Дело №(2020)
27RS0№-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Хабаровск 19 августа 2020 года
Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе
председательствующего судьи Петровой Ю.В., при секретаре ФИО2,
рассмотрев, в судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клинико-диагностический центр», Министерству здравоохранения Хабаровского края, Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клинико-диагностический центр» (далее также - КГБУЗ «Клинико-диагностический центр», учреждение здравоохранения), Министерству здравоохранения Хабаровского края о признании незаконными отказов в выдаче рецептов на получение изделий медицинского назначения, возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что состоит на учёте в КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» по заболеванию эндокринной системы (сахарный диабет 1 типа). По программе государственных гарантий в рамках оказания государственной социальной помощи ФИО1 получала лекарственные препараты (инсулин) и медицинские изделия к ним (иглы одноразовые, тест-полоски).
ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» было принято решение об установлении ФИО1 инсулиновой помпы по жизненным показаниям. По направлению КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» в июне №. ей бесплатно была оказана специализированная высокотехнологичная медицинская помощь - установлена инсулиновая помпа. К инсулиновой помпе необходимы расходные материалы (инфузионные наборы и резервуары), тест-полоски. Расходными материалами к инсулиновой помпе с момента её установки ФИО1 не обеспечивалась, выдача тест-полосок КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» ФИО1 также была прекращена.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» и Министерство здравоохранения <адрес> с заявлением об обеспечении её рецептами на тест-полоски и средства диагностики - медицинские изделия: инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе. После указанного обращения ФИО1 были выданы рецепты на получение тест-полосок, однако в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе (инфузионными наборами и резервуарами к инсулиновой помпе) ей было отказано с указанием на то, что эти изделия медицинского назначения не входят в перечни медицинских изделий, предоставляемых пациентам бесплатно.
Отказ в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе истец считает незаконным, нарушающим её право на охрану здоровья, поскольку использование инсулиновой помпы без расходных материалов невозможно, она вынуждена самостоятельно приобретать необходимые ей по состоянию здоровья медицинские изделия, стоимость которых является для неё существенной.
Ссылаясь на статью 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», ФИО1 с учётом заявления об уточнении исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 12.08.2020г., просила суд признать незаконным бездействие КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» и Министерства здравоохранения <адрес> по отказам в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе и выдаче рецептов на их получение, возложить на КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» обязанность обеспечить своевременное оформление ей рецептов на получение расходных материалов к инсулиновой помпе соответствие с показаниями лечащего врача на постоянной основе, обязать Министерство здравоохранения <адрес> обеспечить её расходными материалами к инсулиновой помпе в соответствие с показаниями лечащего врача на постоянной основе, взыскать компенсацию морального вреда в размере №., взыскать судебные расходы №.
Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от № решение и апелляционное определение по делу отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Железнодорожный районный суд в ином составе суда.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО3, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали, по обстоятельствам, изложенным в иске и дополнениях. Дополнительно истец пояснила, что один раз в три дня необходимо заменять инфузионный набор и резервуар для инсулина. Затраты на покупку в месяц от 9000 до 10000 рублей. Самостоятельно приобретать оборудование не имеет материальной возможности. При установке оборудования не предупреждали о необходимости самостоятельной оплаты расходных материалов. При обращении в поликлинику отказывали в выдаче рецептов, отправляли по разным кабинетам, не хотели слушать. Ссылаясь на то, что она не является инвалидом, отказывали в выдаче бесплатных рецептов. Использование помпы облегчает жизнь на 50 процентов, так как нет необходимости колоть инсулин самостоятельно 12 раз в день. Так как приходиться выпрашивать рецепты, хотя имеет право получать их бесплатно, испытывает от этого нравственные страдания и переживания с 2018года. Министерство здравоохранения <адрес> так же неосновательно отказывает. Сначала обращалась по телефону, ей отказывали, в связи с тем, что не является инвалидом, после письменного обращения отказали в письменном виде.
Представители ответчика КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» ФИО4, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и.о. главного врача ФИО5, действующий на основании приказа от №. №-к, просили отказать в удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенных в письменных отзывах. Дополнительно пояснили, что дополнительные материалы к инсулиновой помпе к выдаче не предусмотрены нормативными документами, так как не закупаются для нужд истца, которая не относиться к категории льготников. Помпа не устанавливается по жизненным показаниям, является альтернативным лечением для улучшения качества жизни. По государственной программе истец получает инсулин, тест полоски и ей выдана шприц-ручка, в связи с чем, находясь в реестре больных по указанному заболеванию, истец полностью обеспечена материалами и лекарственными средствами в рамках государственного контракта. Заявка по требованиям истца об обеспечении ее расходными материалами к помпе обсуждалась в Министерстве здравоохранения РФ, между тем к категории льготников истец не относиться, даже после утверждения новой программы <адрес>. Требования о компенсации морального вреда не обоснованы, Астено-вегитативный синдром, установленный истцу заключением врачебной комиссии, при решении вопроса об установке помпы, может сопровождаться плаксивостью, раздражительностью, головными болями, нарушением сна, что присутствовало у истца до обращения за бесплатными рецептами.
