон на первом этаже в коридорных помещениях, 1 окно в раздевалке для девочек, 1 окно в раздевалке для мальчиков, 6 окон в спортивном зале (вместо цельных стеклополотен на 6 окнах установлен материал, напоминающий поликарбонат), что является нарушением п.6.10 СанПиН 2.**/**/****-10, оконные проемы из старых оконных рам, старых подоконников, на поверхности которых большие слои краски, которые местами с неровной поверхностью, что может привести к микробной обсемененности, накоплению в учебных помещениях инфекционных заболеваний, размножению патогенных микроорганизмов и распространению инфекционных заболеваний среди детей и взрослых, что является нарушением п. 12.3 СанПиН 2.**/**/****-10, окна ветхие, из-за чего невозможно открывать форточки и проветривать помещение, является нарушением п.п.6.8, 6.9 санПиН 2.**/**/****-10. МОУ Ширяевская СОШ разработан план мероприятий по выполнению предписания Управления Роспотребнадзора Иркутской области, в план мероприятий включена замена оконных блоков в количестве 30 штук, работы планируется провести в два этапа, первый – в декабре 2017 г., второй – в августе 2018 г.
Не исполнен п. 9 предписания – В санузлах установить кабинки с дверцами согласно п.4.25, 4.28 СанПиН 2.**/**/****-10, кабинки не установлены. По представленной информации Министерством образования Иркутской области от **/**/**** «О рассмотрении представления» в рамках соблюдения санитарного законодательства МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» разработан план мероприятий по выполнению предписания. В план мероприятий включен капитальный (выборочный ремонт) туалетных комнат, установка кабинок, который планируется провести в декабре 2017 года.
По результатам проверки составлен акт проверки № от **/**/**** от **/**/****, в отношении МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» составлен протокол об административном правонарушении.
Истец полагает, что МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» не исполняет предписание №, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и требования санитарно – эпидемиологического законодательства.
Просит: обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Ширяевская средняя общеобразовательная школа» выполнить пункты 7, 9 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно – эпидемиологический надзор № от **/**/****, а именно п. 7 – провести ремонт оконных рам, подоконников с ремонтом форточек и установкой целых полотен стекол согласно п.п.6.8., 6.9, 6.10, 12.3 СанПиН 2.**/**/****-10, пункт 9 – в санузлах установить кабинки с дверцами согласно п.4.25, п.4.28 СанпиН 2.**/**/****-10.
В судебном заседании представитель истца Албул А.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчика МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» Шуткин С.А., Романов В.Ю. против удовлетворения заявленных требований возражали, указав, что на время проведения ремонтных и строительных работ необходимо закрытие образовательного учреждения, в связи с чем исполнить пункты предписания возможно только в летний период времени, вместе с тем, уже сейчас ответчиком проведены подготовительные работы, частично проведен ремонт.
Представитель администрации Иркутского районного муниципального образования в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также отзыв на исковое заявление, в котором против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что в целях исполнения п.7 предписания МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» по результатам проведения электронного аукциона с ООО «Строительная Компания ПРОГРЕСС» был заключен контракт от **/**/**** №-э-17/41 на выполнение работ по капитальному выборочному ремонту оконных проемов МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» на общую сумму 605 633,74 руб. Работы по контракту выполнены в полном объеме, что подтверждается актом от **/**/**** № о приемке выполненных работ за 2017 г. и справкой о стоимости выполненных работ. В части исполнения п.9 предписания Управление образования администрации Иркутского района подготовлен план проведения ремонтных работ на 2018 г., согласно которому капитальный (выборочный) ремонт школьных туалетов на 1, 2 этажах планируется на 2018 г. Просил в иске отказать.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на юридических лиц возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи ст. 51 Закона РФ от **/**/**** № «Об образовании» (далее по тексту решения – Закон) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, и, согласно пункту 3 части 3 стать 32 Закона, несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от **/**/**** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от **/**/**** № утверждены СанПин 2.4.22821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях-. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», направленные на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с пунктом 6.6 СанПин 2.4.22821-10 учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
Согласно пунктам 6.8, 6.9, 6.10 СанПин 2.4.22821-10 окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
При замене оконных блоков площадь остекленения должна быть сохранена или увеличена.
Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.
Остекление должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
Судом установлено, что МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» зарегистрировано в качестве юридического лица, в соответствии с Уставом имеет право на ведение образовательной деятельности.Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области проведена плановая выездная проверка соблюдения МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» требований законодательства в сфере защиты прав потребителя и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проверки **/**/**** главным специалистом – экспертом ОНУВО Управления Роспортребнадзора по Иркутской области внесено предписание № об устранении нарушений законодательства, согласно которому названному образовательному учреждению предписано устранить нарушения 11 пунктов предписания.
**/**/**** в отношении МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» Управлением Роспортебнадзора по Иркутской области была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения предписания № от **/**/**** должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно – эпидемиологический надзор.
В ходе проверки было установлено, что МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» не выполнены два пункта предписания, а именно, пункт 7 предписания, которым предписано провести ремонт оконных рам, подоконников, с ремонтом форточек и установкой целых полотен стекол согласно п.п. 6.8, 6.9, 6.10, 12.3 СанПиН 2.**/**/****-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Установлено, что у 37 окон не заменены нецельные стеклополотна из которых 14 окон на втором этаже в коридорных помещениях, 15 окон на первом этажэе в коридорных помещениях, 1 окно в раздевалке для девочек, 1 окно в раздевалке для мальчиков, 6 окон в спортивном зале (вместо цельных стеклополотен на 6 окнах установлен материал, напоминающий поликарбонат), что является нарушением п.6.10 СанПиН 2.**/**/****-10, оконные проемы из старых оконных рам, старых подоконников, на поверхности которых большие слои краски, которые местами с неровной поверхностью, что может привести к микробной обсемененности, накоплению в учебных помещениях инфекционных заболеваний, размножению патогенных микроорганизмов и распространению инфекционных заболеваний среди детей и взрослых, что является нарушением п. 12.3 СанПиН 2.**/**/****-10, окна ветхие, из-за чего невозможно открывать форточки и проветривать помещение, является нарушением п.п.6.8, 6.9 санПиН 2.**/**/****-10.
Не исполнен п. 9 предписания, которым предписано в санузлах установить кабинки с дверцами согласно п.4.25, 4.28 СанПиН 2.**/**/****-10, кабинки не установлены.
Рассматривая заявленные истцом требования, суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п.4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства (ст. 28 указанного закона).
В соответствии со ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» **/**/**** № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (п.1), программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям (п.2).
Согласно п.4.25 СанПиН 2.**/**/****-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от **/**/**** № на каждом этаже общеобразовательного учреждения должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами и с дверями.. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек. В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.
Возражая против заявленных требований, МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» ссылается на то, что во исполнение предписания Управления Роспотребнадзора по Иркутской области была проведена закупка работ по ремонту окон, представлен акт выполненных работ от **/**/**** и справка о стоимости работ от **/**/****, также в подтверждение представлены фотографии замененных оконных рам, вместе с тем, из указанных доказательств не возможно установить объем замененных окон в соответствии с п. 7 предписания. Факт неисполнения п. 9 предписания ответчик не оспаривает, указывает лишь на то, что производство ремонтных и строительных работ целесообразно проводить в летнее время в отсутствие учеников школы.
При указанных обстоятельствах, исходя из того, что выявленные Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране здоровья несовершеннолетних не устранены, оказывают отрицательное влияние и создают угрозу здоровью несовершеннолетних учащихся МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ», тогда как в силу ст.ст. 2, 45 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме, установив срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком: пункт 7 предписания в срок до **/**/****, пункт 9 предписания – в срок до **/**/****.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к Муниципальному общеобразовательному учреждению Иркутского районного муниципального образования «Ширяевская средняя общеобразовательная школа» об обязании выполнить предписание - удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Ширяевская средняя общеобразовательная школа» выполнить пункт 7 законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно – эпидемиологический надзор № от **/**/**** – в срок до **/**/****.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Ширяевская средняя общеобразовательная школа» выполнить пункт 9 законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно – эпидемиологический надзор № от **/**/**** – в срок до **/**/****.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.П. Коткина