УИД: №
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО4
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц к ФИО6 3-е лицо: ФИО7, об обязании устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в сфере транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО8 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО9 и просил обязать ответчика провести дополнительную оценку уязвимости подлежащего категорированию объекта транспортной инфраструктуры: моста через путепровод ж/д км <данные изъяты> на автодороге <адрес>) № в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать ответчика внести корректировки в план обеспечения транспортной безопасности названного объекта в связи с проведением дополнительной оценки уязвимости объекта, обязать ответчика обеспечить информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на указанном объекте, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте, о положениях законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Исковые требования мотивированы тем, что спорный объект находится в оперативном управлении ответчика. В ходе проведения прокурорской проверки установлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в сфере транспортной безопасности. Так, названному объекту присвоена <данные изъяты> категория уязвимости, ДД.ММ.ГГГГ объект внесен в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подлежащих категорированию, реестровый номер №. Между тем, ответчик в нарушение действующего законодательства в течение ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления в силу постановления РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и до настоящего времени не проведена дополнительная оценка уязвимости ОТИ, соответствующие изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта не внесены, информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на указанном объекте, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте, о положениях законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, касающейся их, не производится. В связи с выявленным нарушением <адрес> прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ руководителю ФИО10 внесено представление об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования ФИО12 предоставлен ответ, из которого усматривается, что ответчик направил в адрес ФИО11 направлено обращение о необходимости выделения финансирования на проведение мероприятий, направленных на исполнение требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дополнительная оценка уязвимости и корректировка плана не произведена, нарушения не устранены.
Истец ФИО15, ответчик ФИО16», 3-е лицо ФИО19 представителей в суд не направили, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств не заявляли.
Ответчик представил письменные возражения н иск, в которых указано, что в настоящее время объект не оборудован инженерно-техническими средствами, в ДД.ММ.ГГГГ ответчик произвел оценку уязвимости объекта, разработал и утвердил план обеспечения транспортной безопасности на основании действующего на тот момент постановления Правительства РФ от 14.09.2016 № 924, между тем в связи со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201 требуется проведение дополнительной оценки уязвимости объекта и корректировки плана, однако в иске не имеется ссылки на конкретные основания пп. 17 п. 7 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201, которые предполагаемо нарушены ответчиком, а также в соответствии с которыми надлежит провести дополнительную оценку уязвимости объекта.
Решение постановлено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В силу ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 28.02.2023) "О транспортной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора
В силу п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Приказом Минтранса России от 01.11.2021 N 370 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66134).
Согласно п. 1 Порядка оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и (или) судна, подлежащего оценке уязвимости (далее - оценка уязвимости, суда, подлежащие оценке уязвимости соответственно), проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и судна, подлежащего оценке уязвимости, от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в их деятельность.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2201 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства.
Согласно п.п. 7, 14, 17, 22, 23, 25 ч. 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны:
реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно, не позднее ДД.ММ.ГГГГ со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры;
информировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры (за исключением эстакад), а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся;
выделить и оборудовать в соответствии с утвержденным планом обеспечения безопасности объекта отдельные помещения или участки помещений на объекте транспортной инфраструктуры I и II категорий (для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категории - при необходимости):
для размещения работников подразделений транспортной безопасности;
для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
создать на объекте транспортной инфраструктуры I, II и III категорий помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности (далее - пункты управления обеспечением транспортной безопасности) в соответствии с утвержденным планом обеспечения безопасности объекта и оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие. Допускается определение единого пункта управления обеспечения транспортной безопасности для нескольких объектов транспортной инфраструктуры, принадлежащих одному субъекту транспортной инфраструктуры и расположенных на одном участке автомобильной дороги;
обеспечить аудио- и видеозапись в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры I и II категорий, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения безопасности объекта;
при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня вступления в силу таких изменений.
Из материалов дела усматривается, что объект транспортной инфраструктуры - мост через путепровод ж/д км <данные изъяты> на автодороге <адрес> № находится в оперативном управлении ФИО20
В ходе проведения прокурорской проверки установлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в сфере транспортной безопасности.
Так, названному объекту присвоена <данные изъяты> категория уязвимости, объект внесен в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подлежащих категорированию, реестровый номер №.
Одинцовская прокуратура ссылается на то, что поскольку в ходе проведения прокурорской проверки выявлены нарушения, постольку ДД.ММ.ГГГГ руководителю ФИО21 внесено представление об устранении выявленных нарушений, а именно: в течение <данные изъяты> с момента вступления в силу постановления РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и до настоящего времени не проведена дополнительная оценка уязвимости ОТИ, соответствующие изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта не внесены, информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на указанном объекте, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте, о положениях законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, касающейся их, не производится.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования ФИО22 предоставлен ответ, из которого усматривается, что ответчик направил в адрес ФИО24 направлено обращение о необходимости выделения финансирования на проведение мероприятий, направленных на исполнение требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дополнительная оценка уязвимости и корректировка плана не произведена, нарушения не устранены.
В материалы дела стороной истца представлен лишь ответ ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ исх.№, содержание которого изложено выше.
Между тем, в материалы дела стороной ответчика представлены доказательства о заключении между ФИО25 (участник» и ФИО26заказчик) контрактов №, № относительно «Оказания услуг по дополнительной оценке уязвимости и корректировке планов обеспечения транспортной безопасности <данные изъяты> категорированных объектов транспортной инфраструктуры ФИО27 Дата подписания контрактов – участником ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком – ДД.ММ.ГГГГ, дата размещения – ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения контракта – № – ДД.ММ.ГГГГ, № - ДД.ММ.ГГГГ. Также представлено Описание объекта закупки к контракту №.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку, учитывая вышеназванные положения Требований в отношении 1-й, 2-й категорий, которые обязательны для исполнения субъектом транспортной инфраструктуры, прокуратура в иске, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не приводит доводов относительно обязательности оборудования моста (спорного объекта) инженерно-техническими средствами, который отнесен к <данные изъяты> категории, а также – какими конкретно инженерно-техническими средствами должен быть оборудован данный объект, а, кроме прочего, ответчик представил в материалы дела достоверные доказательства о принятии мер по проведению дополнительной оценки уязвимости и корректировке планов обеспечения транспортной безопасности – сведения о заключении названных вше контрактов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО28 в интересах неопределенного круга лиц к ФИО29 3-е лицо: ФИО30, об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере транспортной безопасности, о противодействии терроризму – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья ФИО31