Представитель Министерства здравоохранения <адрес> ФИО6, действующая по доверенности от №., просила отказать в удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенных в письменных отзывах. Дополнительно пояснила, что в рамках программы расходными материалами к помпе обеспечиваются только федеральные льготники. Обращались в Министерство здравоохранения РФ но распоряжение об обеспечении было согласно представленным рекомендациям по ВТП, согласно которым истцу не установлено возмещение расходных материалов к помпе.
Представитель ответчика <адрес>вого фонда обязательного медицинского страхования ФИО7 оглы, действующий по доверенности от 09.01.2020г., просил отказать в удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенных в письменном отзыве.
Свидетель ФИО8, приходящаяся истцу родной сестрой, в судебном заседании пояснила, что в апреле № первое судебное заседание, в связи с чем, сестра нервничала, что неблагоприятно сказывалось на ее здоровье. Позвонила, сказала, что плохо себя чувствует, просила помочь с ребенком. №. попросила приехать к ней, у нее был высокий сахар в крови, давление. Сестра переживала о том, что было вынесено решение не в ее пользу, перенервничала. В связи с лечением добилась, что бы поставили помпу. Все время приходилось добиваться, что бы бесплатно предоставляли расходный материал. Пока не включит камеру телефона, с ней не хотели разговаривать врачи. Со слов истца, ей отказывают в выдаче того, что ей положено, грубо разговаривают. № у истца был нервный стресс по поводу обращения в суд по поводу получения расходных материалов.
Выслушав истца, ее представителя, представителей ответчиков, свидетеля, изучив представленные сторонами доказательства, материалы гражданского дела, и дав им оценку в совокупности, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был установлен диагноз: сахарный диабет 1 (LADА) типа. С данным диагнозом ФИО1 состоит на учёте в КГБУЗ «Клинико-диагностический центр», ей бесплатно предоставлялись инсулин для подкожного введения, тест-полоски для ежедневного измерения уровня сахара в крови.
По результатам осмотра ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ врачом-эндокринологом с учётом молодого возраста ФИО1, колебания уровня гликемии до гипогликемии ей рекомендована установка инсулиновой помпы с суточным мониторингом глюкозы.
Заключением врачебной комиссии КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 показано терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии, вид финансирования - обязательное медицинское страхование.
Заключением врачебной комиссии КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» от ДД.ММ.ГГГГ № признана нуждаемость ФИО1 в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии, и выдано направление на госпитализацию в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» (<адрес>), отделение эндокринологии для оказания высокотехнологичной медицинской помощи: терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии.
Согласно письму федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в период с 18 по ДД.ММ.ГГГГг. была оказана высокотехнологичная медицинская помощь, установлена инсулиновая помпа и выдан первоначальный стартовый комплект расходных материалов к инсулиновой помпе.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» и Министерство здравоохранения <адрес> с заявлением об обеспечении её ежемесячными рецептами на бесплатное получение тест-полосок в количестве 120 штук в месяц для глюкометра и расходного материала для инсулиновой помпы в количестве 10 штук в месяц.
На указанное обращение КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» ФИО1 дан ответ, в котором ей было разъяснено, что она является региональным льготником и получает бесплатную медицинскую помощь на территории <адрес> на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». Инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе не входят в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (приложение № к названному постановлению <адрес>), в связи с чем, обеспечение ФИО1 вышеназванными медицинскими изделиями бесплатно не представляется возможным.
Аналогичное разъяснение дано ФИО1 Министерством здравоохранения <адрес>, содержащееся в письме от ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещённые законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьёй 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путём фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включён в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-Ю)Е 10-Е 14).
В перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее также - Программа).
В разделе II Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Аналогичные приведённым выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории <адрес> постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, действовавшая в период оказания ФИО1 высокотехнологичной медицинской помощи по имплантации ей инсулиновой помпы с 18 по ДД.ММ.ГГГГ (далее также -Территориальная программа <адрес>).
Названная программа предусматривает, в том числе предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи (абзацы первый и четвёртый раздела 4 «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» Территориальной программы <адрес>).
Источниками финансового обеспечения Территориальной программы <адрес> являются средства краевого бюджета и средства обязательного медицинского страхования. За счёт средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам помимо прочего оказывается специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включённая в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (абзацы первый, второй и третий раздела 6 Территориальной программы <адрес>).
Сходные положения о предоставлении гражданам бесплатной медицинской помощи закреплены в действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утверждённой постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр, а также в действующей с ДД.ММ.ГГГГ Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утверждённой постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).
Статьёй б1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ определён исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи б2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи б2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).
В период оказания ФИО1 высокотехнологичной медицинской помощи в виде имплантации ей инсулиновой помпы с 18 по ДД.ММ.ГГГГ названная помпа включена в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р (утратило силу в связи с изданием распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р).
Расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы, резервуары - в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, не были включены.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
ФИО1 к числу лиц, указанных в статье б1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не относится.
Вместе с тем согласно части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Из приведённых нормативных положений федерального и регионального законодательства <адрес> в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение её по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счёт соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Положениям части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», по смыслу которой допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что нуждаемость ФИО1 в заместительной инсулиновой терапии системами постоянной подкожной индукции (установке инсулиновой помпы) по медицинским показаниям подтверждена заключениями врачебной комиссии КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ
Сторонами не оспаривается, что без инфузионного набора к инсулиновой помпе и резервуара к инсулиновой помпе - инсулиновая помпа работать не может.
ФИО1 в исковом заявлении и в судебном заседании также приводились доводы о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе являются её составной частью, использование инсулиновой помпы без этих материалов невозможно. До установки ей по жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии инсулиновой помпы она обеспечивалась всеми лекарственными средствами для лечения диабета, а также медицинскими изделиями для введения этих лекарственных средств (инсулиновыми шприцами, иглами к ним) бесплатно. Самостоятельное приобретение данных расходных материалов на постоянной основе один раз в месяц, невозможно исходя из высокой стоимости расходных материалов в соотношении к материальному положению истца.
Доводы представителя КГБУЗ «КДЦ» о том, что инсулиновая помпа устанавливалась не по жизненным показаниям истцу, а для улучшения качества жизни, и истец имеет возможность перейти на препараты, которые ей выдаются бесплатно по государственной программе, суд находит необоснованными. Сторонами не отрицается факт улучшения качества жизни истца в связи с установкой ей инсулиновой помпы, по сравнению с существовавшим ранее лечением. Не оспаривается факт того, что в условиях получения лечения посредством инсулиновой помпы истец имеет возможность на социализацию в обществе без установления инвалидности, что и являлось целью применения государственной программы по получению высокотехнологичной медицинской помощи, для истца, как гражданина страдающего социально значимым заболеванием «сахарный диабет».
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения Хабаровского края, утверждённого постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июля 2007 г. № 149-пр, Министерство здравоохранения Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим управление в сфере здравоохранения края и координирующим в пределах своей компетенции деятельность в этой сфере других краевых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Подпунктом 12 пункта 7 названного положения предусмотрено, что Министерство здравоохранения Хабаровского края организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству, то есть из данной нормы следует, что к компетенции Министерства здравоохранения Хабаровского края отнесена, в том числе организация обеспечения граждан по имеющимся у них медицинским показаниям необходимыми им медицинскими изделиями.
Доводы ответчиков об отсутствии оснований для возложения на КГБУЗ «Клинико-диагностический центр», Министерство здравоохранения <адрес> обязанности предоставить ФИО1 расходные материалы к инсулиновой помпе, поскольку такие расходные материалы не поименованы в Перечне заболеваний, при лечении которых в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей отпускаются по рецептам врача (фельдшера) за счёт средств краевого бюджета, утверждённом постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр, противоречит взаимосвязанным положениям федерального законодательства и регионального законодательства <адрес> о бесплатном оказании медицинской помощи (включая обеспечение медицинскими изделиями) гражданам, страдающим таким социально значимым заболеванием, как «сахарный диабет», и признанным нуждающимися по жизненным показаниям в соответствии с решением врачебной комиссии в оказании высокотехнологичной медицинской помощи -установке инсулиновой помпы, функционирование которой без расходных материалов к ней невозможно.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения <адрес> незаконным и возложении обязанности на КГБУЗ «КДЦ» и Министерство здравоохранения Хабаровского кря по обеспечению своевременным оформлением рецептов и получения расходных материалов к инсулиновой помпе в соответствии с показаниями лечащего врача подлежат удовлетворению. Вместе с тем требование об обеспечении на постоянной основе, содержит неопределенность и вступает в противоречие с целью наложения обязанности, в связи с чем, подлежит удовлетворению частично – а именно в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отмены инсулиновой помпы по медицинским показаниям.
