Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 января 2021 года по делу №
Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ануфриевой Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юдиной Ю.С., с участием от административного истца Велем Р.А. доверенность (дата) от административного ответчика Стрелковой А.А. доверенность от (дата) рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Акимова Д. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными решений о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и обязании осуществить учет изменений объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец просит суд признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области № от (дата) о приостановлении осуществления кадастрового учета, признать незаконным решение Апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от (дата) об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить постановку на государственный кадастровый учет изменений о земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес) разрешенное использование- длядачного строительства, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, площадью ... принадлежащем на праве собственности административному истцу.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на основании договора дарения земельного участка от (дата) принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: (адрес) разрешенное использование- для дачного строительства, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, площадью ... что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата).
В результате проведения межевых работ было установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет ... Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Административным истцом было подано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области заявление о государственном учете изменений вышеуказанного объекта недвижимости- земельного участка. К заявлению был приложен межевой план земельного участка.
(дата) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, поскольку в представленном заключении кадастрового инженера отсутствует обосновывающий вывод о результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ участка с подтверждением фактического местоположения границ с использованием картографической основы, либо карт (планов) представляющих собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет.
Не согласившись с указанным решением административным истцом было подано заявление в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которой (дата) было принято решение об отклонении заявления административного истца от (дата) об обжаловании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области № от (дата) о приостановлении государственного кадастрового учета. Указанное решение апелляционной комиссией было признано соответствующим основаниям, предусмотренным п. 5,7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
С обжалуемыми решениями административный истец не согласен, считает их незаконными и необоснованными, поскольку земельный участок был предоставлен до вступления в действие ЗК РФ, границы земельного участка ранее не уточнялись, границы согласованы со смежными землепользователями, закреплены с использованием объектов искусственного происхождения- забора, позволяющего однозначно определить местоположение границ земельного участка, превышение площади, указанной в правоустанавливающих документах составляет ...
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал.
Представитель административного ответчика в судебном заседании иск не признал, просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.26.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», решение о приостановлении может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, в апелляционную комиссию, созданную при органе кадастрового учета в порядке, установленном настоящей статьей (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Статьей 21 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определен состав необходимых для кадастрового учета документов.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч. 13 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с п.1 ст.33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от 17.06.2003 года «О предельных размерах участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области», уточненная площадь земельного участка, предоставляемого для дачного строительства, не может превышать площадь, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, более чем на 0, 06 га.
По делу установлено, что административному истцу на основании договора дарения земельного участка от (дата) принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: (адрес) разрешенное использование- для дачного строительства, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, площадью ... что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата).
В результате проведения межевых работ было установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет ... Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Административным истцом было подано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области заявление о государственном учете изменений вышеуказанного объекта недвижимости- земельного участка. К заявлению был приложен межевой план земельного участка.
(дата) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, поскольку в представленном заключении кадастрового инженера отсутствует обосновывающий вывод о результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ участка с подтверждением фактического местоположения границ с использованием картографической основы, либо карт (планов) представляющих собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет.
Не согласившись с указанным решением административным истцом было подано заявление в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которой (дата) было принято решение об отклонении заявления административного истца от (дата) об обжаловании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области № от (дата) о приостановлении государственного кадастрового учета. Указанное решение апелляционной комиссией было признано соответствующим основаниям, предусмотренным п. 5,7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Административный истец, не соглашаясь с принятыми решениями, обжалует их в судебном порядке.
Суд, оценив все представленные по делу доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, учитывая установленные обстоятельства по делу и вышеперечисленные нормы права, считает решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и решение Апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от (дата) об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета незаконными, поскольку представленные в орган государственной регистрации документы, необходимые для учета изменений объекта недвижимости, оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, материалы межевого дела содержат полное описание границ, поворотных точек земельного участка истца, что позволяет определить границы земельного участка с кадастровым номером №, что также подтверждается заключением кадастрового инженера и материалами дела. Данных, свидетельствующих о том, что кем-либо заявлены возражения относительно уточняемых границ, суду не представлено.
Земельный участок был изначально предоставлен первоначальному собственнику на основании постановления Главы Рузского района Московской области от (дата) №, то есть до введение в действие Земельного кодекса РФ.
Также в результате проведения межевых работ в отношении участка административного истца установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет ... разница фактической площади со сведениями о площади этого земельного участка, содержащимися в государственном кадастре недвижимости ... составляет ... что не превышает величину предельного минимального размера земельного участка, установленную в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. Границы участка на местности определены на местности более 15 лет, не уточнялись, закреплены долговременными объектами (металлический забор), споров по границам со смежными землепользователями не имеется, участок полностью используется собственниками, увеличение площади не превышает допустимые ... Административным истцом представлены суду доказательства указанным фактам, не доверять которым у суда не имеется оснований.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка истца площадью ... пользование которым ведется более 15 лет, с указанием на обозначение границ на местности забором и на обозначение поворотных точек границ земельного участка, имеется чертеж земельных участков и их частей (масштаб 1:500), акт согласования с правообладателями смежных земельных участков, в том числе с председателем ДНТ. Сведения о границах земельного участка по точкам внесены в акт согласования, споры по фактической площади и фактическим границам земельного участка отсутствуют, заключение кадастрового инженера содержит все необходимые пояснения, позволяющие определить местоположение границ земельного участка на местности.
С учетом обстоятельств дела и требований вышеперечисленных норм права, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод административного ответчика о том, что произошел самозахват земельного участка не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, данный довод опровергается доказательствами, представленными истцом в материалы дела.
В силу требований ст. 227 ч.3 п.1 КАС РФ суд считает необходимым указать в решении на необходимость Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Акимова Д. А. удовлетворить.
Признать незаконными решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области № от (дата) о приостановлении осуществления кадастрового учета и решение Апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от (дата) об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета, обязать решение о приостановлении государственного кадастрового учета.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить постановку на государственный кадастровый учет изменений о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: (адрес) разрешенное использование- длядачного строительства, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, площадью ... принадлежащем на праве собственности Акимову Д. А..
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Акимову Д.А. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Рузский районный суд Московской области.
Решение изготовлено в окончательной форме 14 января 2021 года.
Судья Н.Ю.Ануфриева