Решение по делу № 2-156/2018 от 29.05.2018

Гражданское дело № 2-156/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2018 года                         с.Терекли-Мектеб

Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Телемишева Э.И.,

при секретаре Салимове С.Ф.,

с участием истца в лице старшего помощника прокурора Ногайского района Магомедова М.А.,

представителя ответчика администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» в лице главы Отегенова З.М.,

представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД по доверенности Бекмуратова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-156/2018 по иску прокурора Ногайского района Республики Дагестан А.С-С.Сейтиева в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ортатюбинский», ФИО12 о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ногайского района РД обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ортатюбинский», ФИО13 о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ногайского района РД Магомедов М.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по существу дела показал, что прокуратурой района по коллективному обращению жителей с. Орта-Тюбе проведена в администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» проверка исполнения земельного законодательства при заключении договоров аренды земельного участка, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения». Установлено, что администрацией МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД 01.06.2017 года в газете «Шоьл Тавысы» № 22(8658) был объявлен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в собственности администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан. Согласно протоколу об итогах аукциона от 03.07.2017 комиссия МО СП «сельсовет Ортатюбинский» по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков, выставленных на аукцион, лот № 3, признала аукцион не состоявшимся в связи с тем, что на приобретение права аренды на данный земельный участок общей площадью 50 га с кадастровым номером 05:03:000007:1117/2, расположенного в с.Орта-Тюбе Ногайского района, поступила одна заявка и единственным участником аукциона признан Торпиков Амирхан Алимханович. Исследовав материалы проведенного аукциона, прокуратурой района установлено, что нарушены требования ч. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ и ч. 6 ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» о том, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенном Правительством РФ, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Как усматривается из объяснений главы МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Отегенова З.М. извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков на официальном сайте www.torgi.gov.ru не было опубликовано. В нарушение требований пунктов 8 и 9 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ срок аренды земельного участка установлен без учета предусмотренных ограничений. Так, согласно требованиям подпункта 11 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ. В соответствии с подпунктом 12 пункта 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества. Согласно п. 1.1 договора аренды от 10.07.2017 за № 02, составленный на основании постановления главы МО СП «сельсовет Ортатюбинский» от 25.05.2017 года за № 09 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает земельный участок с кадастровым номером № 05:03:000007:1117/2, расположенный в границах муниципального образования «Ногайский район» на территории МО СП «сельсовет Ортатюбинский», относящейся к категории земель - пастбища «земли сельскохозяйственного назначения», для использования в целях выпаса скота. Согласно п. 2.1 договора аренды участка устанавливается сроком на 30 лет, с 03 июля 2017 г. по 03 июля 2047 г. Кроме того, в соответствии с пунктом 22 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка. Из опубликованного извещения видно, что проект договора аренды земельного участка не приложен. Администрация МО СП «сельсовет Ортатюбинский», не указав в извещении о проведении аукциона от 01.07.2017 года указанные выше пункты, отступила от принципов прозрачности и публичности при продаже права на заключение аренды земельного участка на торгах, что повлекло за собой нарушение земельного и антимонопольного законодательства. Указанные нарушения противоречат также требованиям ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят, или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом. Действующее законодательство и нормативные правовые акты о проведении торгов обязывают организатора торгов посредством публикации довести соответствующую информацию до неограниченного круга возможных участников. Действия администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» по не указанию в информационном сообщении полных сведений о земельном участке, выставленном на продажу противоречат требованиям Земельного кодекса РФ, согласно которым при проведении торгов запрещаются действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Таким образом, при проведении аукциона от 03.07.2017 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:03:000007:1117/2, расположенного в с. Орта-Тюбе общей площадью 50 га администрация МО СП «сельсовет Ортатюбинский» совершила действия, противоречащие ч.ч. 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции», которые привели к последствиям ограничения, недопущения и устранения конкуренции и создали преимущественные условия участия в проводимых торгах. Прокуратура района пришла к выводу, что в действиях администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» содержатся признаки нарушения норм земельного законодательства, а также части 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции». В связи с изложенным заключенный 10.07.2017 между главой администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Отегеновым З.М. и Топиковым А.А. договор № 02 на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ является ничтожным, поскольку сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна. Из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц - участников закупки, с которыми муниципальный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В соответствии с ч. 2 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. В результате нарушения требований вышеуказанных законов при составлении извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение аренды земельного участка администрация МО СП «сельсовет Ортатюбинский» ограничила круг потенциальных претендентов на приобретение земельного участка, в связи с чем договор аренды земельного участка от 10.07.2017 года № 02 подлежит признанию недействительным. Обращаясь с исковым заявлением, прокуратура района просит применить последствия недействительности сделки к договору аренды земельного участка от 10.07.2017 № 02, заключенного по результатам проведенного вышеуказанного аукциона между главой администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» и Торпиковым А.А. Согласно части 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Интересы неопределенного круга лиц заключаются в искоренении причин и условий, порождающих несоблюдение установленного в ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации принципа недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина во вред интересам других лиц. Отсутствие в извещении сведений, прямо предусмотренных законом и нормативным правовым актом в области проведения аукциона, является существенным нарушением интересов неопределенного круга лиц, так как лишает потенциальных граждан возможности принять участие в аукционе. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ, просит суд признать договор аренды земельного участка от 10.07.2017 за № 02, заключенный между главой администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ортатюбинский» и Торпиковым Амирханом Алимхановичем недействительным; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись от 09.08.2017 года № 05/016/2017-2 о регистрации права аренды Торпиковым А.А. земельного участка с кадастровым номером 05:03:000007:1117/2 площадью 50 га; применить последствия недействительности сделки к договору аренды земельного участка от 10.07.2017 № 02 и судебные расходы отнести на ответчика.

