Дело №
УИД 22RS0068-01-2022-008451-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2023 года Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: судьи Пчёлкиной Н.Ю.
при секретаре: Ширяевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суслова Алексея Викторовича к ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Алтайскому краю» Минтруда России об оспаривании индивидуальной программы реабилитации инвалида, возложении обязанности
у с т а н о в и л :
Суслов А.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» Минтруда России об оспаривании индивидуальной программы реабилитации инвалида.
В обоснование требований указывает, что за период отбывания уголовного наказания приобрел ряд хронических заболеваний, на основании которых был признан инвалидом 2 группы. ДД.ММ.ГГГГ он был освидетельствован на предмет продления группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации в ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Алтайскому краю». По результатам освидетельствования ему была продлена группа инвалидности и разработана ИПР в виде предоставления технических средств реабилитации. При освидетельствовании он пояснял, что ему необходимы костыли и коляска, так как хождение с опорой на костыли ему рекомендовано специалистами ФКЛПУ КТБ-12. Передвижение его затруднено, вызывает сильные боли, но ответчик не увидел оснований в разработке дополнительного вида реабилитации в виде предоставления инвалидной коляски и костылей. Просит признать решение ответчика об отказе в назначении реабилитации в виде предоставления инвалидной коляски и костылей незаконным. Обязать ответчика назначить ему выдачу инвалидной коляски и костылей.
В судебном заседании, проведенном с использование ВКС, истец настаивал на удовлетворении исковых требований. Указал, что у него имеется заболевание в виде межпозвоночной грыжи, в связи с чем передвижение затруднено и вызывает сильные боли. Без костылей, которые он приобретает за свой счет, он не может передвигаться, ему нужна опора. Медицинское учреждение рекомендовало ему пользоваться костылями и инвалидной коляской, а медико – социальная экспертиза не включила данные средства в программу ИПР.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» Минтруда России Лобачева Е.Н. в судебном заседании возражала против иска по доводам письменного отзыва. Указала, что для предоставления средств реабилитации таких как костыли и инвалидная коляска необходимо наличие у гражданина стойких выраженных либо значительно выраженных нарушений функций организма: нейромышечных, скелетных, сердечно-сосудистой системы и пр. Таких у истца не выявлено.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ Суслову А.В. впервые установлена 2 группа инвалидности сроком на 1 год по общему заболеванию, разработана ИПРА, в которую технические средства реабилитации костыли и инвалидная коляска не были включены.
В ДД.ММ.ГГГГ проведено освидетельствование, установлена 2 группа инвалидности, разработана ИПРА, в которую не включены трость, костыли.
В ДД.ММ.ГГГГ ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России истцу выдано направление на повторное освидетельствование с целью разработки ИПРА, рекомендованы костыли подмышечные, ходунки.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Суслов А.В. был освидетельствован в заочном порядке экспертным составом Бюро № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» Минтруда России. По результатам освидетельствования с учетом имеющихся заболеваний и выраженных нарушений функций мочевыделительной системы – 70-80% истцу установлена 2 группа инвалидности сроком на 1 год и разработана ИПРА инвалида. Ввиду отсутствия медицинских показаний для обеспечения костылями и креслом-коляской комнатной и прогулочной данные технические средства реабилитации не указаны в ИПРА.
Истцом обжаловалось данное решение и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был освидетельствован в очном порядке в экспертным составом № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» Минтруда России. Решением экспертного состава № Главного бюро признано обоснованным решение Бюро МСЭ №.
Данное решение было также обжаловано Сусловым А.В.
ДД.ММ.ГГГГ Суслов А,В. освидетельствован экспертным составом № общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.
В выписке из протокола заседания экспертного состава указано, что на момент освидетельствования у Суслова А.В. имеются стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) фкнкций. В соответствие с Перечнем у Суслова А.В. отсутствуют медицинские показания для включения в ИПРА инвалида костылей, кресло-коляски с ручным приводом комнатной и кресло-коляски с ручным приводом прогулочной, кресло-стула с санитарным оснащением за счет средств федерального бюджета. Правовых оснований для изменения решения экспертного состава №1 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» в части изменений и дополнений в ИПРА инвалида не имеется.
Истец не согласен с решениями ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» об отказе в назначении реабилитации в виде предоставления ТСР - инвалидной коляски и костылей, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона).
Одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривает, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона).
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (ст.10 Закона).
В соответствии со ст.11 Федерального закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Статьей 11.1 Федерального закона предусмотрено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:
специальные средства для самообслуживания;
специальные средства для ухода;
специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;
специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;
протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;
специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Согласно ч. 15 ст. 11.1 указанного Федерального закона перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Порядком организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденном приказом Минтруда России от 30 декабря 2020 г. N 979н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы" бюро, Главное бюро, Федеральное бюро медико-социальной экспертизы разрабатывают индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов, в том числе определяют виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной и психолого-педагогической реабилитации и абилитации.
Приказом Минтруда России от 05.03.2021 N 106н утвержден перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе костылями, креслом-коляской.
С целью установления юридически значимых обстоятельств по делу назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно заключению судебной экспертизы ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области» №6 от 09.02.2023 в соответствие с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №106н от 05.03.2021 "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" медицинским показанием для обеспечения инвалида креслом-коляской являются стойкие выраженные, значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций вследствие: заболеваний, последствий травм и деформаций нижних конечностей, таза и позвоночника; врожденного недоразвития обеих нижних конечностей с резко выраженными деформациями (артрогрипоз); последствий травм и заболеваний центральной, периферической нервной системы. Стойкие умеренные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций вследствие: ампутационной культи одного бедра на любом уровне независимо от пригодности к протезированию; ампутационной культи одной голени на любом уровне независимо от пригодности к протезированию в сочетании со стойкими умеренными нарушениями функций сердечно-сосудистой системы сохраненной конечности; ампутационных культей обеих стоп на уровне сустава Шопара. Стойкие выраженные, значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, обусловленные нарушениями: функций сердечно-сосудистой системы (хроническая артериальная недостаточность III - IV степени; хронические заболевания вен, соответствующие 5 - 6 классу клинических проявлений международной классификации хронических болезней вен; лимфедема в стадии "слоновости" обеих нижних конечностей, хроническая легочно-сердечная недостаточность IIБ, III стадии); дыхательной системы (хроническая дыхательная недостаточность III степени); пищеварительной системы (асцит, выраженная портальная гипертензия и печеночная энцефалопатия (класс C по Чайлд-Пью); системы крови и иммунной системы (тяжелое общее состояние, инкурабельность заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии); мочевыделительной функции (хроническая болезнь почек 5 стадии, ХПН 4 стадии); психических расстройств с тяжелой или глубокой умственной отсталостью, деменцией.
Медицинским показанием для обеспечения инвалида костылями являются стойкие выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций вследствие: заболеваний, последствий травм и деформаций нижних конечностей, таза и позвоночника; врожденного недоразвития обеих нижних конечностей с резко выраженными деформациями (артрогрипоз); последствий травм и заболеваний центральной, периферической нервной системы; выраженных нарушений функций сердечно-сосудистой системы (хроническая артериальная недостаточность II, III степени; хронические заболевания вен, соответствующие 5 - 6 классу клинических проявлений международной классификации хронических болезней вен; лимфедема в стадии "слоновости" - обеих нижних конечностей). Стойкие умеренные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций вследствие ампутационной культи одного бедра, голени на любом уровне независимо от пригодности к протезированию.
В соответствие с выводами экспертов, учитывая, что на момент освидетельствования в бюро №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» в ДД.ММ.ГГГГ у Суслова А.В. отсутствуют стойкие выраженные, значительно выраженные нарушения статодинамических функций, значительно выраженные нарушения функции сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной системы, психических функций, оснований для внесения в ИПР кресло-коляски и подмышечных костылей нет.
Выводы судебной экспертизы основаны на медицинской документации, содержащей сведения о характере травм и заболеваниях истца, их тяжести, являются обоснованными, полными и мотивированными.
Эксперты предупреждены об уголовной ответственности. Квалификация экспертов не вызывает сомнений у суда. Заключение судебной экспертизы является допустимым доказательством, может быть положено в основу решения суда.
Согласно акту Бюро МСЭ №2 № у истца установлены выраженные нарушения функций мочевыделительной системы (70-80%), остальные нарушения функций организма установлены в процентном отношении от 10% до 40%.
При этом, у истца не имеется хронической болезни почек 5 стадии, ХПН 4 стадии, при установлении которых показано назначение кресла-коляски.
Указание в направлении на МСЭ медицинской организации нуждаемости истца в костылях и кресло-коляске носит рекомендательный характер и не является безусловным основанием для включения данных ТСР в программу реабилитации инвалида при отсутствии к тому показаний.
Таким образом, учреждениями бюро медико-социальной экспертизы всех уровней, а также судебной медико-социальной экспертизой не установлено медицинских показаний для назначения Суслову А.В. таких технических средствах реабилитации как костыли и кресло-коляска за счет средств федерального бюджета.
Оснований для внесения изменений в ИПРА инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ путем включения технических средств реабилитации костылей и кресло-коляски не имеется.
При этом, истец вправе заново обратиться для проведения медико-социальной экспертизы и составления ИПРА инвалида с учетом новых обследований и направления медицинского учреждения, либо самостоятельно.
На основании изложенного, судом не установлено правовых оснований для удовлетворения требований Суслова А.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Суслова Алексея Викторовича оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Пчёлкина
Копия верна:
Судья Н.Ю.Пчёлкина
Секретарь В.В. Ширяева