Мотивированное решение составлено 04 мая 2016 года
Дело № 2-1033/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.
при секретаре Веселовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле
27 апреля 2016 года
гражданское дело по иску Комарова А.А. к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Туношенского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской, МКУ «Многофункциональный центр развития» Ярославского муниципального района Ярославской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Комаров А.А. обратился в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, в порядке приватизации. Исковые требования мотивирует тем, что он зарегистрирован и проживает по вышеуказанному адресу, ранее в приватизации не участвовал, реализовать свое право на приватизацию в обычном порядке возможности не имеет.
В суде истец Комаров А.А. иск поддержал по основаниям и в объеме заявленных требований.
Остальные участники судебного разбирательства в суд своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.
Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Суд установил, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Комаров А.А., что подтверждается выпиской из домовой книги Администрации Туношенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. Комаров А.А. ранее в приватизации не участвовал (л.д. №).
Спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в Реестре муниципального имущества Ярославского муниципального района и Реестре муниципального имущества казны Туношенского сельского поселения, не значится, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на спорный объект отсутствуют (л.д. №).
В соответствии с кадастровым паспортом, составленным ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорный дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет общую площадь <данные изъяты> кв. м.
Право на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения истец не использовал, что подтверждается справкой МКУ МФЦР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д№).
Как следует из представленных доказательств, указанный дом не был передан в муниципальную собственность.
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса РСФСР (утвержденного Верховным Советом РСФСР ДД.ММ.ГГГГ), находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях, образуют жилищный фонд.
Порядок приватизации предприятий устанавливался Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», статья 1 которого содержала исчерпывающий перечень объектов, подлежащих приватизации, действие этого Закона не распространялось на объекты жилищного фонда.
Приватизация жилищного фонда регулировалась Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в силу статьи 1 которого, приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения № к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, <адрес> и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от ДД.ММ.ГГГГ № жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что не включение спорного жилого дома в нарушение действующего законодательства в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, не может влиять на жилищные права истцов, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Судом бесспорно установлено, что права истца нарушены в результате бездействия ФИО6, не передавшего в процессе приватизации предприятия спорное жилое помещение в муниципальную собственность, что лишило истца возможности приобрести в собственность спорный дом в порядке приватизации.
Поскольку в судебном заседании установлено, что право приватизации истцом не использовано, спорное помещение должно быть передано ему в собственность в порядке приватизации. Отсутствие регистрации государственной либо муниципальной собственности не должно являться препятствием к реализации прав истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Комаровым А.А. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья А.Ш. Сайфулина