В соответствие со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе, посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Обеспечение изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.
С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение изделиями медицинского назначения и расходными материалами к ним тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Применяя положения ст. 1101 ГК РФ, оценив пояснения истца, представленные документы и показания свидетеля, суд с учетом характера причиненных ФИО1 физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда - Министерства здравоохранения <адрес>, не обеспечившего в соответствии со своими полномочиями истца необходимыми ей расходными материалами к инсулиновой помпе, принимая во внимание, указанные истцом нравственные страдания в виде переживаний, нервозности от ощущений проявленной к ней несправедливости, с учетом требования разумности и справедливости суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
При определении размера компенсации суд не принимает во внимание, представленные справки об осмотре неврологом от 06.06.2020г. и 15.08.2020г. в части установленных в анамнезе физических страданий в виде головных болей, нарушении сна, онемение и судороги рук и ног, так как не представлены документы, подтверждающие причинно-следственную связи между действиями ответчика и установленными страданиями. В имеющемся в материалах дела осмотре эндокринолога от 22.02.2019г., истец аналогичные симптомы не связывает с указанной в иске психотравмирующей ситуацией. Они оценены врачом как следствие сахарного диабета (л.д.23 т.1) в установленном диагнозе. Так же свидетель пояснила, о том, что истец связывала ухудшение своего состояния в связи с переживаниями по поводу вынесенного не в ее пользу решения суда, и в связи с нахождением в суде, что не может быть принято в данном случае в качестве основания взыскания компенсации морального вреда с ответчика.
В судебном заседании установлено, что отказывая в выдаче бесплатных рецептов КГБУЗ «КДЦ» действовало исходя из нормативных документов, вместе с тем, доводило информацию об имеющемся обращении истца, несоответствия нормативных актов и необходимости обеспечения истца расходными материалами к инсулиновой помпе по медицинским показаниям, перед Министерством здравоохранения <адрес>, что не отрицалось Министерством здравоохранения <адрес>. Так же предоставило письменный ответ на обращение истца, в связи с чем суд не находит оснований для взыскания с КГБУЗ «КДЦ» компенсации морального вреда в отношении истца.
Доводы истца о нарушении ее прав при обслуживании сотрудниками КГБУЗ «КДЦ» не подтверждены доказательствами. Свидетельские показания в данной части не принимаются судом, так как свидетель, как и истец не указали конкретное время и лицо, нарушавшее ее право при обращении, в связи с чем, у суда отсутствует возможность проверить указанные обстоятельства. Вместе с тем истец поясняла, что ей были разъяснены причины отказа в выписке бесплатного рецепта в виду отсутствия заключенного государственного контракта на обеспечение ее расходными материалами.
Исковые требования к <адрес>вому фонду обязательного медицинского страхования не подлежат удовлетворению так как в судебном заседании установлено, что расходы на предоставление дополнительных материалов к инсулиновой помпе истца не предусмотрены Территориальной программой <адрес>, кроме того суд находит рассмотрение вопроса об указанных расходах применительно к исполнению обязанности Министерства здравоохранения <адрес> в отношении истца преждевременным, и не заявленным сторонами при разбирательстве по данному делу.
В соответствии со ст. 98ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Положениями ст. 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В подтверждение понесенных расходов на представителя истец представила договор на оказание юридических услуг от 10.08.2020г. заключенный с ООО «Феникс» в лице генерального директора ФИО3, по которому представитель осуществляет изучение определения Верховного суда РФ по данному делу, консультирует, подготавливает ходатайство об уточнении исковых требований и участвует в судебном заседании 12.08.2020г. Так же представлена квитанция к приходному кассовому ордеру об уплате 15000 рублей.
Принимая во внимание существо договора, объем проделанной по договору работы, сложность, наличие оценки спорных правоотношений и подлежащих применению правовых актов, данной в определении Верховного суда РФ, с учетом принципа разумности и ходатайства ответчиков о снижении расходов, суд полагает необходимым взыскать пропорционально удовлетворённым требованиям с ответчика Министерства здравоохранения <адрес> в пользу истца расходы на представителя в сумме №, в с ответчика КГБУЗ «КДЦ» №.
Так же исходя из положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика Министерство здравоохранение <адрес> в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ Medtronic MiniMed Paradigm REAL-Time MMT-722: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ Medtronic MiniMed Paradigm REAL-Time MMT-722: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3000 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ 2500 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ <░░░░░>░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.08.2020░.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░