УИД: 29RS0023-01-2024-004754-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Епифановой С.В.,
при секретаре Фофановой В.А.,
с участием прокурора Челпанова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по иску Остапенко Анастасии Васильевны к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» о предоставлении в собственность благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания,
установил:
Остапенко А.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» (далее – Администрация Северодвинска) о предоставлении им в собственность благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
В обоснование заявленных требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица .....
Заключением межведомственной комиссии от 18 апреля 2012 года № 30 многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу.
Истцом выбран способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Администрацией Северодвинска в адрес ответчика для подписания был направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, предполагающий изъятие жилого помещения ответчика с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица ...... При этом данным соглашением на ответчика возлагается обязанность по возмещению разницы стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 1695 702 руб. 34 коп.
До настоящего времени истец указанное соглашение не подписала.
С учетом уточненных требований, просит суд возложить на Администрацию Северодвинска обязанность предоставить ей в собственность другого благоустроенное жилое помещение без возмещения такой разницы (л.д.36).
Истец в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель истца Семенюк И.Б. исковые требования поддержала.
Представитель Администрации Северодвинска Ананьина В.С. в судебном возражала против удовлетворения исковых требований. Полагала, что предоставление в собственность жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения без возмещения разницы в их стоимости, действующим законодательством не предусмотрено.
Третьи лица извещены о времени и месте надлежащим образом, в суд не явились.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при данной явке.
Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежащими удовлетворению, представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцу Остапенко А.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица ..... Право собственности истца на указанную квартиру возникло на основании договора купли-продажи от 23 апреля 2015 года и зарегистрировано в ЕГРН 27 апреля 2015 года.
Заключением межведомственной комиссии от 18 апреля 2012 года № 30 многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.7).
Постановлением Администрации Северодвинска от 26 марта 2019 года № 12-пз принято решение об изъятии для муниципальных нужд расположенного под указанным многоквартирным домом земельного участка с кадастровым номером 29:28:102004:10 путем предоставления возмещения собственникам жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме. Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Северодвинска поручено организовать в установленном порядке проведение мероприятий, в том числе, по оценке изымаемых жилых помещений, находящихся в собственности граждан, оформлению соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с собственниками жилых помещений многоквартирного дома.
Многоквартирный жилой дом 21 по улице Советской в городе Северодвинске Архангельской области включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. Срок реализации программы в отношении указанного многоквартирного дома первоначально установлен до 31 декабря 2022 года, а в настоящее время продлен до 30.09.2024г.
Истец выбрала способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
04.12.2023г. Администрацией Северодвинска в адрес собственника для подписания был направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 117/2023, предполагающий изъятие жилого помещения с предоставлением собственнику другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица ...... При этом данным соглашением на собственника возлагалась обязанность по возмещению разницы стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 1695 702 руб. 34 коп. (л.д. 8-10).
Указанное соглашение собственником получено, однако для его подписания в Администрацию Северодвинска она не явилась.
Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, сторонами не оспариваются, в связи с чем признаются судом установленными.
Положениями Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище и гарантировано, что никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1 статьи 40).
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы.
Вместе с тем, возлагая на органы государственной власти обязанность по созданию для этого условия, Конституция Российской Федерации провозглашает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), тем самым предписывая законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилье, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
При этом жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
В силу части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Вместе с тем, при решении вопроса об изъятии у собственника жилого помещения, расположенного в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, который включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, необходимо учитывать следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ), в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, настоящий Федеральный закон определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Исходя из правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Разделом VI адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» предусмотрено, что если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Согласно разделу VII указанной адресной программы источниками финансирования данной программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
При этом ни федеральным законодательством, ни вышеуказанной адресной программой не установлено положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья без согласования с ними.
Следовательно, гражданам, переселяемым из жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и находящихся в признанных аварийными и подлежащими сносу жилых домах, в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилые помещения должны предоставляться без каких-либо доплат.
Часть 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ЖК РФ, в том числе его статьи 32.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
Согласно части 6 статьи 31 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Поскольку соглашение между сторонами о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения с возмещением разницы рыночной стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями не достигнуто, что является обязательным условием в силу статьи 32 ЖК РФ, при этом Остапенко А.В. согласна на предоставление ей предлагаемого Администрацией Северодвинска жилого помещения, суд приходит к выводу о необходимости изъятия для муниципальных нужд принадлежащего Остапенко А.В. жилого помещения, путем предоставления ей другого жилого помещения, без доплаты разницы в рыночной стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с Администрации Северодвинска в пользу Остапенко А.В. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Остапенко Анастасии Васильевны (паспорт .....) к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» (ИНН 2902018137) о предоставлении в собственность благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания удовлетворить.
Изъять у Остапенко Анастасии Васильевны для муниципальных нужд жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица ....., путем предоставления Остапенко Анастасии Васильевне взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица ..... без возмещения разницы в цене между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями.
Прекратить право собственности Остапенко Анастасии Васильевны на жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица ..... после предоставления администрацией городского округа Архангельской области «Северодвинск» другого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица .....
Взыскать с администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» в пользу Остапенко Анастасии Васильевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Епифанова
Мотивированное решение по делу изготовлено 03 октября 2024 года.