В судебном заседании представитель ответчика глава МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Отегенов З.М. исковые требования прокурора Ногайского района не признал, по существу дела пояснил, что работает главой администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ортатюбинский», в его служебные обязанности входит общее руководство администрацией. По поводу заключения договора аренды земельного участка сроком на 30 лет общей площадью 50 га с кадастровым номером 05:03:000007:1117/2, расположенного в с.Орта-Тюбе Ногайского района с гражданином Торпиковым А.А., поясняет следующее. После формирования данный земельный участок был выставлен на торги, а именно был объявлен аукцион на право заключения договора аренды сроком на 30 лет. Объявление о проведении аукциона было размещено и опубликовано в республиканской газете «Голос степи» 01.07.2017 года. Впоследствии аукцион комиссией МО СП «сельсовет Ортатюбинский» был признан несостоявшимся в связи с тем, что на приобретение права аренды на данный земельный участок поступила одна заявка и единственным участником аукциона признан Торпиков А.А., с которым и был заключен договор аренды без проведения торгов. Торпиков А.А. является его троюродным братом. В селе Орта-тюбе у него много родственников и при помощи родственников он выиграл выборы на должность главы администрации села. Поэтому он не может огранивать их в этом. Относительно опубликования аукциона на официальном сайте www.torgi.gov.ru, отмечает, что в с.Орта-Тюбе отсутствует сеть «Интернет», нет ни кабельного, ни мобильного доступа к сети «Интернет», более того, ни один аукцион на территории Ногайского района не публикуется на этом сайте, объявление о проведении аукциона ими было опубликовано в республиканской газете, таким образом, считает, что условия проведения не нарушены и выполнены. Исковые требования прокурора Ногайского района РД признает и просит их удовлетворить.

Ответчик ФИО14 о времени и месте рассмотрения дела извещался, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД по доверенности Бекмуратов А.Р. исковые требования прокурора поддержал, просил суд удовлетворить исковое заявление о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.

Суд, изучив доводы искового заявления, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные материалы дела, а именно: акт проверки Кизлярским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по РД муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ортатюбинский» №150 от 14.03.2018 года; акт осмотра заместителем прокурора Ногайского района материалов проведенного аукциона от 25.05.2018 года; вырезка газеты «Голос степи» №22 от 01.07.2017 года; заявку на участие в аукционе Торпикова А.А. от 28.06.2017 года; протокол №02 заседания аукционной комиссии от 03.07.2017 года; договор аренды №02 земельного участка, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» от 10.07.2017 года; акт приема-передачи арендуемого земельного участка от 10.07.2017 года; постановление главы администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД «О создании комиссии по проведению аукционов по продаже и предоставлению в аренду земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности» от 04.07.2016 года; объяснение Отегенова З.М. от 25.05.2018 года; постановление главы администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД «О предоставлении земельных угодий в аренду» от 10.07.2017 года; приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные федеральным законом. Предметом спора являются неимущественные права граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Согласно ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержат во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене Пунктом 9 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. N 164-ФЗ) установлено, что извещение о проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет". Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Требования к извещению или сообщению о проведении аукциона, предусмотрены п. 10 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. N 808, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.

Изучением материалов дела установлено, что администрацией муниципального образования «сельсовет Ортатюбинский» был объявлен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельных участков на 30 лет, находящиеся в собственности администрации муниципального образования «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД, о чем в газете «Голос степи» от 01.07.2017 года дано объявление.

Согласно протокола об итогах аукциона №02 от 03.07.2017 года аукционная комиссия муниципального образования по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, выставленного на аукцион, регистрационный номер предмета торгов №02, признала аукцион не состоявшимся в связи с тем, что на приобретение права аренды на данный земельный участок, общей площадью 50 га, с кадастровым номером 05:03:000007:1117/2 с разрешенным использованием для выпаса скота, находящийся на территории муниципального образования сельское поселение «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД в с.Орта-Тюбе Ногайского района РД поступила одна заявка и единственным участником аукциона признан Торпиков А.А., аукционная комиссия рекомендует заключить договор аренды с Торпиковым Амирханом Алимхановичем по цене 5 200 рублей, предложенной им за право заключения договора аренды.

10.07.2017 года с Торпиковым А.А. заключен договор аренды указанного земельного участка сроком на 30 лет, с 03 июля 2017 года по 03 июля 2047 года.

Вышеуказанный участок, относящийся к категории земель – пастбища «земли сельскохозяйственного назначения», передан Торпикову А.А. для использования в целях выпаса скота, общей площадью 50 га, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) земельного участка.

В соответствии с п. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

В силу п.п. 21 и 22 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);

5) о начальной цене предмета аукциона;

6) о "шаге аукциона";

7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;

10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов;

Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 года №909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен сайт www.torgi.gov.ru в качестве официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Как установлено судом, в нарушение требований п.9 ст.38.1 Земельного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации ответчиком в сети «Интернет» не размещено.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно протокола аукционной комиссии №02 от 03.07.2017 г., при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:03:000007:1117/2, площадью 50 га, Торпиков А.А., являясь членом аукционной комиссии, в нарушение антимонопольного законодательства (в нарушение п.4 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") оказался единственным участником, подавшим заявку на участие в аукционе и в связи с отсутствием других участников, подавших заявку на участие в аукционе, решением аукционной комиссии рекомендовано заключить договор аренды спорного земельного участка с Торпиковым А.А.

В соответствии с ч.20 ст.39.12 ЗК РФ, уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

Администрацией МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района в лице главы администрации Отегенова З.М. договор аренды спорного земельного участка с Торпиковым А.А. заключен 10.07.2017 г., т.е. ранее чем через 10 дней после проведения аукциона.

Указанное обстоятельство повлекло за собой нарушение Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Данное нарушение привело к ограничению числа потенциальных претендентов на приобретение прав на спорный участок и нарушению интересов муниципального образования, заинтересованного в привлечении большего количества претендентов на получение права аренды.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что договор аренды земельного участка от 10.07.2017 года, заключенный между администрацией МО СП «сельсовет Ортатюбинский» РД, в лице главы администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» РД Отегеновым З.М. и Торпиковым А.А. является ничтожным, поскольку заключение договора с нарушением требований закона, повлекло нарушение принципа публичности и прав неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

В соответствии с частью 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно п. 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В силу части 2 указанной статьи, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно ст. 9 п. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом. Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.

Так согласно акту приема-передачи арендуемого земельного участка от 10.07.2017 года Торпиков А.А. принял в аренду земельный участок, с кадастровым номером №05:03:000007:1117/2, общей площадью 50 га, расположенный в границах муниципального образования «Ногайский район» на территории МО СП «сельсовет Ортатюбинский», относящийся к категории земель – пастбища «земли сельскохозяйственного назначения», для использования в целях выпаса скота.

Совокупность доказательств, представленных истцом в соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ, оцененные с учетом ст.67 ГПК РФ, суд находит достаточными для вывода обоснованности требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.34 Земельного кодекса РФ, ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Ногайского района А.С-С.Сейтиева удовлетворить.

Признать договор аренды земельного участка от 10.07.2017 года за №02, заключенный между главой администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ортатюбинский» и ФИО3 недействительным.

Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права аренды ФИО3 земельного участка с кадастровым номером 05:03:000007:1117/2 площадью 50 га.

Применить последствия недействительности сделки к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, обязав ФИО3 возвратить, а администрацию МО СП «сельсовет Ортатюбинский» принять земельный участок с кадастровым номером 05:03:000007:1117/2, площадью 50 га из категории земель сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>.

Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей в доход федерального бюджета.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его провозглашения.

Текст решения изготовлен и отпечатан в совещательной комнате.

Председательствующий

судья     Э.И. Телемишев

2-156/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
А.С.Сейтиев
Ответчики
администрация МО СП "сельсовет Ортатюбинский"
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД
Торпиков А.А.
Суд
Ногайский районный суд Республики Дагестан
Дело на сайте суда
nogayskiy.dag.sudrf.ru
29.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2018Передача материалов судье
04.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2018Судебное заседание
10.07.2018Судебное заседание
31.07.2018Судебное заседание
10.08.2018Судебное заседание
15.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее