Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 декабря 2018 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Матрозе Л.Ю., с участием представителей административного ответчика Законодательного Собрания Иркутской области Петрова А.А., действующего на основании доверенности от 5 октября 2018 года № Д-35, и Ракитской А.Н., действующей на основании доверенности от 5 октября 2018 года № Д-37, представителя административного ответчика Губернатора Иркутской области и заинтересованного лица Правительства Иркутской области Старчак Е.А., действующей на основании доверенностей от 5 сентября 2018 года № 02-01-4409/18 и от 23 мая 2018 года № 02-09-2403/18, представителя заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области Везинг Т.В., действующей на основании доверенности от 10 августа 2018 года № 02-51-12038/18, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Румянцевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-168/2018 по административному исковому заявлению Феоктистовой А.А. к Законодательному Собранию Иркутской области, Губернатору Иркутской области о признании не действующей в части статьи 5 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области»,
У С Т А Н О В И Л:
Феоктистова А.А. в обоснование административного искового заявления с учетом уточнений указывает, что на уровне Иркутской области как субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом, регулирующим права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, приравненных к ним, на обеспечение жилыми помещениями являются:
- Закон Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ) в редакции Законов Иркутской области от 16 декабря 2013 года № 127-ОЗ, от 22 января 2014 года № 19-ОЗ, от 16 июня 2014 года № 72-ОЗ, от 11 июля 2014 года № 97-ОЗ, от 10 марта 2015 года № 8-ОЗ, от 14 октября 2015 года № 77-ОЗ, от 14 октября 2015 года № 80-ОЗ, от 1 июня 2016 года № 36-ОЗ, от 27 декабря 2016 года № 137-ОЗ, от 15 ноября 2017 года № 75-ОЗ, от 15 ноября 2017 года № 77-ОЗ, от 21 июня 2018 года № 49-ОЗ. Официальная публикация: общественно-политическая газета «Областная» № 3 от 16 января 2013 года, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17 ноября 2017 года, общественно-политическая газета «Областная» № 132 от 24 ноября 2017 года, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 22 июня 2018 года.
- Постановление Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 года № 330-пп «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Постановление Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 года № 330-пп) в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 237-пп, от 31 октября 2014 года № 554-пп, от 3 октября 2016 года № 641-пп, от 12 марта 2018 года № 184-пп. Официальная публикация: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16 марта 2018 года, общественно-политическая газета «Областная» № 29, 21 марта 2018 года.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определенной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены законодательством субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ не предоставлено право субъектам Российской Федерации изменять сроки предоставления жилых помещений лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного государственного жилищного фонда.
Одной из целей, требования федерального закона о формировании списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, является определение потребностей в соответствующих объемах специализированного государственного жилищного фонда, для своевременного обеспечения жилыми помещениями. Поэтому специализированный государственный жилищный фонд должен формироваться исполнительным органом субъекта Российской Федерации в достаточном объеме и в надлежащие сроки, чтобы лица, внесенные в указанный список, были своевременно обеспечены жилыми помещениями, в соответствии с требованием федерального законодательства Российской Федерации.
Статьей 5 «Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот» Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ предусмотрено, что формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом на основании информации органа опеки и попечительства о месте жительства детей-сирот и принятых решениях об удовлетворении заявлений о предоставлении жилого помещения, а также с учетом мониторинга и прогнозирования состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства в Иркутской области и получаемой от органов местного самоуправления информации об условиях для жилищного строительства на территории соответствующего муниципального образования Иркутской области в порядке, установленном Правительством Иркутской области.
По мнению административного истца, отсутствие в Законе Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ четкого указания на сроки формирования специализированного государственного жилищного фонда в необходимых объемах для своевременного обеспечения жильем лиц в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, что позволяет должностным лицам Иркутской области на свое усмотрение исполнять требование Федерального закона о сроках обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также блокировать исполнение судебных решений по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц, что приводит не только к нарушению требования статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ о сроках обеспечения жильем, но к нарушению требования статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе» о немедленном исполнении судебного решения, вступившего в законную силу.
Также административный истец указывает, что она является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в связи с чем нарушены ее права и законные интересы по своевременному обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
Решением Кировского районного суда города Иркутска от 7 октября 2014 года, вступившим в законную силу 28 ноября 2014 года, Феоктистовой А.А. восстановлен срок на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, на Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству города Иркутска возложена обязанность включить Феоктистову А.А. в указанный список (дело № 2-2998/2014).
Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству города Иркутска от 16 декабря 2014 года Феоктистова А.А. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городу Иркутску.
Решением Кировского районного суда города Иркутска от 17 сентября 2015 года, вступившим в законную силу 20 октября 2015 года, на Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность предоставить Феоктистовой А.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте города Иркутска общей площадью не менее 33 кв.м. (дело № 2-3753/2015).
В целях принудительного исполнения Кировским районным судом города Иркутска 21 октября 2015 года выдан исполнительный лист.
5 ноября 2015 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство в отношении Министерства имущественных отношений Иркутской области с предметом исполнения: обязать предоставить жилое помещение, должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В установленный срок Министерством имущественных отношений Иркутской области требования исполнительного документа не исполнены.
Феоктистова А.А. просит суд признать не действующим нормативный правовой акт – статью 5 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» с момента его принятия в части отсутствия сроков формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации.
Определением Иркутского областного суда от 15 октября 2018 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечен Губернатор Иркутской области, в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Административный истец Феоктистова А.А. и ее представитель по доверенности от 1 октября 2018 года Лиманский Д.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители административного ответчика Законодательного Собрания Иркутской области Петров А.А. и Ракитская А.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании административный иск не признали, поддержали доводы возражений на административное исковое заявление, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель административного ответчика Губернатора Иркутской области и заинтересованного лица Правительства Иркутской области Старчак Е.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании административный иск не признала, полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы отзывов на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области Везинг Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании считала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, представила отзыв на административное исковое заявление, просила в его удовлетворении отказать.
Прокурор Румянцева А.А. в заключении указала, что административный иск подлежит удовлетворению.
Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся административного истца Феоктистовой А.А. и ее представителя Лиманского Д.В.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В данном деле административный истец оспаривает статью 5 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», которая изложена следующим образом:
«Статья 5. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот
1. В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот.
2. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом на основании информации органа опеки и попечительства о месте жительства детей-сирот и принятых решениях об удовлетворении заявлений о предоставлении жилого помещения, а также с учетом мониторинга и прогнозирования состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства в Иркутской области и получаемой от органов местного самоуправления информации об условиях для жилищного строительства на территории соответствующего муниципального образования Иркутской области в порядке, установленном Правительством Иркутской области.
Информация, указанная в абзаце первом настоящей части, направляется в орган по управлению имуществом ежегодно не позднее 1 ноября».
Судом установлено, что Феоктистова А.А. относится к категории лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые поставлены на специализированный жилищный учет.
Так, решением Кировского районного суда города Иркутска от 7 октября 2014 года Феоктистовой А.А. восстановлен срок на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, на Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству города Иркутска возложена обязанность включить Феоктистову А.А. в указанный список. Решение вступило в законную силу 28 ноября 2014 года.
Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству города Иркутска от 16 декабря 2014 года Феоктистова А.А. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городу Иркутску.
Решением Кировского районного суда города Иркутска от 17 сентября 2015 года на Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность предоставить Феоктистовой А.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте города Иркутска общей площадью не менее 33 кв.м. Решение вступило в законную силу 20 октября 2015 года.
Таким образом, административный истец Феоктистова А.А. является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя, в том числе необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, такие как широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) установлены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктами 1, 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 3 данной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.
Таким образом, федеральным законодателем предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Порядок, обеспечивающий своевременное обеспечение детей-сирот такими жилыми помещениями, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При этом установленный законом субъекта порядок не должен ограничивать права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо существенно затруднять реализацию прав, установленных федеральным законом.
На основании статей 4, 5, 7 и 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Статьями 9, 44, 46 Устава Иркутской области определено, что Законодательное Собрание Иркутской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Иркутской области. Законодательное Собрание Иркутской области осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Иркутской области как субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Иркутской области. Законодательное Собрание Иркутской области является однопалатным органом и состоит из сорока пяти депутатов, избираемых на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательное Собрание Иркутской области в пределах полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и Уставом Иркутской области, посредством принятия законов Иркутской области регулирует вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям Иркутской области как субъекта Российской Федерации.
В Иркутской области специальным законом, регулирующим права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями является Закон Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».
Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил, что проект указанного Закона Иркутской области внесен в Законодательное Собрание Иркутской области Губернатором Иркутской области Ерощенко С.В. 15 ноября 2012 года в порядке реализации права законодательной инициативы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 53 Устава Иркутской области (Указ Губернатора Иркутской области от 14 ноября 2012 года № 365-уг). К тесту законопроекта прилагались соответствующие приложения, имелась пояснительная записка, а также финансово-экономическое обоснование затрат для реализации полномочий субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Иркутской области.
В процессе подготовки законопроекта к рассмотрению получены заключения прокуратуры Иркутской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, Контрольно-счетной палаты Иркутской области, Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, правового управления аппарата Законодательного Собрания Иркутской области.
Решением комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области от 27 ноября 2012 года № 92/1 «О проекте закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» указанный законопроект внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Иркутской области и рекомендован к принятию в первом чтении с продолжением работы над ним во втором чтении.
Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 28 ноября 2012 года № 50/17-ЗС «О проекте закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» проект закона принят в первом чтении.
Решением комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области от 18 декабря 2012 года № 95/1 «О проекте закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» указанный проект закона внесен на рассмотрение сессии Законодательного собрания Иркутской области и рекомендован к принятию во втором (окончательном) чтении.
19 декабря 2012 года состоялась 52-я сессия Законодательного Собрания Иркутской области, на заседании присутствовало 34 депутата, за принятие закона проголосовало 32 депутата, 2 депутата воздержались.
Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 19 декабря 2012 года № 52/23-3C «О Законе Иркутской области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» проект закона принят во втором (окончательном) чтении и направлен Губернатору Иркутской области Ерощенко С.В. для обнародования.
Закон Иркутской области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» официально опубликован 16 января 2013 года в общественно-политической газете «Областная», № 3, 22 января 2013 года в официальном печатном издании Законодательного Собрания Иркутской области «Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области», № 52, (том 2).
Законами Иркутской области от 16 декабря 2013 года № 127-ОЗ, от 22 января 2014 года № 19-ОЗ, от 16 июня 2014 года № 72-ОЗ, от 11 июля 2014 года № 97-ОЗ, от 10 марта 2015 года № 8-ОЗ, от 14 октября 2015 года № 77-ОЗ, от 14 октября 2015 года № 80-ОЗ, от 1 июня 2016 года № 36-ОЗ, от 27 декабря 2016 года № 137-ОЗ, от 15 ноября 2017 года № 75-ОЗ, от 15 ноября 2017 года № 77-ОЗ, от 21 июня 2018 года № 49-ОЗ вносились изменения в Закон Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ.
Оспариваемые административным истцом положения статьи 5 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ действуют в редакции Закона Иркутской области от 21 июня 2018 года № 49-ОЗ, проект которого 23 марта 2018 года был внесен в Законодательное Собрание Иркутской области Губернатором Иркутской области Левченко С.Г. в порядке реализации права законодательной инициативы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 53 Устава Иркутской области (Указ Губернатора Иркутской области от 23 марта 2018 года № 58-уг).
В процессе подготовки проекта закона к рассмотрению получены заключения прокуратуры Иркутской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, Уполномоченного по правам человека в Иркутской области, Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области», правового управления аппарата Законодательного Собрания Иркутской области.
Решением комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области от 14 мая 2018 года № 04/152-р «О проекте закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» указанный проект закона внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Иркутской области и рекомендован к принятию в первом чтении с продолжением работы над законопроектом во втором чтении.
Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 16 мая 2018 года № 62/5 0-ЗС «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» проект закона принят в первом чтении.
Решением комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области от 4 июня 2018 года № 4/160-р «О проекте закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» указанный проект закона области внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Иркутской области и рекомендован к принятию во втором (окончательном) чтении.
5 июня 2018 года состоялась 63-я сессия Законодательного Собрания Иркутской области, на заседании присутствовало 40 депутатов, из них 39 депутатов проголосовали за принятие закона, 1 депутат не голосовал.
Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 5 июня 2018 года № 63/9-3C «О Законе Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» проект закона принят во втором (окончательном) чтении и направлен Губернатору Иркутской области Левченко С.Г. для обнародования.
Закон Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» официально опубликован 4 июля 2018 года в общественно-политической газете «Областная», № 71, 25 июня 2018 года в официальном печатном издании Законодательного Собрания Иркутской области «Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области», № 63.
Исследовав порядок принятия и обнародования оспариваемого нормативного акта, суд приходит к выводу, что Закон Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ, а также оспариваемые административным истцом его положения, принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с предусмотренной действующим законодательством процедурой и опубликован в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 года № 330-пп утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее Порядок формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области).
Согласно пункту 2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется министерством имущественных отношений Иркутской области в пределах средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных на эти цели областному бюджету.
Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется на основании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее - жилые помещения), сформированного в установленном порядке министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, с учетом указанных в данном списке сведений о месте жительства детей-сирот, мониторинга и прогнозирования состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства в Иркутской области, а также получаемой от органов местного самоуправления информации об условиях для жилищного строительства на территории соответствующего муниципального образования (абзац 1 пункта 3 указанного Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области).
Пунктом 4 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области установлены способы формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот:
1) приобретение в собственность Иркутской области жилых помещений на первичном и вторичном рынках жилья;
2) участие в долевом строительстве жилых помещений на территории Иркутской области;
3) строительство жилых помещений на территории Иркутской области.
В соответствии с пунктом 6 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот не может превышать одного месяца с даты государственной регистрации права собственности Иркутской области на данные жилые помещения.
Жилое помещение включается в специализированный жилищный фонд для детей-сирот в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
По информации, представленной Министерством имущественных отношений Иркутской области, формирование специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жильем детей-сирот осуществляется за счет средств, предусмотренных в подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014 - 2020 годы» государственной программы «Доступное жилье» на 2014 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 443-пп. Для реализации Подпрограммы в 2018 году предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджетов в размере 811 279,10 тыс. рублей, планируется обеспечить 695 человек, на 1 октября 2018 года обеспечено 146 человека.
В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, на 1 октября 2018 состоят 13 960,00 человек (включая четырнадцатилетних), из них право на предоставление жилых помещений возникло у 9 959,00 человек. При этом список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, ежегодно увеличивается на 1 500,00 человек.
Проанализировав положения оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу об отсутствии в Законе Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ, а также в оспариваемых его положениях четкого правового регулирования порядка формирования специализированного жилищного фонда, поскольку ни оспариваемый закон, ни принятый в соответствии с ним нормативный правовой акт Правительства Иркутской области не содержат сроков формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, а совершение действий по обеспечению жильем детей-сирот фактически поставлено в зависимость от формирования специализированного государственного жилищного фонда области.
С учетом положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пункта «а» части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, отсутствие в Законе Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ сроков формирования для детей-сирот специализированного жилищного фонда предоставляет уполномоченному органу Иркутской области в сфере жилищных отношений необоснованную широту дискреционных полномочий и свидетельствует о наличии в законе субъекта коррупциогенного фактора.
Отсутствие надлежащего правового регулирования, как видно из приведенных выше данных уполномоченного органа Иркутской области в сфере жилищных отношений, существенно затрудняет реализацию установленного федеральным законодателем права детей-сирот на немедленное получение жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае наступления иных оснований, предусмотренных законом, что противоречит положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
При этом положения статьи 6 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ, предусматривающие, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет либо в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по мнению суда, не свидетельствуют о достаточном правовом регулировании порядка формирования специализированного государственного жилищного фонда области.
Наделение исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Иркутской области компетенцией по принятию подзаконного нормативного правового акта, определяющего отдельные, конкретные вопросы в регулируемой законом субъекта Российской Федерации сфере общественных отношений (порядок формирования специализированного государственного жилищного фонда области), как указывается в возражениях Законодательного Собрания Иркутской области на административное исковое заявление, не может служить основанием для вывода об отсутствии обязанности законодателя по закреплению в законе субъекта Российской Федерации сроков формирования указанного жилищного фонда, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ именно законом субъекта Российской Федерации должен быть определен порядок, устанавливающий своевременное обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.
С учетом приведенных выше положений федерального законодательства и установленных обстоятельств дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о противоречии положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу статьи 5 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ в редакции Закона Иркутской области от 21 июня 2018 года № 49-ОЗ в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации, в связи с чем административные исковые требования Феоктистовой А.А. подлежат удовлетворению.
Доводы представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц об отсутствии у административного истца затруднения в реализации права на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилого фонда, вызванные исключительно оспариваемыми положениями Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ, так как, по их мнению, такие затруднения связаны с рядом причин, в том числе, социального, организационного характера, которые не являются следствием недостаточного правового регулирования указанным выше законом, неэффективности защиты права истцов, в случае признания оспариваемых положений закона недействующими, не опровергают указанные выше выводы суда.
Не могут быть приняты, как не основанные на материалах дела, доводы о том, что спор истца находится в сфере правоотношений, касающихся исполнения принятых в отношении него решения суда общей юрисдикции о возложении на Министерство имущественных отношений Иркутской области обязанности обеспечить административного истца жильем.
Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.
Разрешая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт в оспариваемой части следует признать не действующим, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 28 Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Учитывая, что оспариваемая норма применялась после ее принятия в отношении других граждан, суд приходит к выводу, что ее следует признать не действующей с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в общественно-политической газете «Областная», а также в официальном печатном издании Законодательного Собрания Иркутской области «Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области», в которых и был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Феоктистовой А.А. к Законодательному Собранию Иркутской области, Губернатору Иркутской области о признании не действующей в части статьи 5 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» – удовлетворить.
Признать не действующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 5 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации.
Резолютивная часть решения подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Областная», а также в официальном печатном издании Законодательного Собрания Иркутской области «Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2018 года.