РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Клин Московской области «3» июля 2018 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шарапова Д.Г.,
при секретаре Зубрик В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1845/18 по административному исковому заявлению Бахметьевой Т. А. к Администрации городского округа Клин, начальнику управления по вопросам безопасности Администрации городского округа Клин Белоконю П. Ю., ОМВД России по городскому округу Клин, 4 отделению 7 окружного отдела УФСБ России по гор. Москве и Московской области о признании незаконными действий при рассмотрении уведомления административного истца о проведении публичного мероприятия, возложении обязанности согласовать заявленное мероприятие и не препятствовать проведению мероприятия, Администрации городского округа Клин и Правительству Московской области о признании незаконным бездействия,
установил:
Бахметьева Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Клин и начальнику управления по вопросам безопасности Администрации городского округа Клин Белоконю П. Ю. о признании незаконными действий, выразившихся в препятствовании по надуманным основаниям проведению мирного публичного мероприятия, в отказе согласования заявленного мероприятия, в ненаправлении предложений об изменении времени или места проведения мероприятия, приемлемых для достижения целей мероприятия при невозможности проведения его в заявленном месте, к ОМВД России по городскому округу Клин и 4 отделению 7 окружного отдела УФСБ России по гор. Москве и Московской области о признании незаконным несогласование проведения указанного публичного мероприятия в заявленной или каких-либо иных площадках, к Администрации городского округа Клин и Правительству Московской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неопределении конкретных границ территории и акватории, в пределах которых вводятся усиленные меры безопасности, и категорий граждан, в отношении которых они вводятся, неознакомлении с введенными мерами безопасности, необорудование спортивных сооружений станциями автоматического контроля за состоянием атмосферного воздуха, включая его загрязнение, уклонении от определения мест, количества участников и временных интервалов для проведения мероприятия, возложении на Белоконя П. Ю., Администрацию городского округа Клин, ОМВД России по городскому округу Клин и 4 отделение 7 окружного отдела УФСБ России по гор. Москве и Московской области обязанности согласовать заявленное мероприятие и не препятствовать проведению мероприятия в заявленном месте в заявленное время.
Автор административного искового заявления свои доводы мотивировал следующим.
Административным истцом 22 июня 2018 года в Администрацию городского округа Клин (далее Администрация) было подано уведомление о проведении 7 июля 2018 года публичного мероприятия в форме митинга- концерта в городе Клину на стадионе «Строитель».
Истцу 24 июня 2018 года был направлен ответ Администрации, в котором не содержалось установленных законом сведений, в том числе обоснованное предложение об изменении места, времени мероприятия, информации об установленной норме предельной заполняемости территории, в месте проведения мероприятия, мотивированное предупреждение об ответственности, чем орган местного самоуправления нарушил ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ). Каких-либо запретов на проведение публичного мероприятия в заявленном истцом месте федеральные законы не содержат, проведение мероприятий не создает угрозы безопасности и обрушений.
Также в обоснование своих требований административный истец ссылается на ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ) и Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» (далее Указ Президента от 9 мая 2017 года № 202), указывая, что в ответе Администрации не указаны нормативные границы территории и акватории не вводятся, информация о мерах безопасности и правовых основаниях их введения для жителей Клина не сообщалась, альтернативных мест проведения мероприятия ей не предлагалось.
Также в обоснование своих требований истец ссылается на ст. 31 Конституции Российской Федерации и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 484-О-П «По жалобе граждан Лашманкина А. В., Шадрина Д. П. и Шимоволоса С. М. на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» считая, что отказ в согласовании мероприятия незаконен в рамках действующего законодательства и актов международного права.
Административный истец Бахметьева Т.А. доводы своего административного искового заявления поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Белоконь П.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители административных ответчиков Правительства Московской области по доверенности Перьминова А.М. и УФСБ России по гор. Москве и Московской области по доверенности Кузнецов А.А. в судебное заседание также не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные возражения.
Руководствуясь ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Клин по доверенности Зиберев С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, полагая его необоснованным.
Представитель административных ответчиков ОМВД России по городскому округу Клин по доверенности Анискина М.А. также возражала против удовлетворения административного искового заявления, представила письменные возражения.
Выслушав административного истца и явившихся представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Административным истцом 22 июня 2018 года в Администрацию городского округа Клин было подано уведомление о проведении 7 июля 2018 года публичного мероприятия в форме митинга-концерта в городе Клину на стадионе «Строитель».
24 июня 2018 года истцу был направлен ответ Администрации, из которого следует, что в связи с несогласованием ОМВД России по городскому округу Клин и 4 отделением 7 окружного отдела УФСБ России по гор. Москве и Московской области проведения указанного публичного мероприятия, Администрация городского округа Клин отказывает заявителю в согласовании проведения указанного публичного мероприятия, в связи с чем, его проведение не допускается.
Также, в соответствии с названным ответом ОМВД России по городскому округу Клин (от 22 июня 2018 года № 60/6233) до сведения истца доведена необходимость переноса мероприятия на дату после 25 июля 2018 года с соответствующей предварительной подачей уведомления в Администрацию городского округа Клин с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ в период проведения спортивного соревнования Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя, в том числе ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями.
Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202 на территориях субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее чемпионат мира по футболу и Кубок конфедераций), а также в прилегающих к ним акваториях введены усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций с 1 июня по 12 июля 2017 года и чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 года.
Московская область относится к числу субъектов Российской Федерации, в пределах которой расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Данный факт является общеизвестным, а также подтверждается Письмом начальника ГУ МВД России по Московской области № 19/342 в адрес территориальных структурных подразделений МВД России, из которого, в частности, следует, что на территории Московской области осуществляется использование объектов для тренировок и проживания команд-участниц чемпионата мира, транспортной инфраструктуры, посещение иностранными гражданами туристических зон.
Таким образом, на территории Московской области в настоящее время действуют усиленные меры безопасности в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202.
Согласно п. 11 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202 в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 года и в период с 25 мая по 25 июля 2018 года могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.
Ответами 4 отделения 7 окружного отдела УФСБ России по гор. Москве и Московской области от 22 июня 2018 года и ОМВД России по городскому округ Клин от 22 июня 2018 года № 60/6233 на письмо начальника Управления по вопросам безопасности Администрации городского округа Клин от 22 июня 2018 года отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого было подано административным истцом.
Из пояснений представителя ОМВД по городскому округу Клин в судебном заседании и представленных ей возражений на административный иск следует, что во исполнение приказа ГУ МВД России по Московской области от 15 февраля 2018 года № 51 осуществляется комплекс мер по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка на объектах, задействованных в период проведения чемпионата мира по футболу, а также туристических зонах и на маршрутах следования к ним. МВД России и ГУ МВД России по Московской области указано в качестве общих требований на период введения усиленных мер безопасности временно ограничить проведение публичных мероприятий в окружении объектов проводимых соревнований, транспортной инфраструктуры, на туристических маршрутах и других местах массового пребывания жителей и гостей региона.
Из представленных письменных возражений представителя УФСБ по гор. Москве и Московской области на административный иск также следует, что фактически при принятии решений о несогласовании публичных акций Управление исходило, в том числе из необходимости исполнения обязанности, установленной в п. о ст. 12 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» об обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий.
В связи с задействованием сил и средств Управления и других правоохранительных органов в реализации на территории Московской области усиленных мер безопасности, предусмотренных п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202 на объектах спортивных соревнований, транспортной инфраструктуры, в местах проживания и пребывания футбольных команд и их болельщиков, обеспечить безопасность публичного мероприятия в гор. Клину не представлялось возможным, по указанной причине было отказано в согласовании проведения массовых мероприятий в гор. Клину.
В соответствии с вышеизложенным суд приход к выводу о законности и обоснованности оспариваемых действий ответчиков по несогласованию проведения заявленного административным истцом публичного мероприятия и письма Администрации городского округа Клин в адрес административного ответчика от 22 июня 2018 года, поскольку при вышеописанных условиях действующих усиленных мер безопасности в соответствии с п.п. 1 и 11 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202 на территории Московской области, в отсутствие согласования территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности, публичное мероприятия, заявленное административным истцом, проводиться не может. По этим же основаниям суд приходит к выводу о законности отказа согласования заявленного мероприятия и об отсутствии фактов чинения препятствий административному истцу со стороны Администрации и начальника Управления по вопросам безопасности Белоконя П.Ю. в проведении публичного мероприятия, в связи с чем, соответствующие требования также не подлежат удовлетворению.
Относительно требования о признании незаконным бездействия Администрации и Правительства Московской области, выразившегося в неопредлении конкретных границ территории и акватории, в пределах которых вводятся усиленные меры безопасности, и категорий граждан, в отношении которых они вводятся, неознакомлении административного истца с введенными мерами безопасности суд отмечает, что границы, в пределах которых введены усиленные меры безопасности определены в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202, и в данном случае включают территорию всей Московской области. Граждане, проживающие и работающие в пределах границ территории Московской области, на которой в соответствии с указанными нормами введены усиленные меры безопасности, а также граждане, прибывающие на эту территорию, ознакомлены с введенными мерами путем опубликования Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202 (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10 мая 2017 года, «Российская газета», № 99, 11 мая 2017 года, «Собрание законодательства Российской Федерации», 15 мая 2017 года, № 20, ст. 2900). Оборудование объектов спорта, предназначенных для проведения спортивных соревнований станциями автоматического контроля за состоянием атмосферного воздуха, включая его загрязнение, не относится к предмету настоящего спора, связанного с отказом в согласовании публичного мероприятия, информации о наличии таких объектов на территории городского округа Клин у суда не имеется. В связи с изложенным, соответствующие требования административного истца также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175 -180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Бахметьевой Т. А. к Администрации городского округа Клин и начальнику управления по вопросам безопасности Администрации городского округа Клин Белоконю П. Ю. о признании незаконными действий, выразившихся в препятствовании по надуманным основаниям проведению мирного публичного мероприятия, в отказе согласования заявленного мероприятия, в ненаправлении предложений об изменении времени или места проведения мероприятия, приемлемых для достижения целей мероприятия при невозможности проведения его в заявленном месте, к ОМВД России по городскому округу Клин и 4 отделению 7 окружного отдела УФСБ России по гор. Москве и Московской области о признании незаконным несогласование проведения указанного публичного мероприятия в заявленной или каких-либо иных площадках, к Администрации городского округа Клин и Правительству Московской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неопределении конкретных границ территории и акватории, в пределах которых вводятся усиленные меры безопасности, и категорий граждан, в отношении которых они вводятся, неознакомлении с введенными мерами безопасности, необорудование спортивных сооружений станциями автоматического контроля за состоянием атмосферного воздуха, включая его загрязнение, уклонении от определения мест, количества участников и временных интервалов для проведения мероприятия, возложении на Белоконя П. Ю., Администрацию городского округа Клин, ОМВД России по городскому округу Клин и 4 отделение 7 окружного отдела УФСБ России по гор. Москве и Московской области обязанности согласовать заявленное мероприятие и не препятствовать проведению мероприятия в заявленном месте в заявленное время, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня его оглашения.
Судья Клинского городского суда Д.Г. Шарапов