Дело № 2а-256/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2018 года г. Гороховец
Гороховецкий районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Миронова Е.С., при секретаре Гаранович С.И., с участием помощника прокурора Гороховецкого района Зевакина О.М., представителя административного ответчика Сивуновой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Гороховецкого района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Гороховецкого района Владимирской области об обязании принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гороховецкого района Владимисркой области обратился в суд и иском к администрации Гороховецкого района Владимирской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц об обязании принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание.
В обосновании своих доводов административный истец указывает, что 27 июня 2018 года прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Гороховецкого района законодательства при владении и распоряжении муниципальным имуществом. Прокуратурой района установлено, что постановлением главы Гороховецкого района от 07 августа 2009 года №794 утверждено заключение о признании жилого многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу. На момент проведения проверки многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу, расселен. В ходе осмотра <адрес> установлено, что дом частично разрушен, все конструктивные элементы дома находятся в аварийном состоянии. Отсутствует заполнение оконных и дверных проемов, территория, на которой расположен дом, не огорожена, доступ к нему является свободным для неограниченного круга лиц, что представляет опасность для жизни и здоровья граждан. Таким образом, администрацией Гороховецкого района не предпринят комплекс мер по предупреждению причинения вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей, в том числе и детей в указанные аварийные здания.
Помощник Прокурора Гороховецкого района Зевакин О.М. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Гороховецкого района Владимирской области Сивунова А.П. исковые требования не признала, полагала, что администрация является ненадлежащим ответчиком по указанному дела в связи с чем просила в удовлетворении требований отказать. Пояснила что собственником указанного здания администрацией МО Куприяновское в настоящее время принят ряд мер по сносу указанного здания, объявлен конкурс.
Представители заинтересованных лиц администрации муниципального образования Куприяновское, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, каких-либо заявлений, ходатайств не представили.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Согласно п. 3 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно части 2 статьи 209 собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Данная норма означает обязанность собственника имущества содержать имущество в исправном состоянии, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами по делу на основании постановления главы Гороховецкого района от 07 августа 2009 года №794 утверждено заключение о признании жилого многоквартирного дома №, расположенного в <адрес> аварийным и подлежащим сносу. На момент проведения проверки многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу, расселен. В ходе осмотра <адрес> установлено, что дом частично разрушен, все конструктивные элементы дома находятся в аварийном состоянии. Отсутствует заполнение оконных и дверных проемов, территория, на которой расположен дом, не огорожена, доступ к нему является свободным для неограниченного круга лиц, что представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
Согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу п.22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Поскольку в ходе судебного заседания установлено что <адрес> на основании постановления главы Гороховецкого района от 07 августа 2009 года №794 признан аварийным и подлежащим сносу, именно на администрацию Гороховецкого района Владимирской области в с соответствии с действующим законодательством была возложена обязанность направить собственникам указанного дома требования о его сносе или реконструкции в разумный срок, что сделано не было.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежал изъятию для муниципальных нужд, что административным ответчиком в нарушение действующего законодательства также сделано не было.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что именно на администрацию Гороховецкого района Владимирской области возложена обязанность по безопасности и принятию мер препятствующих свободному проникновению неопределённого круга лиц в указанное задние.
Доводы представителя административного ответчика о том, что они являются ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, о том что указанное здание является собственностью администрации муниципального образования Куприяновское, суд считает несостоятельными, поскольку каких либо доказательств того, что именно администрация МО Куприяновского является собственником указанного здания суду не предоставлено, кроме того, именно постановлением главы Гороховецкого района от 07 августа 2009 года №794 жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Кроме того 30 января 2018 года в адрес главы администрации Гороховецкого района прокурорам Гороховецкого района Владимирской области было подано представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое оспорено не было, по результатам рассмотрения которого 19 февраля 2018 года прокурору Гороховецкого района был дан ответ, что администрацией Гороховецкого района приняты меры по ограничению доступа к дому <адрес>, а именно указанный объект был огорожен сигнальной лентой, на стенах размещены надписи, предупреждающие об опасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Гороховецкого района Владимирской области к администрации Гороховецкого района Владимирской области об обязании принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание удовлетворить.
Обязать администрацию Гороховецкого района Владимирской области принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, расположенное по адресу: <адрес>, путем установки технических средств, препятствующих свободному проникновению в указанное здание неопределенного круга лиц.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гороховецкий районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С.Миронов
.
.