Дело № 2а-1135/2021
УИД 76RS0017-01-2021-000594-58
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Никулиной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
18 мая 2021 года
административное дело по административному иску Кочиной Любови Игоревны к КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
у с т а н о в и л:
Кочина Л.И. обратилась в суд с административным иском к КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, с учетом уточнения требований просила:
1. Признать незаконным Распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района № 141 «Об отказе Л.И. Кочиной в заключении соглашения о перераспределении земельного участка». 2. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка с кадастровым № №.
Свои требования административный истец мотивировала тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1151 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Ярославская <адрес>
С целью устранить вклинивание, чересполосицу и изломанность границ, которые препятствуют рационально использовать земельный участок, 28.01.2021 истец обратилась в КУМИ ЯМР ЯО с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка.
В ответ на ее заявление КУМИ ЯМР ЯО 25.02.2021 вынесло Распоряжение № 141 «Об отказе Л.И. Кочиной в заключении соглашения о перераспределении земельного участка». Основанием отказа, по тексту распоряжения, является п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, а также факт нахождения образуемого участка частично в береговой полосе водного объекта общего пользования (пруда), где установлен запрет на приватизацию земельных участков.
Считает, что распоряжение КУМИ ЯМР ЯО от 25.02.2021 не соответствует закону, так как перераспределение земельного участка по предоставленной схеме не противоречит требованиям п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку в результате перераспределения принадлежащий истцу земельный участок будет иметь простую прямоугольную форму за счет:
- поглощения вклинивающейся вглубь ее земельного участка части земли, которая не имеет границ с землями общего пользования (окружена со всех сторон границами участка истца и смежного с ним соседнего участка с западной стороны),
- присоединения нерационально узких полос земли, сохраняющихся между участком истца, участком с восточной стороны и проездом с северной стороны.
В результате такого перераспределения будет достигнуто рациональное использование земель.
КУМИ ЯМР ЯО в своем распоряжении № 141 «Об отказе Л.И. Кочиной в заключении соглашения о перераспределении земельного участка» не приводит обоснованных доказательств наличия водного объекта (пруда) у границ земельного участка истца с подтвержденным статусом водного объекта общего пользования, а соответственно и установленной законом его береговой полосы.
Определением суда от 19.04.2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация Ярославского муниципального района.
Административный истец Кочина Л.И. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще.
Представитель истца по доверенности Ковалев А.В. в суде заявленные требования поддержал.
Остальные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела усматривается, что Кочина Л.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1151 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 6).
28.01.2021 Кочина Л.И. обратилась в КУМИ Администрации ЯМР с заявлением (вх. № 567к от 28.01.2021) о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в котором просила перераспределить земельный участок с кадастровым номером № в соответствии со Схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с образованием земельного участка площадью 1500 кв.м (л.д. 27).
25.02.2021 КУМИ Администрации ЯМР вынесено Распоряжение № 141 «Об отказе Л.И. Кочиной в заключении соглашения о перераспределении земельного участка», указаны следующие основания для отказа:
- запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования;
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, а именно: каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Образуемый земельный участок частично находится в береговой полосе водного объекта общего пользования (пруда).
Оспариваемое Распоряжение № 141 вынесено на основании пп. 3 п. 8, пп. 4 и 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 11.2, ст. 11.7 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст. ст. 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 ЗК РФ предусмотрен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков (пункт 7 статьи 39.29 ЗК РФ).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (пункт 7 статьи 39.29 ЗК РФ).
В силу подпункта 4 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса
В силу подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Исходя из положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ, пп. 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, на административного ответчика возложена обязанность доказать наличие оснований для принятия оспариваемого решения, а также соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По сообщению Главы Кузнечихинского сельского поселения, на земельном участке с кадастровым номером № имеется водный объект, который противопожарным не является, для общего пользования не используется, весной за счет талых вод водный объект наполнен водой, а к концу сезона пересыхает.
Ответчику надлежало доказать наличие перечисленных в распоряжении оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении. Наличие таких оснований не доказано. Ответчиком не доказано, что при формировании земельного участка в соответствии с приложенной схемой образуемый земельный участок частично находится в береговой полосе водного объекта общего пользования (пруда).
Учитывая, что ответчиком не доказано наличие оснований для принятия оспариваемого распоряжения № 141, данное распоряжение суд считает не основанным на законе.
Из п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что если суд признает решение не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, то по результатам рассмотрения административного дела принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Суд считает возможным возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца о перераспределении, установить единый срок для такого рассмотрения и сообщения о таком рассмотрении истцу и в суд – один месяц с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 141 «░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 28.01.2021 (░░. 567 ░░ 28.01.2021) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░