Судья Балашов Д.А. |
№ 33а-2420/2021 (10RS0016-01-2021-000725-10) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30.07.2021 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Коваленко В.В., Ивановой Н.Е.
при ведении протокола помощником судьиМакаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседанииапелляционную жалобу административного ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 03.03.2021по административному делу № 2а-336/2021 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия об установлении административного надзора в отношении Мазурика В. А..
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия обратилось с административным иском об установлении административного надзора в отношении Мазурика В.А., имеющего непогашенную судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы в отношении несовершеннолетней. Административный истец просил суд установить за Мазуриком В.А. после освобождения из мест лишения свободы административный надзор на срок 8 лет, возложив на него обязанности в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения выезда за установленные судом пределы территории Кемского муниципального района, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22:00 до 06:00.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.В отношенииМазурика В.А. установлен административный надзор сроком на 6 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок постановлено исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. В период срока административного надзора установлены административные ограничения: обязательная явка на регистрацию в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения 3 раза в месяц, запрет на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов утра, запрет на выезд за пределы Кемского муниципального района.
С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик,в апелляционной жалобе просит уменьшить срок административного надзора, сократить число явок для регистрации до двух, отменить запрет выезда за пределы Кемского муниципального района, смягчить запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22:00 до 06:00. В обоснование жалобы указывает, что осужден впервые, вину в совершенном преступлении признал полностью, уголовное наказание отбыл.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Сегежского района выражает согласие с решением суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Мазурик В.А., освободившийся из мест лишения свободы, а также представитель ФКУ ИК-7УФСИН России по Республике Карелия не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав заключение прокурора Сафарян А.С., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон №64-ФЗ) в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части2.1 настоящей статьи), административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, Мазурик В.А. осужден приговором Кемского городского суда Республики Карелия от 26.06.2018по части 2 статьи 134 УК РФ, части 1 статьи 157 УК РФ к 3 годам 1 месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
За период отбывания уголовного наказания Мазурик В.А. характеризуется следующим образом: трудоустроен на оплачиваемую работу на производственном участке камнеобработки «габбродиабаз» в должности подсобного рабочего, выполнял работы в соответствии со статьей 106 УИК РФ, за весь период отбывания наказания к дисциплинарной ответственности привлекался 2 раза, оба взыскания погашены, поощрений не имел, наказание отбывал в обычных условиях, состоит на профилактическом учете как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность личности и к членовредительству. Мероприятия воспитательного характера посещал регулярно, реагировал на них правильно, делал для себя соответствующие выводы, режимные требования выполнял, распорядок дня не нарушал, опрятен, форму одежды не нарушал, спальное место содержал в порядке, в коллективе осужденных уживчив, поддерживает отношения с осужденными, с представителями администрации вежлив и тактичен. Социально-полезные связи поддерживает.
Учитываянепогашенную судимостьМазурика В.А. за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего,вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для установления административного надзора является правильным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту «г» части 3 статьи 86 УК РФ, действовавшей на момент совершения Мазуриком В.А. преступления (01.08.2011),судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, погашается по истечении 6 лет после отбытия наказания.
Таким образом, в отношении Мазурика В.А. срок административного надзора установлен судом первой инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона №64-ФЗ и пунктом «г» части 3 статьи 86 УК РФ, не превышает срок погашения судимостии не может бытьизменен по усмотрению суда по тем или иным обстоятельствам.
Согласно части 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Учитывая данные о личности, характере совершенныхМазуриком В.А. преступлений, судебная коллегия считает, что установленные судом административные ограничения чрезмерными не являются и конституционные права административного ответчика не нарушают.
Количество явок поднадзорного лица в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации определено судом в допустимых пределах и с учетом о личности и характера совершенных преступлений является разумным.
Каких-либо данных, свидетельствующих о невозможности или затруднительности выполнения Мазуриком В.А. возложенной на него обязанности по явке в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации триждыв месяц, в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона №64-ФЗустановление судом административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории является обязательным.
Учитывая, что Мазурик В.А. имеет неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, следовательно, установление в отношении него такого вида административного ограничения, как запрещение выезда за установленные судом пределы территории Кемского муниципального района Республики Карелия в данном случае является обязательным.
Применительно к ограничению, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ (запрещение пребывания вне жилого или иного помещения в ночное время суток), судебная коллегия полагает, что оно не является произвольным, поскольку длящееся преступлениесовершеноМазуриком В.А. вне его места жительства, в том числе, и в ночное время суток, а само административное ограничение направлено на недопущение антиобщественного поведения и оказание воспитательного воздействия.
Мазурик В.А.относится к категории лиц, в отношении которых в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 64-ФЗ устанавливается административный надзор, который уголовным наказанием не является, направлен на предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3Федерального закона № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При этом в дальнейшем поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений (пункт 1 статьи 10 Федерального закона № 64-ФЗ).
Кроме того, частью 3 статьи 12 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрено, что орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения в виде обязательной явки и запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами:
1) смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника;
2) необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории;
3) невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами;
4) прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории;
5) необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию;
6) необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве:
а) явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения;
б) прохождение предварительного собеседования;
в) прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового договора, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установленных судом пределах территории;
г) заключение трудового договора;
д) заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг;
е) государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности.
Следовательно, административные ограничения,наложенные на административного ответчика с целью предупреждения совершения им правонарушений и оказания профилактического воздействия на него, не препятствуют ни поиску работы и трудоустройству, ни обучению, ни получению медицинской помощи.
При таких обстоятельствах, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 03.03.2021по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи