РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26.03.2019г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Орловой Т.А., при секретаре Лифантьевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску № 2-975/19 по иску Яцентюк Карины Олеговны к ГУМВД России по Самарской области о взыскании денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Яцентюк К.О. обратилась в суд с указанным исковым заявлением о взыскании денежной компенсации. В обоснование заявленных требований указала, что она проживала в Украине Донецкой области г. Славянске. В 2014г., после государственного переворота, с целью сохранения семьи, так как из за своих взглядов на происходившее, православной веры, носителя русского языка и после очередного обстрела, в котором погиб ее отец, ей и ее семье пришлось уехать из своего дома, так как была непосредственная угроза жизни и здоровью ей и ее семье. В 2016г. вместе со своей семьей переехала на постоянное место жительства в г. Самару, где обратилась в орган УФМС г. Самары с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ, на что получила положительный ответ. Всей семье был предоставлен статус Беженцев. В 2017г. она и ее семья подали заявление на участие в программе по добровольному переселению соотечественников проживающих за рубежом. Данное заявление одобрили, она и ее семья получили удостоверения и статус. В 2017г. они получили разрешение на временное проживание в РФ, позже получили гражданство РФ. В 2018г. она узнала, что те граждане, которые участвовали в программе по добровольному переселению соотечественников имеют право перевезти свое личное имущество с бывшего места жительства и получить компенсацию. После обращения на Украинскую железную дорогу им сообщили о том, что перевозка личного имущества в контейнерах и поездах на территорию РФ невозможна в связи с проведением на территории Донецкой области подконтрольной ВСУ Украины антитеррористической операции. Был подписан договор с транспортной компанией. После приезда в Самару она обратилась в УФМС, где ей отказали в выдаче компенсации, пояснив, что компенсация не положена. Просит взыскать с ответчика компенсацию по перевозке имущества в размере 58 000 руб.
В ходе рассмотрения искового заявления требования были уточнены, просит взыскать с ответчика компенсацию по перевозке имущества в размере 72 000 руб.
В судебном заседании истец и ее представитель Яцентюк В.О., действующий на основании устного ходатайства, уточненные заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Коба Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных требований, просила в исковом заявлении отказать в полном объеме по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице УФК по Самарской области в судебное заседание не явился,извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ).
Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ).
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Из раздела II Государственной программы следует, что целями Государственной программы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Согласно разделу IV Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественниками добровольно на основе осознанного выбора ими места проживания и работы на территории Российской Федерации.
Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца. Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных");
на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
на получение компенсационного пакета участника Государственной программы (далее - компенсационный пакет), включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации. Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.
Из ответа ГУ МВД России по Самарской области №3/185205704943 от 28.03.2018г. следует, что обращение, поступившее в управление по вопросам миграции Главного управления МВД РФ по Самарской области по вопросу выплат участнику Государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом рассмотрено и дан ответ, что перевоз личного имущества автомобильным транспортом компенсации не подлежит.
Согласно ответа Уполномоченному по правам человека в Самарской области ГУ МВД России по Самарской области перевоз личного имущества автомобильным транспортом компенсации не подлежит. Яцентюк К.О. выплачены за счет средств федерального бюджета: подъемные в размере 40 000 руб. и компенсация расходов на оплату государственной пошлины за оформление документов в размере 10 200 руб.
Между ФЛП Межерицким А.О. и Яцентюк К.О. заключен договор №008-А от 08.06.2018г., огласно которого перевозчик обязуется произвести перевозку груза автотранспортном по маршруту г. Славянск (Украина) – г. Самара. Груз: личные вещи б/у, мебель б/у, бытовая техника б/у, вес груза до 1,6 тонн. Дата погрузки 09.06.2018г.
08.06.2018г. между ФЛП Межерицким А.О. и Яцентюк К.О. заключено дополнительное соглашение к договору №008-А от 08.06.2018г., согласно которого перевозчик обязуется произвести перевозку груза автотранспортом, автомобильным транспортом от ближайшей к месту назначения на территории РФ узловой станции, таковой является узловая станция Россошь, Воронежская область, Россия. Стоимость перевозки груза автомобильным транспортом от ближайшей к месту назначения на территории РФ узловой станции Россошь Воронежская область, составляет 38 000 руб., стоимость перевоза груза автомобильным транспортом от узловой станции Россошь Воронежская область до г. Самара составляет 20 000 руб. Оплата произведена в полном объеме, что подтверждается распиской (л,д. 85).
Согласно дополнительному соглашению №2 от 06.06.2018г. перевозчик обязуется произвести перевозку груза автотранспортом от г. Самары, точкой отправления считать следующий адрес: г. Самара, Комсомольская площадь 1 до адреса: адрес, стоимость данной перевозки составляет 14 000 руб.
Из акта таможенного досмотра от 11.06.2018г. следует, что предъявлен багаж из 27 мест, вес 564 кг. В результате наружного визуального осмотра грузового отсека транспортного средства установлено, что средства таможенной идентификации отсутствуют. В грузовом отсеке находятся товары домашнего обихода: мебель (диван, шкаф, кровать), матрац, ковер, бытовая техника, посуда, детские игрушки, предметы быта, а также одежда. Все товары бывшие в употреблении. Какие либо признаки, Свидетельствующие о том, что товары предназначены для коммерческих целей отсутствуют. Нарушений таможенного законодательства не выявлено.
18.04.2018г. Самарина Т.Н. и Яцентюк В.О., Яцентюк К.О. заключили договор безвозмездного пользования жилым помещением по адресу: Самарская область, адрес
Выписка из домовой книги №10 по адресу: самарская область. Большечерниговский район, село Августовка, ул. Кооперативная, д.7 кв.15 содержит сведения, что Яцентюк В.О., Яцентюк К.О., Яцентюк Т.В. зарегистрированы по указанному адресу с 21.04.2018г. по настоящее время.
Из письма Администрации Большечерниговского района №1434 от 13.08.2018г. следует, что комиссия решила признать нуждающимися в улучшении жилищных условий семью в составе трех человек по основанию, установленному п.1 ч.1 ст. ЖК РФ.
Так, согласно абзацев 9, 10 раздела V Государственной программы (в редакции Указа Президента РФ от 12 января 2010 г. N 60) функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведению иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами или представителями ФМС России за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, создаваемыми из числа специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами ФМС России в субъектах Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения.
Порядок выплаты компенсации транспортных расходов участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 150 от 10 марта 2007 года, в соответствии с которыми расходы, подлежащие компенсации включают в себя: оплату проезда и перевоза личного имущества участника Государственной программы и членов его семьи; уплату таможенных платежей и налогов, связанных с перемещением личного имущества участника Государственной программы и членов его семьи с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации. Для получения компенсации расходов заявитель подает по месту жительства либо месту пребывания участника Государственной программы в территориальный орган Федеральной миграционной службы заявление о выплате компенсации расходов по утвержденной форме с приложением подлинников документов, подтверждающих понесенные заявителем расходы, копию свидетельства участника Государственной программы, копии документов, подтверждающих личность участника Государственной программы, копии документов, подтверждающих регистрацию участника Государственной программы по месту жительства либо постановки на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации, реквизиты счета участника Государственной программы, открытого в кредитной организации.
Порядок выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей компенсации за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории российской Федерации, определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 715 от 25 сентября 2008 года. Для получения компенсации участник Государственной программы предоставляет в территориальный орган Федеральной миграционной службы заявление о выплате компенсации с приложением: копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; копии свидетельства участника государственной программы, копии разрешения на временное проживания или вид на жительство, копии квитанции об оплате государственной пошлины, реквизиты, необходимые для пересылки почтового перевода, или реквизиты расчетного счета, открытого заявителем в кредитной организации.
Согласно части 4 Правил, выплата компенсации расходов на провоз личного имущества железнодорожным и (или) морским транспортом осуществляется в размере:
а) стоимости перевозки 5-тонным контейнером либо 33 процентов стоимости перевозки стандартным 20-футовым контейнером - для семьи до 3 человек включительно;
б) стоимости перевозки двумя 5-тонными контейнерами либо 66 процентов стоимости перевозки стандартным 20-футовым контейнером - для семьи от 4 до 6 человек включительно;
в) стоимости перевозки тремя 5-тонными контейнерами либо 100 процентов стоимости перевозки стандартным 20-футовым контейнером - для семьи свыше 6 человек.
Также, согласно части 5 Правил, при определении размера компенсации расходов учитываются также расходы участника Государственной программы и (или) членов его семьи на провоз личного имущества автомобильным транспортом от ближайшей к месту назначения на территории Российской Федерации узловой станции либо порта до следующего места отправления либо места назначения.
Пунктом 6 указанных Правил определено, что для получения компенсации расходов заявитель подает по месту жительства либо по месту пребывания участника Государственной программы в территориальный орган Федеральной миграционной службы заявление о выплате компенсации расходов по форме, утвержденной указанной Службой. К заявлению прилагаются следующие документы: а) подлинники проездных и перевозочных документов (билетов, багажных и грузобагажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы участника Государственной про граммы и членов его семьи, а также копии документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и налогов, связанных с перемещением личного имущества участника Государственной программы и членов его семьи с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации, б) копия свидетельства участника Государственной программы (постранично); в) копии документов, удостоверяющих личность участника Государственной программы и членов его семьи; г)копии документов, подтверждающих регистрацию участника Государственной программы и членов его семьи в установленном порядке по месту жительства либо постановку на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации; д) реквизиты счета участника Государственной программы, открытого в кредитной организации.
Довод представителя ответчика, что истец перевезла свои личные вещи автомобильным транспортом, в связи с чем денежной компенсации со стороны ответчика эта перевозка не подлежит, не может быть принят во внимание судом поскольку у истицы не было возможности воспользоваться железнодорожным транспортом. Письмом начальника станции г. Славянск на запрос Яцентюк К.О. сообщил, что согласно телеграфному указанию №00053/ЦМ от 12.07.2013г. станция Славянск Дон жд закрыта по параграфу 5 (прием и выдача грузов в универсальных контейнерах транспорта массой брутто 3 и 5 т на станциях).
На основании изложенного суд, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части взыскания расходов по оплате услуг перевозки к месту назначения на территории РФ узловой станции Россошь Воронежская область, стоимостью 38 000 руб. и расходов по оплате перевозки груза автотранспортом от адрес до адреса: адрес, стоимость данной перевозки составляет 14 000 руб.
Требование о взыскании стоимости перевозки груза автомобильным транспортом от узловой станции Россошь Воронежская область до г. Самара не подлежит удовлетворению, поскольку на территории РФ истица могла воспользоваться железнодорожным транспортом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Яцентюк Карины Олеговны - удовлетворить частично.
Взыскать с Главного Управления Министерства внутренних дел России по Самарской области за счет средств федерального бюджета в пользу Яцентюк Карины Олеговны компенсацию по перевозке имущества в размере 52 000 рублей (пятьдесят две тысячи рублей).
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29.03.2019г.
Судья /подпись/ Т.А. Орлова
Копия верна
Судья
Секретарь