Решение по делу № 33а-9758/2022 от 08.08.2022

УИД 34RS0002-01-2022-003718-16 № 2а-2907/2022

Судья Байбакова А.Н. дело № 33а-9758/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 31 августа 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Сергеева С.С., Поликарпова В.В.

при ведении протокола помощником судьи Собяниной Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бирюкова А.В. к Дзержинскому РОСП г.Волгограда УФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю Дзержинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Волгоградской области Пряхиной И.П., Управлению ФССП России по Волгоградской области об оспаривании постановления о расчете задолженности по алиментам, возложении обязанности осуществить перерасчет задолженности

по апелляционной жалобе административного истца Бирюкова А.В. в лице представителя Михайловой Ю.П,

на решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 16 июня 2022 г., которым в удовлетворении административного искового заявления Бирюкова А.В, к Дзержинскому РОСП г.Волгограда УФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю Дзержинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Волгоградской области Пряхиной И.П,, Управлению ФССП России по Волгоградской области об оспаривании постановления о расчете задолженности по алиментам от 4 мая 2022 г., возложении обязанности осуществить перерасчет задолженности, - отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бирюков А.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам от 4 мая 2022 г., возложении обязанности осуществить перерасчет задолженности.

В обоснование заявленных требований указал, что он является должником по исполнительному производству № № <...> от 23 сентября 2015 г. о взыскании с него задолженности по алиментам. В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Дзержинского РОСП г.Волгограда УФССП России по Волгоградской области Пряхиной И.П. 4 мая 2022 г. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 1 сентября 2018 г. по 30 апреля 2022 г., согласно которому его задолженность составляет 175746 руб. Указанное постановление считает незаконным, так как неверно рассчитан размер задолженности по алиментам, поскольку при его вынесении судебным приставом-исполнителем для определения кратности (коэффициент прожиточного минимума) использовалась недействующая величина. Также в его адрес за весь период ни одного постановления об индексации размера алиментов судебным приставом-исполнителем не направлялось. Он ежемесячно осуществлял выплаты в размере 5000 руб., что свидетельствует о надлежащем исполнении им обязательств по уплате алиментов. Всего им выплачено 196146 руб., из которых 20400 руб. и 5000 руб. в расчет судебным приставом не включены, а также суммы, которые уплачены ранее по исполнительному производству.

Просил суд признать незаконным постановление от 4 мая 2022 г. о расчете задолженности по алиментам по исполнительному производству № <...> от 23 сентября 2015 г., обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем осуществления перерасчета задолженности по алиментам.

В ходе разбирательства дела к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Дзержинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Волгоградской области Пряхина И.П., Управление ФССП России по Волгоградской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец Бирюков А.В. в лице представителя Михайловой Ю.П. ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы возражений не поступило.

Выслушав административного истца Бирюкова А.В., представителя административного истца Бирюкова А.В. Михайлову Ю.П., заинтересованное лицо Бирюкову О.В., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дел следует, что 25 августа 2015 года мировым судьей судебного участка № 83 Волгоградской области выдан исполнительный лист № <...> от 22 июля 2015 года о взыскании с Бирюкова А.В. в пользу Бирюковой О.В. алиментов на несовершеннолетнего ребенка В., ДД.ММ.ГГГГ рождения в твердой денежной сумме в размере 5000 руб. ежемесячно, которая подлежит индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты.

23 сентября 2015 года судебным приставом-исполнителем в отношении Бирюкова А.В. возбуждено исполнительное производство № <...>, с последующим присвоением номера № <...>

04 мая 2022 года судебным приставом-исполнителем Пряхиной И.П. вынесено постановление о расчете задолженности Бирюкова А.В. по алиментам, которая с учетом произведенной индексации составила за период с 1 сентября 2018 года по 30 апреля 2022 года 90519 рублей.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого постановления при индексации размера алиментов судебным приставом-исполнителем для определения кратности (коэффициент прожиточного минимума) использовалась действующая величина прожиточного минимума, учитывалось ее поквартальное изменение, что соответствует содержанию алгоритма расчета задолженности по алиментам, являющегося приложением к Письму ФССП России от 15 сентября 2016 года № 00011/16/85969-АП «Об алгоритме расчета задолженности по алиментам». Отвергая доводы административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем необоснованно в расчете не учтены суммы 20400 рублей и 5000 рублей, суд исходил из того, что доказательств перечисления данных денежных средств в материалы дела не представлено. Кроме того, в обоснование выводов об отказе в удовлетворении административного иска, суд указал, что исходя из положений пункта 5 статьи 113 СК РФ, части 4 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указанный вопрос подлежит разрешению судом в порядке искового производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Судебная коллегия находит выводы суда не основанными на обстоятельствах дела, при этом судом неправильно применены нормы материального права и неверно истолкованы позиции Верховного Суда РФ.

В соответствии статьей 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства производит индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации. О такой индексации судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление (ч.1).

Размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (ч.2).

В соответствии со статьей 113 Семейного кодекса РФ взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию (ч.1)

В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока (ч.2).

Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов (ч.3).

Согласно части 1 статьи 117 Семейного кодекса РФ индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производит судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации.

По смыслу приведенного правового регулирования размер задолженности определяется исходя из проиндексированной суммы подлежащих уплате алиментов. Именно с этим обстоятельством законодатель связывает необходимость принятия судебным приставом-исполнителем двух процессуальных решений в рамках исполнительного производства – вынесение постановления об индексации алиментов и постановления о расчете задолженности по алиментам.

Между тем, доказательств того, что судебным приставом-исполнителем с момента возбуждения исполнительного производства производилась индексация алиментов и на момент вынесения оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем были правильно определены подлежащие учету проиндексированные суммы алиментов, в материалы дела не представлено.

Как следует из оспариваемого постановления, судебным приставом-исполнителем произведен расчет задолженности по алиментам с учетом индексации, при этом принятый к учету размер алиментов определен судебным приставом в сумме 5646 рублей (за период с 01.09.2018 по 30.09.2018) как 59% от величины прожиточного минимума на детей в Волгоградской области 9569 рублей.

В соответствии с частью 2 стать 117 Семейного кодекса РФ размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях их индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, определенной в соответствии с правилами пункта 1 настоящей статьи.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» следует, что с учетом положений пункта 2 статьи 117 СК РФ при установлении размера алиментов, подлежащих взысканию в твердой денежной сумме, судам необходимо исходить из действующей на день вынесения решения суда величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии указанной величины - величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.

Из указанного следует, что при индексации алиментов взыскиваемых в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель обязан руководствоваться не процентным соотношением, а кратностью величины прожиточного минимума на момент взыскания алиментов в твердой денежной сумме.

О таком порядке расчета индексации указано также и в Письме ФССП России от 15.09.2016 № 00011/16/85969-АП «Об алгоритме расчета задолженности по алиментам».

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 09.11.2015 года № 660-п величина прожиточного минимума за третий квартал 2015 года для детей установлена в размере 8620 рублей.

Для определения числа, отражающего какому количеству величин прожиточного минимума кратен размер алиментов необходимо сумму, установленную судом в качестве алиментов – это 5000 рублей разделить на величину прожиточного минимума, установленного по месту проживания получателя алиментов на дату вынесения решения о взыскании алиментов, т.е. 5000 : 8620 = 0,6.

Затем эту величину следует умножить на величину установленного на момент расчета прожиточного минимума.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 26.11.2018 года № 551-п величина прожиточного минимума за третий квартал 2018 года для детей установлена в размере 9155 рублей.

Соответственно этому за период с 01.09.2018 по 30.09.2018 размер проиндексированных алиментов составит: 5493 рубля (9155 х 0,6), а не как указано в оспариваемом постановлении 5646 рублей.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 25.02.2019 № 69-п величина прожиточного минимума за четвертый квартал 2018 года для детей установлена в размере 9135 рублей.

Соответственно этому за период с 01.10.2018 по 31.10.2018, с 01.11.2018 по 30.11.2018 и с 01.12.2018 по 31.12.2018 размер проиндексированных алиментов за каждый месяц составит: 5481 рубль (9135 х 0,6), а не как указано в оспариваемом постановлении 5646 рублей.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 10.06.2019 № 260-п величина прожиточного минимума за первый квартал 2019 года для детей установлена в размере 9842 рублей.

Соответственно этому ежемесячный размер проиндексированных алиментов за первый квартал 2019 года составит: 5905 рублей (9842 х 0,6), а не как указано в оспариваемом постановлении 5807 рублей.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 12.08.2019 № 382-п величина прожиточного минимума за второй квартал 2019 года для детей установлена в размере 10123 рублей.

Соответственно этому ежемесячный размер проиндексированных алиментов за второй квартал 2019 года составит: 6074 рубля (10123 х 0,6), а не как указано в оспариваемом постановлении 5973 рубля.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 08.11.2019 № 551-п величина прожиточного минимума за третий квартал 2019 года для детей установлена в размере 9638 рублей.

Соответственно этому ежемесячный размер проиндексированных алиментов за третий квартал 2019 года составит: 5783 рубля (9638 х 0,6), а не как указано в оспариваемом постановлении 5973 рубля.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 25.02.2020 № 84-п величина прожиточного минимума за четвертый квартал 2019 года для детей установлена в размере 9310 рублей.

Соответственно этому ежемесячный размер проиндексированных алиментов за четвертый квартал 2019 года составит: 5586 рублей (9310 х 0,6), а не как указано в оспариваемом постановлении 5973 рубля.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 08.06.2020 № 323-п величина прожиточного минимума за первый квартал 2020 года для детей установлена в размере 9700 рублей.

Соответственно этому ежемесячный размер проиндексированных алиментов за первый квартал 2020 года составит: 5820 рублей (9700 х 0,6), а не как указано в оспариваемом постановлении 5973 рубля.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 14.08.2020 № 480-п величина прожиточного минимума за второй квартал 2020 года для детей установлена в размере 10414 рублей.

Соответственно этому ежемесячный размер проиндексированных алиментов за второй квартал 2020 года составит: 6248 рублей (10414 х 0,6), а не как указано в оспариваемом постановлении 6144 рубля.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 22.12.2020 № 810-п величина прожиточного минимума за третий квартал 2020 года для детей установлена в размере 10106 рублей.

Соответственно этому ежемесячный размер проиндексированных алиментов за третий квартал 2020 года составит: 6064 рубля (10106 х 0,6), а не как указано в оспариваемом постановлении 6144 рубля.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 27.01.2021 № 21-п величина прожиточного минимума за четвертый квартал 2020 года для детей установлена в размере 9901 рубль.

Соответственно этому ежемесячный размер проиндексированных алиментов за четвертый квартал 2020 года составит: 5941 рубль (9901 х 0,6), а не как указано в оспариваемом постановлении 6144 рубля.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 27.01.2021 № 22-п величина прожиточного минимума на 2021 год для детей установлена в размере 10414 рублей.

Соответственно этому ежемесячный размер проиндексированных алиментов за 2021 года составит: 6248 рублей (10414 х 0,6), а не как указано в оспариваемом постановлении 6144 рубля.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 01.09.2021 № 484-п величина прожиточного минимума с 01.01.2022 по 31.05.2022 для детей установлена в размере 10831 рубль.

Соответственно этому ежемесячный размер проиндексированных алиментов за период с 01.01.2022 по 30.04.2022 составит: 6499 рублей (10831 х 0,6), а не как указано в оспариваемом постановлении 6390 рублей.

Итого, в результате сложения сумм проиндексированных алиментов, подлежавших ежемесячной уплате административным истцом за период с 01.09.2018 по 30.04.2022 общий размер задолженности составляет 265171 рубль.

С учетом того, что судебным приставом-исполнителем при индексации размера алиментов неверно применены установленные в Волгоградской области показатели величины прожиточного минимума для детей, а также неверно применена методика индексации, выводы суда первой инстанции о соответствии оспариваемого постановления о расчете задолженности по алиментам требованиям закона, являются ошибочными. В этой связи постановленное по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.

Одновременно с этим судебная коллегия не принимает во внимание приведенные административным истцом в обоснование незаконности оспариваемого постановления доводы о том, что судебным приставом не учтены платежи в размере 20400 рублей и 68339 рублей.

Так, из постановления о возбуждении исполнительного № <...> следует, что судебным приставом-исполнителем должнику Бирюкову А.В. предложено представить платежные документы, подтверждающие погашение долга.

Из материалов дела не следует, что до вынесения оспариваемого постановления административным истцом судебному приставу-исполнителю предоставлялись для учета сведения об уплате денежных сумм в размере 20400 рублей и 68339 рублей.

Так, выписка о совершенной 02.09.2019 года операции по счету на сумму 20400 рублей предоставлена <.......> 05.05.2022 года, т.е. после вынесения оспариваемого постановления.

Сведения о перечислении взыскателю денежных средств в размере 68339 рублей озвучены административным истцом лишь при рассмотрении административного дела в суде первой инстанции после предоставления заинтересованным лицом банковских выписок о движении денежных средств. При этом, как следует из материалов дела, факт перечисления указанной денежной суммы каким-либо платежным документом от имени административного истца, не подтвержден, отсутствуют такие доказательства и в материалах исполнительного производства.

При таких обстоятельствах расчет задолженности по алиментам без учета денежных сумм в размере 20400 рублей и 68339 рублей явился результатом неисполнения обязанности по предоставлению платежных документов самим должником, а не вследствие незаконного уклонения судебного пристава-исполнителя от учета данных сумм.

Принимая во внимание, что законом не ограничено право должника на предоставление платежных документов судебному приставу-исполнителю в целях корректировки суммы задолженности, судебная коллегия не усматривает оснований в указанной части для выводов о нарушении судебным приставом-исполнителем требований закона повлекшего нарушение прав и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 16 июня 2022 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Дзержинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Волгоградской области Пряхиной И.П. от 4 мая 2022 г. о расчете задолженности по алиментам.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:/подпись/

Судьи:/подпись/

33а-9758/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Бирюков Алексей Вячеславович
Ответчики
Дзержинский РО ССП по г.Волгограду
Судебный пристав-исполнитель Дзержинского РОСП УФССП по Волгоградской области Пряхина Ирина Павловна
Управление ФССП России по Волгоградской области
Другие
Бирюкова Ольга Владимировна
Михайлова Юлия Петровна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Сергеев Сергей Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
09.08.2022Передача дела судье
31.08.2022Судебное заседание
06.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2022Передано в экспедицию
31.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее