Дело № 2-410/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2016 года пос. Верхний Ландех
Пестяковский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кокурина Н.Ю.,
при секретаре Саковой Е.В.,
с участием:
заместителя прокурора Верхнеландеховского района Прокудина М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мытского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Верхнеландеховского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Мытского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района <адрес>:
- о признании незаконным бездействия администрации Мытского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района <адрес> по чистке, дезинфекции и промывке колодца, расположенного на <адрес>;
- об обязании администрации Мытского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района <адрес> в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить чистку, дезинфекцию и промывку колодца, расположенного на <адрес>.
Ссылаясь на п.4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», свои требования он мотивирует тем, что прокуратурой района в соответствии с указанием прокурора <адрес> от 18.06.2013 № 42/15 «О повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в системе жилищно-коммунального комплекса» проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ в части реализации органами местного самоуправления полномочий по водоснабжению и водоотведению населенных пунктов.
По результатам проверки установлено, что на <адрес> муниципального района имеется колодец для обеспечения водоснабжения населения, чистка, дезинфекция и промывка которого длительное время не проводилась, ввиду нехватки средств бюджета на эти цели. Вода в колодце на момент проверки имеет мутную консистенцию.
В соответствии с п.п. 5.5, 5.6 санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002, чистка колодца (каптажа) должна производиться не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления.
После каждой чистки или ремонта должна производиться дезинфекция водозаборных сооружений хлорсодержащими реагентами и последующая их промывка.
Неисполнение администрацией поселения обязанности по чистке колодца нарушает права неопределенного круга лиц (пользователей) на получение качественных услуг водоснабжения и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Заместитель прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области Прокудин М.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом. В представленном письменном отзыве Глава Мытского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района Тарасова О.Н. просит рассмотреть дело без участия представителя администрации, исковые требования признает в полном объеме.
Суд, в силу ч. 5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
По заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Таким образом, прокурор Верхнеландеховского района, обращаясь в суд с настоящим иском, действует в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 7 Устава Мытского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района <адрес> к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по осуществлению полномочий по водоснабжению на территории Мытского сельского поселения возложена на администрацию Мытского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района <адрес>.
В силу ч.2 ст. 2 Устава Мытского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района <адрес> относится к территории Мытского сельского поселения.
В силу ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения организуют нецентральное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет права граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 18 указанного Закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 19 указанного Закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 39 указанного Закона, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. п. 1.2, 5.5, 5.6 "СанПиН 2.1.4.1175-02.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2002 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.12.2002 N 4059), "Санитарные правила и нормы" устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. Чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления. После каждой чистки или ремонта должна производиться дезинфекция водозаборных сооружений хлорсодержащими реагентами и последующая их промывка.
Таким образом, нормативно определены требования к содержанию и эксплуатации водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения, включающие в себя, в числе прочего, и обязанность по чистке колодца (каптажа), его дезинфекции и промывке с периодичностью не реже одного раза в год.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ в части реализации органами местного самоуправления полномочий по водоснабжению и водоотведению населенных пунктов.
По результатам проверки установлено, что на <адрес> имеется колодец для обеспечения водоснабжения населения, чистка, дезинфекция и промывка которого не проводилась длительное время, ввиду нехватки средств бюджета поселения на эти цели (л.д. 5, 6).
Неисполнение ответчиком обязанности по чистке колодца нарушает права неопределенного круга лиц (пользователей) на получение качественных услуг водоснабжения и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Следовательно, бездействие администрации Мытского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района по чистке, дезинфекции и промывке колодца, расположенного на <адрес> является незаконным.
Непринятие мер по организации водоснабжения препятствует обеспечению граждан услугами по водоснабжению надлежащего качества, что влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятные условия проживания.
При указанных обстоятельствах суд находит требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку ответчиком сроки исполнения обязанности не оспариваются, то суд соглашается со сроками, предложенными прокурором района.
В соответствии с пп. 9 и пп. 19 п. 1 ст. 333.36. НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мытского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района <адрес> по чистке, дезинфекции и промывке колодца, расположенного на <адрес>.
Обязать администрацию Мытского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района <адрес> осуществить чистку, дезинфекцию и промывку колодца, расположенного на <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пестяковский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме «31» марта 2016 года.
Председательствующий ________________Н.Ю. Кокурин