Решение по делу № 2а-609/2022 (2а-8665/2021;) от 23.08.2021

УИД 11RS0001-01-2021-014151-78 2а- 609/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2022 года                        

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Захарова Владимира Алексеевича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, Прокуратуре Республики Коми, Генеральной прокуратуре РФ, об оспаривании действий ( бездействия), возложении обязанности, взыскании денежной компенсации,

у с т а н о в и л :

    Захаров В.А. обратился в суд с административным иском к УФСИН России по Республике Коми, прокуратуре Республики Коми, указывая на неполучение ответа на свое обращение по вопросу перевода для отбывания наказания в другой регион, настаивал на обязании УФСИН России по Республике Коми рассмотреть его обращение, а прокуратуру РК принять меры прокурорского реагирования по его жалобе на бездействие УФСИН по РК. Также настаивал на взыскании денежной компенсации, обусловленной нарушением его прав.

В обоснование заявленных требований указал, что 28.05.2021 обратился через администрацию ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в адрес УФСИН России по Республике Коми с заявлением о переводе его в другое учреждение, а затем, 13.07.2021 -с жалобой в прокуратуру РК на бездействие УФСИН по РК, но ответа на свое обращение он ни от одного из ответчиков не получил.

Уточнив и дополнив требования, адресовал их также ФСИН России, указывая также о том, что 30- дневный срок рассмотрения его обращения указанным органом нарушен.

К участию в деле судом привлечена Генеральная прокуратура РФ.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении иска настаивал, при этом пояснил, что его претензии в настоящее время адресованы в основном УФСИН России по Республике Коми, которое не уведомило его о перенаправлении его заявления на рассмотрение во ФСИН России, т.к. после обращения в суд он получил ответ из ФСИН России, который в рамках рассмотрения настоящего иска им не оспаривается.

УФСИН России по Республике Коми в письменных возражениях указало о несогласии с предъявленными требованиями.

Представитель Генеральной прокуратуры РФ возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, указывая о том, что все обращения заявителя рассмотрены в установленном порядке.

Остальные стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей для участия в его рассмотрении не направили.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а в органах прокуратуры также Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1).

В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определено, что осужденные к лишению свободы, по общему правилу, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Положениями статьи 75 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Таким органом исполнительной власти является Министерство юстиции РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Порядок направления осужденных в исправительные учреждения установлен и утвержден приказом Министра юстиции РФ от 26.01.2018 №17: «Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое».

В соответствии с п.3 Порядка направление осужденных осуществляется в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали (были зарегистрированы по месту жительства) или были осуждены. При наличии у осужденных заболеваний, включенных в Перечень медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы, утв. приказом Минздрава России и Минюста России от 28.08.2001 N 346/254 "Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы" (зарегистрирован Минюстом России 30.10.2001, рег.N3003), и наличии в субъекте Российской Федерации по месту проживания (регистрации по месту жительства) соответствующего исправительного учреждения, направление осужденного в исправительное учреждение другого субъекта Российской Федерации осуществляется с его письменного согласия.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту проживания (регистрации по месту жительства) осужденных или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию со ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Согласно п.9 Порядка вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных, указанных в части 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осуществляется по решению ФСИН России.

Основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденных является заявление осужденных и (или) их родственников, обращение начальника исправительного учреждения, ликвидация или реорганизация исправительного учреждения, а также иные исключительные обстоятельства, препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, а также поступившее из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, решение о реадмиссии или депортации в отношении осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства (п.11 Порядка).

Таким образом, решение вопроса о переводе осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую, расположенную в ином субъекте Российской Федерации, входит в компетенцию ФСИН России.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ), предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

По общему правилу, установленному ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Пунктом 148 Приказа ФСИН России от 14.08.2020 N555 « Об утверждении регламента ФСИН России» установлено, что в случае, если у территориального органа ФСИН России недостаточно полномочий для информации для ответа на поставленные в обращении вопросы, начальник территориального органа ФСИН России в течение 7 дней с момента регистрации обращения направляет его на рассмотрение во ФСИН России с указанием срока регистрации обращения в территориальном органе ФСИН России. Ответ заявителю направляется директором ФСИН России ( его заместителем) или начальником структурного подразделения ФСИН России с течение 30 дней с даты регистрации обращения в территориальном органе ФСИН России. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен директором ФСИН России ( его заместителем) или начальником структурного подразделения ФСИН России, давшим соответствующее поручение по обращению, но не более, чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Как следует из обстоятельств дела, обращение Захарова В.А. в УФСИН России по Республике Коми по вопросу перевода для отбывания наказания в ... от 28.05.2021 было направлено администрацией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми 28.05.2021 почтовой корреспонденцией за счет средств учреждения и 31.05.2021 поступило адресату ...

04.06.2021 указанное обращение было перенаправлено УФСИН России по Республике Коми для рассмотрения во ФСИН России ...

Почтовое отправление от Захарова В.А. в адрес прокуратуры Республики Коми ( №12/з -69) было направлено администрацией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми 13.07.2021 почтовой корреспонденцией за счет личных средств осужденного. Содержание данного обращения не отражено в списке почтовых отправлений, по причине направления его в закрытом виде.

По данным регистрационного учета, в прокуратуру РК от Захарова В.А. поступило 5 обращений: 26.07.2021 по вопросу отказа исправительного учреждения в отправке корреспонденции и др. вопросам ( от депутата ГД РФ ... А.Б.), 09.09.2021 о неполучении ответа на обращение от 26.07.2021, 29.09.2021 о незаконном применении дисциплинарного взыскания, 29.09.2021 о ненадлежащем рассмотрении предыдущих обращений, 02.11.2021 о незаконном удержании денежных средств со счета.

По итогам рассмотрения обращений Захарова В.А. по вопросу его перевода для отбывания наказания в ..., в том числе, поступивших из других ведомств ( Администрация Президента РФ, Минюст РФ), 20.10.2021 заявителю ФСИН России направлен ответ по-существу ( ог-12-51799 от 20.10.2021). Факт его получения административным истцом не оспаривался.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закона о порядке рассмотрения обращений) гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 определено, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу, иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан также регулируются Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утверждённой Приказом Генерального Прокурора РФ от 30 января 2013 года № 45 (далее Инструкция), которая разработана в соответствии со ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1. Данная инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приёма граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю (пункт 3.1 Инструкции).

В соответствии с п.6.5 Инструкции при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Согласно пункта 5.1 Инструкции обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

За исполнением администрацией исправительных учреждений требований закона в соответствии со ст.ст.21, 22 УИК РФ и ст.32 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляются ведомственный контроль и прокурорский надзор.

Как следует из положений статей 5, 10, 22-25, 25.1, 27, 28 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя.

Таким образом, выбор конкретных мер прокурорского реагирования, в том случае, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры, оценка которого не входит в компетенцию суда. В противном случае, это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации».

Обращение административного истца в установленный законом 7 –дневный срок с момента его поступления перенаправлено УФСИН России по Республике Коми для рассмотрения во ФСИН России, где и рассмотрено по- существу. По результатам рассмотрения надлежащим должностным лицом в адрес заявителя направлен мотивированный ответ, который в рамках настоящего административного дела не оспаривается, как пояснил сам Захаров В.А. в ходе рассмотрения дела.

Какого- либо неправомерного бездействия при рассмотрении обращения административного истца УФСИН России по Республике Коми не допущено, сам факт не направления в его адрес уведомления о перенаправлении обращения во ФСИН России о нарушении права заявителя на рассмотрение его обращения не свидетельствует, поскольку оно своевременно направлено для рассмотрения по существу в уполномоченный орган. Требований об оспаривании действий по перенаправлению жалобы во ФСИН России Захаровым В.А. не заявлено, данных о нерассмотрении его жалобы указанным органом также не имеется.

Ответ №ог-12-51799 по ряду обращений Захарова В.А., в том числе и поступившего из УФСИН по Республике Коми, о переводе его для отбывания наказания в г.Санкт- Петербург, полученных из различных ведомств, датирован ФСИН России 20.10.2021. Соответственно, 30- дневный срок, установленный положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, а также Приказа ФСИН России от 14.08.2020 N555, в отношении рассмотрения отдельно обращения от 28.05.2021, при этом пропущен. Однако, само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.

К спорным отношениям применима норма части 1 статьи 16 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которой гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Факт причинения истцу ответчиками в ходе рассмотрения его обращений физических и нравственных страданий не нашел своего подтверждения.

Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из того, что само по себе бездействие ФСИН России, выразившееся в нарушении сроков уведомления о результатах рассмотрения обращения от 28.05.2021 по вопросу перевода для отбывания наказания в другое исправительное учреждение, не является безусловным основанием для взыскания компенсации морального вреда.

Указанное бездействие не свидетельствует о посягательстве на нематериальные блага, такие как жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона. Длительное неполучение ответа на обращение не привело к какому – либо затягиванию процедуры перевода заявителя из одного учреждения системы ФСИН в другое, т.к. данный вопрос разрешен отрицательно, как следует из содержания данного ответа.

Поскольку судом не установлено нарушений ответчиками каких-либо нематериальных благ, подлежащих восстановлению путем их компенсации в денежном выражении, суду не представлено доказательств причинения истцу физических и нравственных страданий, наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) должностных лиц и причиненными заявителю страданиями, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить не только несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, но и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца именно оспариваемым решением, действием (бездействием).

Поскольку таких обстоятельств по настоящему делу не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

    В удовлетворении заявленных административных исковых требований Захарова Владимира Алексеевича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, Прокуратуре Республики Коми, Генеральной прокуратуре РФ, об оспаривании действий ( бездействия), связанных с рассмотрением заявления от 28.05.2021 по вопросу перевода для отбывания наказания в другое исправительное учреждение, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации причиненного морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -                 Ю.А.Дульцева

В окончательной форме решение суда принято 14 февраля 2021 года.

2а-609/2022 (2а-8665/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Захаров Владимир Алексеевич
Ответчики
Генеральная прокуратура Российской Федерации
Прокуротура РК
ФСИН России
УФСИН России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
23.08.2021Регистрация административного искового заявления
24.08.2021Передача материалов судье
01.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2021Судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
14.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее