Решение по делу № 2-919/2018 от 18.12.2017

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

13.02.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08.02.2018

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

истца ФИО1, его представителя ФИО3,

представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на предоставление жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит признать за ним право на предоставление жилого помещения в избранном постоянном месте жительства <адрес> в связи с увольнением в запас с военной службы; обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить ФИО1 и членов его семьи на учете нуждающихся в жилье военнослужащих в целях обеспечения жилым помещением в избранном для постоянного проживания после увольнения в запас <адрес>.

В обоснование иска ФИО1 указал, что является военнослужащим запаса, был уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта, исключен из списков личного состава воинской части с 18.02.2016. На момент увольнения истец имел более 23 лет выслуги военной службы в календарном исчислении. В период прохождения военной службы истец был признан нуждающимся в жилых помещениях с составом семьи два человека, с избранным местом жительства в <адрес>. Однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ****** истец и его дочь были сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. В обоснование решения ответчик указал, что истец не имеет право на выбор места жительства по увольнению с военной службы в запас, поскольку заключил контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, он проживает в квартире, которая не является служебной, и на каждого члена семьи приходится общей площади жилого помещения более учетной нормы, установленной по месту жительства. С решением ответчика истец не согласен, считает его незаконным. Полагает, что в силу имеющейся у него выслуги лет (более 20) он, несмотря на заключение им контракта о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, приобрел право на получение жилого помещения по избранному им месту жительства, иное противоречило бы принципу равенства всех перед законом, гарантированного ст. 19 Конституции Российской Федерации. Также ответчиком не учтено, что истцу было предоставлено жилое помещение на территории закрытого административно-территориального образования – <адрес>, а из Решения Думы городского округа ЗАТО Свободный от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утвердившего Положение о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа ЗАТО Свободный», следует, что на территории ЗАТО жилые помещения предоставляется гражданам только в качестве служебных.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО3 исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что согласно абз. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ и достигшие общей продолжительности военной службы 20 лет и более, во время прохождения военной службы имеют прав на предоставление жилых помещений по договору социального найма (в собственность бесплатно) только по месту прохождения военной службы. Право на предоставление жилого помещения по избранному месту жительства указанные военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, приобретают при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Таким образом, право на получение жилого помещения (жилищной субсидии) в избранном месте жительства – <адрес> у ФИО1 не возникло. ФИО1 в период прохождения им военной службы по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы ЗАТО Свободный от ДД.ММ.ГГГГ № ****** на состав семьи из трех человек предоставлено жилое помещение общей площадью 42,88 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Обеспеченность ФИО1 и членов его семьи составляла 14,3 кв.м. Бывшая супруга ФИО1 снята с регистрационного учета по адресу указанной квартиры ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем обеспеченность жилым помещением ФИО1 и его дочери составила 21,44 кв.м. Согласно ответу главы Администрации городского округа ЗАТО Свободный от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение является неслужебным, предоставлено истцу как постоянное жилое помещение. Учетная норма в городском округа ЗАТО Свободный установлена в размере 16 кв.м общей площади на одного человека. В связи с этим решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО1 и его дочери с учета нуждающихся в получении жилых помещений является законным и обоснованным.

Заслушав пояснения истца, его представителя, пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1 проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Был уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы и исключен из списков личного состава войсковой части 54203 с ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность военной службы истца на момент увольнения составила 23 года 2 месяца.

Первый контракт о прохождении военной службы истцом заключен ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО1 и его дочь ФИО5 приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, учетная категория – военнослужащий, нуждающийся в предоставлении жилых помещений по месту прохождения военной службы.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение № ******, которым истец и его дочь сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что истец не приобрел право на предоставление жилого помещения по избранному месту жительства, при этом он обеспечен постоянным жилым помещением по месту прохождения службы – по адресу: <адрес>, обеспечен жилым помещением свыше учетной нормы.

На момент увольнения истца с военной службы основания и порядок обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по договору социального найма регламентировались Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******).

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абз. 1).

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 3).

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 12).

При этом согласно указанной статье на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

- военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

- офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей;

- прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей (абз. 4-8).

Таким образом, ФИО1, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, приобрел бы право на предоставление ему жилого помещения по избранному им при увольнении с военной службы постоянному месту жительства в случае его увольнения с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, либо в случае, если бы он относился к одной из категорий военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.

Между тем, таких обстоятельств в ходе судебного разбирательства установлено не было.

Следует отметить, что ЗАТО Свободный, где истец проходил военную службу, ни в настоящее время, ни на момент увольнения истца с военной службы не входил в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р.

Также судом учитывается правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № ******-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав положениями статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Согласно определению, заявитель ФИО6, обращаясь с указанной жалобой, полагал, что положения статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», допуская неоднозначное толкование жилищных прав военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, влекут дискриминацию данной категории военнослужащих при получении ими жилых помещений по избранному при увольнении с военной службы месту жительства, что противоречит статьям 19 и 54 Конституции Российской Федерации.

Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО6, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что разный порядок предоставления военнослужащим жилых помещений в период прохождения военной службы предопределяет и основания для установления различий в обеспечении их жилыми помещениями при увольнении с военной службы как по месту ее прохождения, так и при перемене места жительства. Установив для военнослужащих, подлежащих обеспечению (начиная с 1998 года) на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями, особый порядок обеспечения их жилыми помещениями при увольнении с военной службы, федеральный законодатель в то же время сохранил в действующем правовом регулировании ранее существовавшие правила обеспечения жилыми помещениями по избранному в связи с увольнением постоянному месту жительства военнослужащих, вступивших в военно-служебные отношения до введения этого особого порядка. Подобный подход свидетельствует о намерении законодателя обеспечить преемственность нормативного регулирования права на жилище тех военнослужащих, на которых не распространяются новые, дополнительные формы обеспечения жилищных прав, не допустив при этом снижения ранее достигнутого уровня их социальной защищенности. Что же касается возникшей дифференциации в формах обеспечения жильем подлежащих увольнению с военной службы военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ и после этой даты, то она, будучи обусловленной различиями в обеспечении их жильем в период прохождения военной службы - включая наличие или отсутствие возможности получения его в собственность - и другими юридически значимыми обстоятельствами, не влечет, вопреки утверждению заявителя, отступление от конституционного принципа равенства. Утверждая, что оспариваемые законоположения противоречат статье 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, заявитель, по сути, указывает на необходимость распространить действие нормы абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на отношения, возникшие до вступления данного Федерального закона в силу. Между тем согласно общему принципу действия закона во времени его нормы распространяются на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие. Учитывая возможность получения военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, жилых помещений в собственность в порядке приватизации, Конституционный Суд Российской Федерации не усмотрел оснований для вывода о том, что оспариваемые законоположения нарушают конституционные права заявителя.

В Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 201-КГ16-41 Верховный Суд Российской Федерации указал, что из положений абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что обеспечению жилыми помещениями по избранному месту жительства подлежат военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Таким образом, вопреки утверждению истца, право на предоставление ему жилого помещения по избранному месту жительства он не приобрел.

При этом, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истцу на основании ордера на состав семьи из трех человек (включая супругу ФИО7, дочь ФИО5) предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 42,88 кв.м. Отметок о том, что предоставляемое жилое помещение является служебным, ордер не содержит.

Квартира по адресу: <адрес> была предоставлена истцу на основании постановления главы муниципального <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос ответчика Администрация ЗАТО Свободный сообщила, что квартира по адресу: <адрес> является неслужебным жилым помещением и находится в муниципальной собственности ЗАТО, предоставлена ФИО9 как постоянное жилое помещение. В число служебных указанное жилое помещение не включалось.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент предоставления квартиры по адресу: <адрес> ФИО1 на основании абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в действующей в тот период времени редакции) в силу имеющейся у него тогда общей продолжительности военной службы (более пяти лет) подлежал обеспечению жилым помещением на общих основаниях, суд приходит к выводу о том, что указанная квартира была предоставлена истцу на условиях социального найма.

Представленное истцом Решение Думы городского округа ЗАТО Свободный от ДД.ММ.ГГГГ № ******, которым утверждено Положение «О порядке признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа ЗАТО Свободный и порядке предоставления указанных жилых помещений», вовсе не свидетельствует о том, что все жилые помещения, находящиеся на территории указанного муниципального образования, относятся к специализированному жилищному фонду.

Кроме того, Решением Думы городского округа ЗАТО Свободный от ДД.ММ.ГГГГ № ****** утверждено Положение «О предоставлении жилых помещений в городском округе ЗАТО Свободный», и согласно п. 2 этого Положения в зависимости от целей использования жилищный фонд ЗАТО Свободный подразделяется на жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемы гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам настоящего Положения жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Помимо этого Администрацией городского округа ЗАТО Свободный ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление № ******, которым утвержден Порядок ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории городского округа ЗАТО Свободный.

Необходимо отметить, что статья 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не содержит запрета на приватизацию жилых помещений, находящихся в закрытых административно-территориальных образованиях.

В настоящее время в квартире по адресу: <адрес> по месту жительства зарегистрированы ФИО1 и ФИО5 Соответственно, на каждого из них приходится по 21,44 кв.м общей площади жилого помещения.

Положением «О предоставлении жилых помещений в городском округе ЗАТО Свободный» учетная норма на территории данного муниципального образования утверждена в размере 16 кв.м.

Таким образом, истец в настоящее время обеспечен жилым помещением по месту прохождения им военной службы свыше учетной нормы.

При таких обстоятельствах, учитывая, что право на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства истец не приобрел, суд приходит к выводу, что обязательство по обеспечению истца жилым помещением Министерством обороны Российской Федерации выполнено, в связи с чем ответчик обоснованно, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации принял решение о снятии истца и его дочери с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, оснований для признания за истцом права на предоставление жилого помещения в избранном постоянном месте жительства не имеется, также отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности восстановить ФИО1 и членов его семьи на учете нуждающихся в жилье военнослужащих в целях предоставления ему жилого помещения в избранном им месте жительства.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на предоставление жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова

2-919/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Суворов А.В.
Суворов Алексей Васильевич
Ответчики
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения " МО РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
oktiabrsky.svd.sudrf.ru
18.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2017Передача материалов судье
22.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2018Судебное заседание
13.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2020Передача материалов судье
05.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2020Судебное заседание
05.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее