Решение по делу № 2-102/2024 от 19.02.2024

УИД 10RS0007-01-2024-000096-94

№ 2-102/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Лоухи                                                                                             6 мая 2024 года

Лоухский районный суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего судьи Васильева Д.В.,

при секретаре Беловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова Р.Н. к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, возложении обязанности начислять заработную плату в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения,

установил:

Федоров Р.Н. обратился с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») по следующим основаниям: с ХХ.ХХ.ХХ истец состоит в трудовых правоотношениях с ответчиком, работает в должности .... С ХХ.ХХ.ХХ истец переведен .... В отрасли ЖКХ заключено и действует Федеральное отраслевое соглашение по ЖКХ РФ на 2023-2025 годы (далее ФОТС), которое заключено 12.05.2022, прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (рег.номер 12/23-25 от 07.06.2022). ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не предоставило в установленные ч. 9 ст. 48 ТК РФ сроки мотивированный письменные отказ в Министерство труда и социальной защиты РФ, в связи с чем ФОТС распространяет свое действие на ответчика. Приложением 3 ФОТС для рабочих установлены тарифные коэффициенты с 1 по 6 разряды. Истец занимал должность специалиста (руководителя). Тарификация должностей специалистов, руководителей и служащих по разрядам на предприятии не ведется, поэтому истец полагает необходимым руководствовать таблицей 3 Приложения 1 к Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 21.02.1990 № 66/3-138 «Условия оплаты труда работников ЖКХ и бытового обслуживания населения (непроизводственные виды услуг)», приложением 3 ФОТС, которыми по должности мастера установлен разряд не ниже шестого. Истец полагает, что заработная плата начислена ему без учета данных положений, в связи с чем просит взыскать: недоначисленную заработную плату за период с сентября 2023 года по январь 2024 года в сумме 50075,45 руб.; обязать с ХХ.ХХ.ХХ начислять ему заработную плату в соответствии с условиями ФОТС, исходя из часовой тарифной ставки ххх,хх руб., месячной тарифной ставки в размере ххххх,хх руб., на период действия данного соглашения, доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями в размере 5 %, взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.

Истец Федоров Р.Н. согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Согласно представленному письменному пояснению к исковому заявлению, расчет за сентябрь 2023 года представлен в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, по должности .... С ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ истец находился на больничном, в связи с чем расчет за указанный период времени по должности ... не производился. За период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ истцом представлен расчет по должности ....

Представители ответчика ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» ранее представили возражения по иску, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие. Просят в удовлетворении иска отказать. Указали, что ФОТС установлена минимальная месячная тарифная ставка для рабочих первого разряда в размере 16242,00 руб. с 01.01.2023, и 19242,00 руб. с 01.01.2024. Установление повышенной ММТС является правом работодателя и зависит от его финансового и экономического состояния. Из толкования норм ФОТС следует, что ММТС применяется для оплаты труда рабочих (т.е. работников рабочих специальностей), а не всех работников, как полагает истец. При этом оплата руководителей, специалистов, служащих и рабочих производится на основании должностных окладов и тарифных ставок, установленных в соответствии с должностью и квалификацией работника. Полагают, что законных оснований для применения к размеру окладов специалистов (руководителей) ММТС, установленной ФОТС, не имеется. Также полагают доводы истцов о применении таблицы 2 Методических рекомендаций № 81 несостоятельными, так как данные рекомендации носят не обязательный характер, и применяются к работникам бюджетной сферы. В своих исковых требованиях доводов, подтверждающих обоснованность применения к занимаемой должности заявленного 6 разряда, предусмотренного Методическими рекомендациями № 81 и коэффициента, предусмотренного Приложением № 3 к ФОТС, истец не привел. Аттестация по занимаемой истцом должности и установления данному работнику разряда или квалификационной категории ответчиком не проводилась, квалификационная комиссия по данному вопросу не собиралась. Просят учесть, что для коммерческих организаций на законодательном уровне отсутствуют обязательные к применению тарифные сетки, данные организации вправе самостоятельно разрабатывать тарифные коэффициенты, тарифные сетки, и устанавливать системы оплаты труда. Оклады истцам установлены на основании штатного расписания. Заработная плата истца выплачивается не менее установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда. Полагают, что истцами не представлено надлежащих доказательств, обязывающих предприятие выплачивать истцам заработную плату более той суммы, которая установлена трудовыми договорами. Обращают внимание на то, что ФОТС не регламентирует применение определенной системы оплаты труда и конкретного соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала. Пунктом 2.1.8 ФОТС работодателю предоставлено именно право применять системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала в соответствии с Приказом Министерства ЖКХ РСФСР от 05.12.1986 № 505 и Постановлением от 21.02.1990 № 66/3-138 «О совершенствовании организации зарплаты и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий и организаций ЖКХ и бытового обслуживания населения», принятым Госкомтруда СССР, Секретариатом ВЦСПС. Удовлетворение требований истца затронет права остальных работников и повлечет нарушение положений Конвенции Международной Организации Труда №111 от 25.08.1958. Пунктом 4.7.4 Положения об оплате труда размер доплаты работникам предприятия, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размере 4 %. В силу ч. 4 ст. 8 ФЗ РФ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, то повышение оплаты труда не производится. Таким образом, исковые требования об установлении доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда полагают не обоснованными. Предприятие не имеет возможности реализовать в полном объеме указанные в соглашении предложения исходя из финансовых возможностей в пределах действующих сроков тарифного регулирования, поскольку предельный уровень повышения тарифов не позволяет нести дополнительные расходы. Установленные на предприятии тарифы были определены регулятором без учета положений ФОТС, таким образом экономическое состояние предприятия делает не возможным выполнение положения отраслевого соглашения в полном объеме. ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» к ФОТС в ЖКХ на 2023-2025 гг. не присоединялось, отказ от присоединения к ФОТС в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ не направлялся. Первичная профсоюзная организация Беломорского участка теплоснабжения не дала предприятию согласия на временное приостановление отдельных положений ФОТС. Считают, что истцом не представлены доказательства причинения действиями ответчика моральных страданий, а поэтому требования о взыскании компенсации морального вреда полагают необоснованными. Кроме того, заявили о пропуске срока обращения истца за разрешением индивидуального трудового спора.

Представители третьих лиц Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Карельской республиканской организации Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

Представители третьего лица Государственной инспекции труда в Республике Карелия в своем письменном отзыве указали, что положения ФОТС распространяет свое действие на работодателей, осуществляющих деятельность в сфере коммунального теплоснабжения, в том числе на ГУП РК «КарелКоммунЭнерго». Организация самостоятельно, на уровне локальных нормативных актов, решает вопросы о процедуре аттестации, целях и задачах, категориях работников, в отношение которых может проводится аттестация.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия сторон.

Изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

Судом установлено, что истец с ХХ.ХХ.ХХ состоит в трудовых отношениях с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», по ХХ.ХХ.ХХ работал в должности .... С ХХ.ХХ.ХХ состоит в должности ....

В соответствии с п. 12 Устава ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», предприятие создано в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности. Основной целью деятельности предприятия является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия.

Согласно пункту 3 Устава ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» предприятие является коммерческой организацией.

Деятельность Устава ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в соответствии с подпунктом "б" пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" подлежит тарифному регулированию.

Постановлениями Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Номер от ХХ.ХХ.ХХ и Номер от ХХ.ХХ.ХХ установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию для потребителей ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в Лоухском районе Республики Карелия на периоды 2023 и 2024 годов.

Условиями трудового договора Номер от ХХ.ХХ.ХХ, заключенного между истцом и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», и дополнительного соглашения к данному договору истцу по должности ... был установлен должностной оклад в размере ххххх,хх руб., выплаты районного коэффициента и северной надбавки.

Условиями дополнительного соглашения от ХХ.ХХ.ХХ к трудовому договору Номер от ХХ.ХХ.ХХ истец переведен на должность ..., ему установлена часовая ставка в размере ххх,хх руб., надбавка за вредные и (или) опасные условия труда в размере 4 %, выплаты районного коэффициента и северной надбавки.

Оценивая доводы сторон, суд руководствуется следующим:

пунктом 1.5 Положения об оплате труда работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», утвержденного директором ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» ХХ.ХХ.ХХ, предусмотрено, что оплата труда работникам предприятия производится в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами, настоящим положением и иными локальными актами предприятия.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (часть 1 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации).

В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (часть 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Трудовые отношения согласно абзацу первому статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным кодексом.

Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя (часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации).

Одним из обязательных условий трудового договора являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзац пятый части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (часть 1 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (часть 2 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника (часть 4 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (часть 9 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).

12 мая 2022 года полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства заключено Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (ФОТС), принятое Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, которое 07.06.2022 прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный номер 12/23-25).

Распространение ФОТС в силу ст. 48 ТК РФ и на основании Письма Минтруда России возлагает на Организации ЖКХ обязанность исполнения всех положений ФОТС в полном объеме и предоставляет права, предусмотренные ФОТС при условии оформления участия в ОССП (абзац 4 п. 10.9 ФОТС).

На основании пункта 2.2 ФОТС в целях установления эффективной системы оплаты труда работодатели обеспечивают: а) оплату труда работников в соответствии с их профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы, с учетом профессиональных стандартов, а также количества и качества затраченного труда; б) тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим и специалистам по действующим профессиональным стандартам, а в случае отсутствия профессионального стандарта по определенной квалификации - по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих. Актуальный перечень утвержденных профессиональных стандартов приведен на официальном интернет-портале федерального органа исполнительной власти в сфере труда; в) принятие локальных нормативных актов, касающихся оплаты и нормирования труда, с учетом мнения выборного профсоюзного органа, а также своевременное доведение до работников Организации ЖКХ информации о применяемых условиях оплаты и нормирования труда; г) своевременное заключение коллективных договоров, иных локальных нормативных актов, совершенствование нормирования и условий труда.

Согласно пункту 2.3 ФОТС минимальная месячная тарифная ставка (далее ММТС) рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно приложению N 1 к Отраслевому тарифному соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 2.10 ФОТС оплата труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих производится на основе должностных окладов и тарифных ставок, устанавливаемых в соответствии с должностью и квалификацией работника.

В приложении № 1 к Отраслевому тарифному соглашению установлены ММТС рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, размер которых для организаций коммунального теплоснабжения составляет МРОТ в РФ на соответствующий год.

Таким образом, с 01.01.2023 оклад по 1 разряду (тарифный коэффициент 1,0) составляет 16242,00 руб. Тарифный коэффициент 2 разряда составляет 1,093, для ставки 3 разряда - 1,203, для ставки 4 разряда – 1,352, для ставки 5 разряда – 1,537, для ставки 6 разряда – 1,796. Часовая ставка, исходя из оклада 16242,00 руб. при среднегодовой норме 164,4 часа составляет для работников 1 разряда – 98,79 руб. (16242,00 руб. в месяц), для работников 2 разряда – 107,98руб. (17753,00 руб. в месяц), для работников 3 разряда - 118,84 руб. (19539,00 руб. в месяц), для работников 4 разряда – 133,56 руб. (21959,00 руб. в месяц), для работников 5 разряда – 151,83 руб. (24964,00 руб. в месяц), для работников 6 разряда – 177,42 руб. (29171,00 руб. в месяц).

С 01.01.2024 оклад по 1 разряду (тарифный коэффициент 1,0) составляет 19242,00 руб. Тарифный коэффициент для ставки 2 разряда составляет 1,093, для ставки 3 разряда - 1,203, для ставки 4 разряда – 1,352, для ставки 5 разряда – 1,537, для ставки 6 разряда – 1,796. Часовая ставка, исходя из оклада 19242,00 руб. при среднегодовой норме 164,4 часа составляет для работников 1 разряда – 116,67 руб. (19242,00 руб. в месяц), для работников 2 разряда – 127,53 руб. (21032,00 руб. в месяц), для работников 3 разряда – 140,36 руб. (23148,00 руб. в месяц), для работников 4 разряда – 157,74 руб. (26015,00 руб. в месяц), для работников 5 разряда – 179,33 руб. (29575,00 руб. в месяц), для работников 6 разряда – 209,55 руб. (34559,00 руб. в месяц).

Приказом Госстроя РФ № 81 от 31.03.1999 утверждены методические рекомендации по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (практическое пособие), которыми утвержден диапазон разрядов по должности инженера - от 6 до 11.

В зависимости от финансового и экономического состояния Организации ЖКХ работодатель вправе установить ММТС в Организации ЖКХ в размере, превышающем величину, предусмотренную настоящим Соглашением (п. 2.3.1 ФОТС).

ММТС устанавливается в Приложении N 1 и может ежегодно корректироваться Сторонами ФОТС на соответствующий год его действия. Такая корректировка ММТС оформляется совместным решением сторон ФОТС. Данная корректировка не требует уведомительной регистрации, в том числе при установлении ММТС на пролонгированный срок действия ФОТС в соответствии с п. 1.20 ФОТС (п. 2.4 ФОТС).

В соответствии с п. 1.7 ФОТС, в случае распространения ФОТС письмом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере труда на основании статьи 48 ТК РФ, с учетом указанных в ТК РФ процедур, соглашение действует в отношении всех организаций ЖКХ (работодателей), которые не представили в 30-тидневный срок мотивированный письменный отказ в указанный федеральный орган исполнительной власти и всех работников, состоящих в трудовых отношениях с этими работодателями. В этом случае соглашение также становится обязательным для организаций ЖКХ (работодателей) в части формализации взаимоотношений с объединением работодателей (вступление в членские отношения с ОООР ЖКК напрямую или в ассоциированном виде или заключение соглашения с ОООР ЖКК о присоединении к ФОТС и участии в ОССП) и по обязательствам о содействии созданию первичных профсоюзных организаций и их деятельности, так как такое положение предусмотрено ФОТС и обязательность возникает исходя из совместного применения норм статей 22, 24 и 46 ТК РФ. Участие в ОССП оформляется внесением записи в реестр участников ОССП, администрируемый ОООР ЖКК (далее - Реестр ОССП). Применение ФОТС для целей ценообразования жилищно-коммунальных услуг регулируется п. 1.10 ФОТС.

Согласно п. 1.10 ФОТС обязательным условием для Организаций ЖКХ, дающим право применения норм ФОТС в рамках государственного тарифного регулирования или при ценообразовании на нерегулируемые услуги (работы, продукцию) ЖКХ является наличие членских отношений (в том числе ассоциированных) с ОООР ЖКК или договорных отношений с ОООР ЖКК по присоединению к ФОТС или уполномочивание (в том числе ассоциированное) ОООР ЖКК на ведение коллективных переговоров по заключению соглашения от имени организации ЖКХ в соответствии с установленным ОООР ЖКК порядком в виде внесения соответствующей записи об организации ЖКХ в Реестр ОССП, что может подтверждаться уведомлением (свидетельством), выданным ОООР ЖКК. Обязательность возникает исходя из совместного применения норм статей 22, 24 и 46 ТК РФ на основании того, что это предусмотрено ФОТС. Наличие записи в Реестре ОССП фактически является достаточным обстоятельством подтверждения юридически значимого факта участия в ОССП, дающего право на применение норм ФОТС при ценообразовании на услуги (работы, продукцию, ресурсы) ЖКХ.

Согласно п. 1.21 ФОТС, в соответствии со ст. 48 ТК РФ, в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений ФОТС, работодатель, в отношении которого действует соглашение (п. 1.7 ФОТС), вправе обратиться в письменной форме к сторонам ФОТС с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС. Порядок временного приостановления действия отдельных положений ФОТС установлен в Приложении N 2 к ФОТС. Данное предложение согласовывается первичной профсоюзной организацией и рассматривается на основании утвержденного сторонами ФОТС Порядка временного приостановления действия отдельных положений ФОТС. По итогам рассмотрения предложения и обосновывающих документов может быть принято решение о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС в отношении данного работодателя.

В соответствии с п. 10.8 ФОТС наличие временного приостановления отдельных положений ФОТС для работодателя, полученного им в соответствии со ст. 48 ТК РФ и настоящим соглашением, должно иметь официальное подтверждение ОООР ЖКК.

На основании норм ФОТС определяется размер расходов на персонал организаций ЖКХ, в отношении которых оно действует (п. 1.7 с учетом положений п. 1.10 ФОТС), осуществляющих регулируемые и нерегулируемые виды деятельности (п. 1.22 ФОТС).

Для организаций ЖКХ, осуществляющих регулируемые виды деятельности (см. Приложения N 1, N 4, N 5 к ФОТС), подтвердивших правоспособность для применения норм ФОТС на основе записи в Реестре ОССП при ценообразовании, оно является правовым актом социального партнерства и государственные органы тарифного регулирования обязаны учитывать рассчитанные на базе положений ФОТС расходы на персонал в составе необходимой валовой выручки. Органы государственного тарифного регулирования не могут директивным способом снижать представленные регулируемой организацией ЖКХ расходы на персонал, обоснованные положениями ФОТС, путем пересмотра системы оплаты труда в организации ЖКХ (влияя на размер нормативной и штатной численности, тарифные коэффициенты и иные параметры локальной системы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений) (п. 1.22.1 ФОТС).

В пункте 1.3 ФОТС указано, что настоящее соглашение – это правовой акт в сфере ЖКХ, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенный между полномочными представителями работников и работодателей организаций ЖКХ, на которые распространяется действие соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающий общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками и работодателями ЖКХ (организациями ЖКХ, включая индивидуальных предпринимателей, имеющих работников по найму), органами государственной власти, органами местного самоуправления, по комплексу вопросов ведения и регулирования отраслевой системы социального партнерства (далее - ОССП) на базе утвержденной Доктрины развития ОССП.

Согласно пунктам 1.11, 1.12 ФОТС непосредственное регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в организациях ЖКХ осуществляется на основании коллективных договоров, заключенных в соответствии трудовым законодательством на базе положений настоящего ФОТС сторонами социального партнерства на локальном уровне. При заключении в организации ЖКХ коллективного договора на основании ФОТС, распространенного на организацию ЖКХ в силу ст. 48 ТК РФ, нормы соглашения действуют в отношении работодателя и работников организации ЖКХ в полном объеме. Коллективные договоры, заключаемые в организациях ЖКХ, а также региональные отраслевые тарифные соглашения должны соответствовать законодательству Российской Федерации и настоящему соглашению, не нарушая его положений. Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров в организациях ЖКХ, в отношении которых оно действует (п. 1.7 ФОТС). Коллективные договоры в Организациях ЖКХ не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников относительно условий, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права организаций ЖКХ в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств. В случае отсутствия коллективного договора настоящее соглашение имеет прямое действие в организациях ЖКХ, в отношении которых оно действует в установленном порядке.

На основании п. 1.13 ФОТС при наличии юридически значимого факта участия организации ЖКХ в ОССП (п. 1.10 ФОТС), в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы организаций ЖКХ (работодателей) на персонал (в том числе по оплате труда), с учетом их индексации, которые сформированы на основе настоящего соглашения должны учитываться в процессе ценообразования ЖКУ федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на регулируемые виды деятельности, органами местного самоуправления при установлении цен и тарифов на ЖКУ, а также на соответствующие услуги ЖКХ, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность в сфере ЖКХ, в том числе на жилищные услуги общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах (перечень Организаций ЖКХ установлен пунктами 1.4 и 1.5 и соответствующими приложениями к ФОТС).

В случае установления регулирующими органами тарифов на регулируемые виды деятельности в сфере ЖКХ на долгосрочный период до принятия ФОТС соответственно без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим соглашением, работодатели вправе обратиться с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя в порядке, установленном п. 1.21 ФОТС.

Таким образом суд приходит к мнению, что положения Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы распространяется на работодателей системы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, к числу которых относится ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», осуществляющее деятельность в сфере коммунального теплоснабжения. Федеральным отраслевым тарифным соглашением определены положения об оплате труда, о трудовых гарантиях и о льготах работникам, осуществляющим трудовую деятельность в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. В числе положений об оплате труда - установленный этим соглашением размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), на основании которого подлежит расчету заработная плата работника. Работодатель, на которого распространяется действие отраслевого тарифного соглашения, обязан соблюдать и выполнять условия этого соглашения об оплате труда работников организации, в частности о размере минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), установленной таким соглашением.

Из изложенного следует, что установление трудовым договором условий оплаты труда работника не может носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.

Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.

При этом суд учитывает, что нормы ФОТС на период 2023-2025 годы являлись действующими при утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению Лоухского района Республики Карелия ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» (утверждены Постановлением Государственного Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Номер от ХХ.ХХ.ХХ), что указывает на учет положений ФОТС при ценообразовании регулируемых тарифов, в том числе положений, устанавливающих минимальную месячную тарифную ставку (в соответствии с п. 1.13 ФОТС).

Коллективный договор на предприятии не принимался, в связи с чем соглашение в соответствии с п. 1.12 ФОТС на предприятии имеет прямое действие.

Таким образом, основания для не исполнения ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» положений ФОТС в части установления работникам предприятия минимальной месячной часовой ставки (месячного оклада) в зависимости от разряда при установленных обстоятельствах суд не усматривает.

В силу статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 1.3 Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы это соглашение является правовым актом и регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации, ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования этого соглашения не представило в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению. В связи с этим это соглашение, в том числе в части, устанавливающей размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), и размер доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, является для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» обязательным.

Также ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не представлено доказательств о временном приостановлении действия положений ФОТС в части установления работникам предприятия рабочих первого разряда минимальной месячной тарифной ставки и размера доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с п. 1.21 и Приложением № 2 ФОТС.

Доводы представителей ответчика о том, что положения ФОТС по установлению ММТС не распространяются на руководителей и специалистов, суд не принимает.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

В соответствии с п. 2.1 ФОТС стороны ФОТС считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работников на оплачиваемый труд в Организациях ЖКХ в зависимости от уровня квалификации, сложности, количества и качества затраченного труда в соответствии с современными моделями оплаты и нормирования труда, повышение уровня реального содержания заработной платы.

Изложенные правовые нормы указывают на тот факт, что ФОТС распространяет свое действие на всех работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» без какого – либо исключения.

При этом суд учитывает, что вопреки требованиям п. 2.2 ФОТС, на предприятии тарификация работ и присвоение профессиональной квалификации по действующим профессиональным стандартам, на основании которых в соответствии с п. 2.10 ФОТС должна осуществляться оплата труда работников, в том числе руководителей и специалистов, не произведены.

Таким образом суд полагает возможным применить к сложившимся спорным правоотношениям расчет, произведенный истцом, с учетом Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (практическое пособие), утвержденных приказом Госстроя РФ № 81 от 31.03.1999, исходя из 6 разряда по занимаемой истцом должности ... в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ с окладом в размере ххххх,хх руб., и исходя из должности ... за остальной исковый период с часовой ставкой ххх,хх руб. (предусмотренной ФОТС).

Суд принимает во внимание, что расчет заработной платы по должности ... истцом произведен с учетом примера «Б» приложения № 3 ФОТС, с применением минимального тарифного коэффициента по ставке 6 разряда, что соответствует должностному окладу ххххх,хх руб.

При этом суд руководствуется также тем обстоятельством, что какой – либо расчет размера заработной платы истца, выполненный с учетом положений ФОТС, с применением иных действующих правовых актов, устанавливающих ММТС в отношение специалистов (руководителей) предприятия, стороной ответчика суду не представлен.

Согласно представленному истцом расчету, размер заработной платы с учетом оклада в размере ххххх,хх руб., нормы рабочего времени и фактически отработанного времени, за сентябрь 2023 года для истца составляет: оклад по должности мастера – ххххх,хх руб. (ххххх,хх руб. / 168 часов (норма рабочего времени) х ххх,хх фактически отработанных часа); с учетом северного коэффициента и северной надбавки (коэффициент 2,2) всего ххххх,хх руб. С учетом выплаченной суммы в размере ххххх,хх руб. разница составляет ххххх,хх руб.

Размер заработной платы по должности ... с учетом часовой ставки в размере ххх,хх руб., нормы рабочего времени и фактически отработанного времени, за октябрь 2023 года для истца составляет: оклад – хххх,хх руб. (хх отработанных х ххх,хх руб.); надбавка за вредные условия 5 5 – ххх,хх руб. (хххх,хх руб. х 5%); премия 5 % в сумме ххх,хх руб.; доплата за работу в ночное время в сумме ххх,хх руб. (ххх,хх руб. х хх отработанный в ночное время часов х 40%); с учетом северного коэффициента и северной надбавки (коэффициент 2,2) всего ххххх,хх руб. С учетом выплаченной суммы в размере ххххх,хх руб. разница составляет хххх,хх руб.

Аналогичным образом определена задолженность по заработной плате за период с ноября 2023 года по январь 2024 года, по должности ..., а именно:

в ноябре 2023 года заработная плата (далее ЗПл) должна составлять ххххх,хх руб., с учетом выплаченной заработной платы (далее ВЗПл) в размере ххххх,хх руб. задолженность по заработной плате (далее ЗЗПл) составляет хххх,хх руб.;

в декабре 2023 года ЗПл – ххххх,хх руб., ВЗПл – ххххх,хх руб., ЗЗПл – хххх,хх руб.;

в январе 2024 года, с учетом часовой ставки ххх,хх руб., ЗПл – ххххх,хх руб., ВЗПл – ххххх,хх руб., ЗЗПл – ххххх,хх руб.

Итого общая задолженность по заработной плате, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 50075,44 руб.

Таким образом, в данной части исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Согласно статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 1.12 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2022-2025 годы, известное соглашение является правовым актом и регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе и в части установления работнику размера заработной платы, поскольку является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров в Организациях ЖКХ, в отношении которых оно действует.

Принимая во внимание изложенное, требования о возложении на ответчика обязанности с ХХ.ХХ.ХХ начислять и выплачивать истцу заработную плату на основании оклада часовой ставки ххх,хх руб., месячной тарифной ставки ххххх,хх руб. и доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 5 процентов на период действия данного соглашения суд считает основанными на нормах права и подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Таким образом, срок обращения за разрешением спора о взыскании недоначисленной заработной платы истцом не пропущен.

Доводы представителя ответчика о том, что установление повышенной ММТС является правом работодателя и зависит от его финансового и экономического состояния; оплата руководителей, специалистов, служащих и рабочих производится на основании должностных окладов и тарифных ставок, установленных в соответствии с должностью и квалификацией работника и не ставиться в зависимость от заработной платы рабочего и его минимальной тарифной ставки; отсутствуют основания для применения Методических рекомендаций №81, так как данные рекомендации носят не обязательный характер; удовлетворение исковых требований затронет права других работников; предприятие не имеет экономические возможности выполнить положения ФТОС, являются несостоятельными, как не основанные на приведенных выше нормах действующего трудового законодательства.

Как установлено судом, ответчик обязан выполнять условия ФОТС ЖКХ об оплате труда работников предприятия с учетом ММТС, в том числе и в отношении специалистов.

Тарифы на тепловую энергию для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» установлены постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам уже после присоединения ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» к ФОТС ЖКХ. Таким образом, расходы на оплату труда персонала объективно могли быть учтены при утверждении тарифов.

Экономические составляющие работы ответчика в сфере ЖКХ не являются основанием для снижения заработной платы истца и основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Суд считает, что Федоровым Р.Н. обосновано были применены для расчета заработной платы по должности ... Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 31.03.1999 №81, поскольку они позволяют по показателям работы предприятия отнести оплату труда его руководителей к определенной группе и, как следствие, установить их должностные оклады, что не противоречит положениям ФОТС ЖКХ. Правомерным является и применение минимальной месячной тарифной ставки для оплаты труда рабочих 6 разряда, при расчете оклада истца по должности ....

Учитывая, что истец принят ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на должность ... без проведения аттестации и предъявления требований, выполнив на предприятии работу ... Федоров Р.Н. имеет право на получение заработной платы в соответствии с положениями ФОТС ЖКХ на 2022-2025 годы по должности ..., согласно представленного расчета.

Оценивая доводы, изложенные в исках в обоснование взыскания компенсации причиненного работникам морального вреда, суд руководствуется следующим:

в соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

На основании ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая факт нарушения работодателем трудовых прав истца, выразившегося в не начислении причитающейся ему части заработной платы в установленный законом срок, степень допущенных нарушений трудовых прав истца, суд находит заявленные исковые требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 1000,00 руб. соответствующими принципам разумности и справедливости, и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что истцом были заявлены требования как имущественного, так и неимущественного характера (взыскание недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда), учитывая общую сумму взысканной заработной платы – 50075,44 руб., суд полагает, что в соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, ст. 61.1 БК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика ГУП РК «КарелКомунЭнерго» в пользу бюджета Лоухского муниципального района подлежит взысканию госпошлина в сумме 2002,26 руб. (1702,26 руб. + 300 руб.).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Федорова Р.Н. к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, возложении обязанности начислять заработную плату в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения – удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ИНН 1001304003, ОГРН 1151001015736) в пользу Федорова Р.Н. (паспорт Номер) недоначисленную заработную плату за период с сентября 2023 года по январь 2024 года в общей сумме 50075 (пятьдесят тысяч семьдесят пять) рублей 44 копейки, а также компенсацию морального вреда в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.

Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ИНН 1001304003, ОГРН 1151001015736) с ХХ.ХХ.ХХ установить Федорову Р.Н. (паспорт Номер) заработную плату в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы, исходя из часовой тарифной ставки ххх,хх (ххх,хх) рублей хх копеек в час и месячной тарифной ставки в размере ххххх (ххххх) рублей, и доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 5 (пять) процентов, на период действия данного соглашения.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ИНН 1001304003, ОГРН 1151001015736) в пользу бюджета Лоухского муниципального района государственную пошлину в размере 2002 (две тысячи два) рубля 26 копеек.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                       Д.В. Васильев

Решение в окончательной форме принято 08.05.2024.

2-102/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Федоров Руслан Николаевич
Ответчики
Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго"
Другие
Карельская республиканская организация профсоюза работников жизнеобеспечения
Государственная инспекция труда в Республике Карелия
Министерство строительства,жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Суд
Лоухский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
louhsky.kar.sudrf.ru
19.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2024Передача материалов судье
22.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
08.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
31.05.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.06.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
06.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее