Решение по делу № 2-62/2019 от 29.01.2019

Дело № 2-62/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Копьёво                     18 марта 2019 года

    Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия

в составе судьи Южаковой М.Н.,

с участием помощника прокурора Орджоникидзевского района Свирко О.С.,

при секретаре судебного заседания Горбацевич Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ... сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия об устранении нарушений экологического законодательства при эксплуатации водных объектов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с иском о возложении обязанности на Администрацию ... сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии на гидротехническом сооружении – плотине на ручье ..., расположенном по адресу: ... и согласовать его с уполномоченными органами исполнительной власти Республики Хакасия. Обязать администрацию ... сельского совета в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование указанного гидротехнического сооружения.

В обоснование своих исковых требований прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия указал на то, что прокуратурой была проведена проверка исполнения экологического законодательства при эксплуатации водных объектов, в ходе которой, установлено, что на территории ... сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия расположено гидротехническое сооружение: плотина на ручье ... по адресу: .... Указанное ГТС находятся в собственности муниципального образования ... сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, что подтверждается Законом РХ от 10.12.2007 года № 94-ЗРХ. Надежность гидротехнических сооружений согласно Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, является составной частью обеспечения защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод. При этом приоритетным направлением реализации Стратегии в 2013 - 2020 годы является модернизация водохозяйственного комплекса, обеспечивающая достижение высокого уровня надежности и безопасности ГТС, в конечном итоге позволяющая привести все аварийные сооружения в нормативное (безопасное) состояние. Приказом Ростехнадзора от 30.10.2013 N 506 утверждена форма акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений.

Считает, что в ходе проведения проверки администрации ... сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия установлены нарушения вышеуказанных требований законодательства. Собственником не произведен и не согласован с органами исполнительной власти расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии на указанной в иске ГТС, а также не проведено преддекларационное обследование гидротехнического сооружения. При таких обстоятельствах, непринятие администрацией ... сельсовета мер к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, может привести к существенному материальному ущербу и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, а также состояние окружающей природной среды, в том числе водного объекта, на котором расположено сооружение.

В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Свирко О.С. настаивала на удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации ... сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия, поддержала их по основаниям, указанным в иске, и просила обязать администрацию ... сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии на гидротехническом сооружении – плотине на ручье ..., расположенном по адресу: ... и согласовать его с уполномоченными органами исполнительной власти Республики Хакасия, а также провести преддекларационное обследование указанного гидротехнического сооружения.

    Представитель администрации ... сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия в зал судебного заседания не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав приобщенные к делу документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Частью 2 статьи 39 Водного кодекса РФ установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Указанные мероприятия осуществляются, в том числе при эксплуатации ГТС.

На основании статьи 8 Федерального закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Согласно статье 9 указанного Федерального закона, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" предусмотрено, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

Как следует из пункта 7 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303 (ред. от 09.11.2016) "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, прокуратурой Орджоникидзевского района Республики Хакасия проведена проверка исполнения федерального законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений на территории администрации ... сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия, в ходе которой установлено, что на территории данного муниципального района имеется гидротехническое сооружение – плотина на ручье ..., расположенная по адресу: ...

    Собственником гидротехнического сооружения – плотины на ручье ... в д. ... является ответчик Администрация сельского поселения с. ... Орджоникидзевского района Республики Хакасия.

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения.

Из представления прокурора об устранении нарушений действующего законодательства следует, указанное гидротехническое сооружение эксплуатируется без наличия паспорта безопасности; не проведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии на гидротехническом сооружении; не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Администрацией ... сельсовета не проведена оценка безопасности названной ГТС и анализ причин снижения её уровня с учетом вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, а именно годовой отчет о состоянии ГТС отсутствует.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехническое сооружение относится к самостоятельному объекту вещных прав.

Статьей 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

-обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

-представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

-государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

-непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

-осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

-необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

-ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Согласно статье 15 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Абзацем 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации ГТС I, II, III или IV класса в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, или утверждение указанным органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения (абзац 4 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").

В нарушение указанного требования закона декларация безопасности гидротехнического сооружения в администрации ... сельсовета отсутствует.

Непринятие администрацией ... сельсовета мер к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, может привести к существенному материальному ущербу и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, а также состояние окружающей природной среды, в том числе водного объекта, на котором расположено сооружение.

В материалах дела имеется сведения, свидетельствующие о том, что администрация ... сельсовета является собственником гидротехнического сооружения – плотины на ручье ... по адресу: ....

До рассмотрения дела судом выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения Федерального законодательства ответчиком не устранены в полном объеме.

Ответчиком не проведен и не согласован с органами исполнительной власти расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии на гидротехническом сооружении – плотине на ручье ..., расположенном по адресу: ..., а также не проведено преддекларированное обследование указанного гидротехнического сооружения.

Согласно информации главы администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия, гидротехническое сооружение пруда на ручье ... 2 км. восточнее д. ... не декларировалось, не имеет паспорта безопасности, нет номера ГТС, уточняется техническое состояние и уровень безопасности.

Из информации главы ... сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия следует, что капитальный ремонт гидротехничского сооружения – плотины на р. ... проведен в 2006 году. Для получения Паспорта и декларации безопасности данного ГТС проводится работа: создана комиссия по преддекларационному обследованию гидротехнического сооружения: проводится работа по Расчету вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью, имуществу физических лиц и юридических лиц в результате аварии указанного сооружения.

Муниципальным контрактом № 24 от 25 февраля 2019 года между Государственным бюджетным учреждением Республики Хакасия «Управление инженерных защит» и главой ... сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия заключен контракт о разработке Расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц и юридических лиц на территории Республики Хакасия в результате аварии гидротехнического сооружения «Плотина на ... ...» Орджоникидзевского района. Сроки выполнения работ по Контракту указаны до ../../.. года включительно.

Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

С учетом всех обстоятельств дела, суд считает срок - 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу достаточным для устранения ответчиком выявленных нарушений.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить.

Обязать Администрацию ... сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии на гидротехническом сооружении – плотине на ручье ..., расположенном по адресу: ... и согласовать его с уполномоченными органами исполнительной власти республики Хакасия.

Обязать Администрацию ... сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения – плотины на ручье ... расположенном по адресу: ...

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия.

    Решение в окончательной форме принято 22 марта 2019 года.

Судья                                 М.Н. Южакова

2-62/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Орджоникидзевского района
Ответчики
Администрация Копьёвского сельского совета
Суд
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky.hak.sudrf.ru
28.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2020Передача материалов судье
28.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2020Подготовка дела (собеседование)
28.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2020Судебное заседание
28.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2020Дело оформлено
28.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее