Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 16 апреля 2024 года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Ахриевой Р.И.,
с участием истца Хашагульговой Ф.У., ее представителя Халмурзиева М.Х., представителя ОСФР по РИ Богатырева Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хашагульговой Ф. У. в интересах недееспособной Хашагульговой Р. Ш.-Гиреевны к Отделениям Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и <адрес> о восстановлении пенсионных прав,
установил:
Хашагульгова Ф.У., действуя на правах опекуна, обратилась в суд в защиту прав матери Хашагульговой Р.Ш-Г. с иском к ответчикам ссылаясь на следующее.
Ее мать Хашагульгова Р.Ш-Г. является получателем страховой пенсии по старости. В период рассмотрения ее заявления о назначении досрочной страховой пенсии ОСФР по РИ была проведена проверка представленных документов, по результатам которой принято решение о назначении пенсии. Распоряжений руководителя тероргана ПФР, в одностороннем порядке произведен перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения. Считает действия ответчика ОСФР по РИ незаконными и просит суд обязать ответчиков возобновить выплату пенсии матери в прежнем размере с перерасчетом со дня уменьшения.
Истец и ее представитель поддержали заявленные требования и просили суд удовлетворить их. Истица при этом просила обратить решение суда в части возобновления прежнего размера пенсии немедленному исполнению, ввиду того, что пенсия является для ее матери единственным доходом.
Представитель ответчика иск не признал и просил отказать в его удовлетворении по основаниям указанным в возражениях.
Представитель ОСФР по <адрес> надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, установлено следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчётов, - полностью исключить невозможно.
Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.
Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе, на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.
В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвёртый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).
Приведённая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчёта кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан").
Из приведённых норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчёте размера пенсии.
При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчёту пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства, как указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ22-11-К7. Тем самым, при разрешении подобных споров недопустимо применение формального подхода, а бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии, ложится на пенсионный орган, выступающий ответчиком в рамках настоящего спора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, мать истицы – опекаемая Хашагульгова Р.Ш-Г. является получателем страховой пенсии по старости.
Согласно постановлению сельского поселения Экажево Назрановского муниципального района Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ Хашагульгова Ф.У. назначена опекуном матери Хашагульговой Р.Ш. на основании решения Назрановского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
Согласно справке МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ Хашагульгова Р.Ш. признана инвали<адрес> группы бессрочно.
Из письма управляющего ОСФР по <адрес> Евлоева З.Х. №АК-06-01/7187л от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в ходе проведенной проверки Ревизионной комиссией ПФР в мае 2023 г. пенсионная выплата Хашагульговой Р.Ш. была пересчитана в сторону уменьшения до выяснения обстоятельств, в связи завышенной заработной платой.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от ДД.ММ.ГГГГ N 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Как усматривается из пенсионного выплатного дела Хашагульговой Р.Ш. при рассмотрения заявления о назначении пенсии Хашагульговой Р.Ш. представлена трудовая книжка серии АТ-II № и справка о заработной платы за период работы с 1986 по 1991 гг. в Грозненском объединении «Промтовары», а затем в Ленинском Горпромторге.
В силу н.п. И, 16 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в которую вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно трудовой книжке и ее копии, имеющейся в материалах выплатного дела Хашагульгова Р.Ш. в период с 1996 г. по 1998 г. работала в должности бухгалтера кооператива «Арсенал».
Следовательно, основанием для принятия решения по уменьшению пенсии истца, явился факт завышенной зарплаты и отсутствия в электронном выплатном деле гражданина (ЭВДГ) самой справки о заработной плате Хашагульговой Р.Ш, несмотря на то, что формирование электронного выплатного дела гражданина (ЭВДГ) осуществляется работником пенсионного органа путем загрузки электронных образов документов, необходимых для назначения пенсии, в программно-технический комплекс.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
Суд обращает внимание на то, что при приеме документов орган пенсионного фонда проверял правильность оформления заявления истцом и изложенные в нем сведения. Кроме этого, представленная истцом трудовая книжка и справки о работе в соответствии Правилам подсчета и подтверждения страхового для установления страховых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) были приняты ответчиком для назначения пенсии).
Учитывая что ответчиками не представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие о представлении истцом недостоверных сведений при назначении досрочной пенсии, а также доказательства опровергающие эти сведения, суд не может признать законными действия по уменьшению размера пенсии истца.
Исходя из изложенного выплата страховой пенсии, которая была назначена гражданину на соответствующего решения, может быть прекращена, либо снижена пенсионным органом только в случае признании в установленном законом порядке недействительными соответствующих документов, представленных гражданином для назначения страховой пенсии.
Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о снижении выплаты страховой пенсии.
Таким образом, оценивая приведенные выше нормативные положения, в совокупности со сведениями, имеющимися в выплатном деле, суд находит решение ответчика не соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем полагает требования истца в возобновлении выплаты пенсии в прежнем размере обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по ходатайству истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Рассматривая ходатайство истца об обращении решения по настоящему делу к немедленному исполнению в порядке части первой ст.212 ГПК РФ, суд также находит его подлежащим удовлетворению, поскольку необоснованное уменьшение размера пенсии, ограничило потребности пенсионера с первой группой инвалидностью соблюдению необходимых условий жизни.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Хашагульговой Ф. У., в интересах недееспособной Хашагульговой Р. Ш.-Гиреевны к Отделениям Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о восстановлении пенсионных прав, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным и отменить распоряжение руководителя территориального органа пенсионного фонда России по <адрес> о перерасчете размера пенсии Хашагульговой Р. Ш.-Гиреевны в сторону уменьшения.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> возобновить Хашагульговой Р. Ш.-Гиреевне выплату пенсии в прежнем размере, с перерасчетом со дня уменьшения размера пенсии.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья