Дело № 2-556/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 20 » февраля 2024 года г. Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Абрамовой С.А.
при секретаре судебного заседания Горнове А.И.,
при участии представителя истца Ивановой П.С., представителя ответчика Зайцева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах несовершеннолетней ФИО1 к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о возложении обязанности по рассмотрению заявления о предоставлении меры социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Решением ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» от 29.08.2023 №ШФМ-20230816-13815409861-4 Мосякиной Я.Г. отказано в предоставлении услуги по предоставлению социальных выплат ребенку из многодетной семьи, обучающемуся в общеобразовательном учреждении, для обеспечения школьной формой, поскольку отсутствует подтверждения факта обучения ребенка в образовательной организации, а именно: не представлен оригинал справки об обучении в школе, находящейся за пределами Тамбовской области.
Прокурор Ленинского района г. Тамбова в интересах Мосякиной Я.Г., несовершеннолетней ФИО1 обратился в суд с иском к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о признании незаконным данного решения, возложении на ответчика обязанности предоставить Мосякиной Я.Г. денежную выплату на частичную оплату комплекта одежды для посещения школьных занятий ФИО1
В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района г.Тамбова рассмотрено обращение Мосякиной Я.Г. о несогласии с отказом в предоставлении данных мер социальной поддержки, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства со стороны ответчика. Исходя из положений законодательства, регламентирующего порядок предоставления мер социальной поддержки многодетной семье, считает, что при подаче заявления о получении денежной выплаты на частичную оплату комплекта одежды для посещения школьных занятий на каждого ребенка из многодетной семьи в возрасте до 18 лет, обучающегося в образовательной организации, обязанность предоставления оригинала документа из образовательного учреждения непосредственно в ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» у заявителя отсутствует. В обоснование ссылается на положения п. 8.1, п. 8.5 Порядка, утв. постановлением администрации Тамбовской области от 30.06.2022 № 520, п. 2.6.1.4, п. 2.2.3.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «предоставление мер социальной поддержки многодетной семье», утв. приказом управления социального развития Тамбовской области от 08.06.2015 № 721-ф.
Считает, что действующее законодательство в указанной сфере правоотношений не устанавливает порядок проведения проверки представленных заявителем сведений, а также не исключает возможность осуществления самостоятельного запроса учреждением сведений в соответствующие организации с целью проверки достоверности представленных сведений. Установлено, что 15.08.2023 посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» Мосякина Я.Г. обратилась в ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» с заявлением о назначении денежной выплаты на приобретение школьной формы на обучающегося ребенка ФИО1, к которому приложила фотографию справки о том, что ФИО1 обучается в МАОУ «Гимназия № 39 им. Файзуллина А.Ш.» в г. Уфа Республики Башкортостан. По информации, представленной ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан», с целью проверки сведений, указанных в представленной через ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» фотографии об обучении ФИО1, работником учреждения посредством телефонной связи доведена до заявителя информация о необходимости представления оригинала справки из образовательного учреждения, сообщено, что непредставление указанного документа будет являться основанием для принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги. Однако иные способы проверки подлинности информации об обучении ФИО1 не применялись. Кроме того, по информации, представленной ТОГКУ «ЦСПГ», причиной истребования оригинала документа явилась обязанность, предусмотренная п. 3.2.4. Административного регламента, в соответствии с которым специалист, ответственный за прием документов, сличает представленные экземпляры оригиналов и копий документов (в том числе нотариально удостоверенные) друг с другом.
Считает несостоятельно ссылку учреждения на вышеуказанную норму в данной ситуации, поскольку указанный пункт предусматривает сравнение оригинала и копии документов в случае их одновременного предоставления заявителем в связи с закрепленной законодателем обязанностью (например, для предоставления единовременного возмещения расходов за обучение (подготовку и переподготовку) членов многодетной семьи в учебных заведениях). По результатам рассмотрения заявления Мосякиной Я.Г. от 15.08.2023 вопреки установленным требованиям законодательства решением ТОГКУ «ЦСПГ» от 29.08.2023 последней необоснованно отказано в предоставлении денежной выплаты на частичную оплату комплекта одежды для посещения школьных занятий по основанию «Неподтверждение факта обучения ребенка в образовательной организации». Неправомерный отказ в предоставлении меры социальной поддержки многодетной семье в виде предоставления денежной выплаты на частичную оплату комплекта одежды для посещения школьных занятий повлек нарушение социальных прав заявителя, его несовершеннолетнего ребенка, а также обоснованное обращение в органы прокуратуры. Изложенное послужило основанием для внесения в адрес ответчика представления об устранении выявленных нарушений (исх. от 13.10.2023 №02-01-28-2023), в рамках которого поставлены требования о незамедлительном принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона. В ответе на представление (исх. от 22.11.2023 № 06-31/09138) установлено, что требования прокурора не удовлетворены, повторно заявление Мосякиной Я.Г. от 15.08.2023 о предоставлении денежной выплаты на частичную оплату комплекта одежды для посещения школьных занятий ФИО5 не рассматривалось, законное решение по результатам его рассмотрения не принималось.
Полагает, что вследствие этого нарушены права многодетной семьи, в том числе несовершеннолетнего ребенка, на социальное обеспечение (получение меры социальной поддержки в виде денежной выплаты на приобретение школьной формы).
В судебное заседание истица Мосякина Я.Г. не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела.
Представитель истца помощник прокурора Ленинского района г.Тамбова Иванова П.С., действующая в интересах Мосякиной Я.Г. и несовершеннолетней ФИО1, поддержала предъявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» Зайцев А.В. просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в представленных возражениях (л.д.70-74), исходя из которых, предоставление заявителем самостоятельно справки об обучении ребенка в образовательной организации предусмотрено п.8.1.1 Постановления и п.2.6.1.4 Административного регламента. Мосякиной Я.Г. правомерно отказано в предоставлении денежной выплаты на основании п.8.5 Постановления в связи с неподтверждением факта обучения ребенка в образовательной организации, поскольку 15.08.2023г. Мосякиной Я.Г. при подаче заявления о назначении выплаты через портал госуслуг было представлено фотоизображение справки МАОУ «Гимназия № 39 им. Файзуллина А.Ш.». Исходя из п.3.2.4 Административного регламента, специалист сличает копии документов с их подлинными экземплярами. Таким образом, специалист учреждения при получении документов обязан сличить копию представленного документа с оригиналом, только после этого он заверяет копию своей подписью. В связи с тем, что оригинал справки об обучении ребенка Мосякиной Я.Г. не был представлен, специалист учреждения посредством телефонной связи проинформировал заявителя о необходимости предоставления оригинала справки. Однако Мосякиной Я.Г. оригинал справки не представлен, устно она пояснила, что отдала оригинал справки в ПДН. Без представления оригинала справки специалист учреждения в соответствии с п.п.2.6.2.4 и 3.2.4 Административного регламента не имел возможности проверить подлинность представленной заявителем фотокопии справки, о чем было разъяснено заявителю.
Исходя из п.2.6.2.4 Административного регламента, при оказании данной услуги отсутствуют документы, которые могут быть получены посредством межведомственного информационного взаимодействия, в связи с тем, что все документы относятся к перечню документов, представляемых заявителем лично. Других способов получения оригинала документа и проверки его подлинности у учреждения не имеется. Соответственно, специалистом учреждения в период рассмотрения заявления были предприняты все необходимые меры для информирования заявителя о необходимости предоставления оригинала справки. О принятом решении заявитель проинформирован уведомлением, направленным в личный кабинет заявителя №6524 от 29.08.2023г. Прокурором не приведены нормы, якобы нарушенные учреждением при принятии оспариваемого решения.
Представитель третьего лица ГКУ «Республиканский центр социальной поддержки населения» Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о слушании дела, в представленном ответе на судебный запрос указывает, что Мосякина Я.Г. на учете в структурных подразделениях учреждения не состоят, получателями мер социальной поддержки не являются.
Представитель третьего лица МАОУ «Гимназия № 39 им. Файзуллина А.Ш.» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о слушании дела, в представленной справке от 11.01.2024г. указывает, что ФИО1 обучается в 1 «д» классе данного учреждения в 2023-2024 учебном году.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Статьёй 2Федерального закона от 19 мая 1995г. N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается наКонституцииРоссийской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 1Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992г. N431 "О мерах по социальной поддержкемногодетныхсемей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категориюсемей, которые относятся кмногодетными нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учётом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить длямногодетныхсемеймеры социальной поддержки.
Отношения, связанные с определением правовых и организационных основ присвоения семье статуса "многодетнаясемья" и предоставления мер социальной поддержкимногодетнымсемьям, регулируются Законом Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" (далее – Закон Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З).
Статьёй 2данного Закона Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З предусмотрено, что статус "многодетнаясемья" присваивается семье (полной, неполной, приемной, опекунской), имеющейтрехиболеедетейв возрасте до 18 лет, а также детей до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях любых организационно-правовых форм по очной форме обучения (ч.1). Принятие решения о присвоении семье статуса "многодетнаясемья", выдаче удостоверениямногодетнойсемьи осуществляется исполнительным органомТамбовскойобласти, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, при соблюдении следующих условий: 1) семья, имеющаятрехиболеедетейв возрасте до 18 лет, а также детей до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях любых организационно-правовых форм по очной форме обучения, постоянно или преимущественно проживающая на территории Тамбовской области; 2) в семье дети в возрасте до 18лет, а также дети до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях любых организационно-правовых форм по очной форме обучения, проживают вместе с родителями (законными представителями), в неполной семье - с родителем (ч.2).
Из приведённого нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статусамногодетнойсемьии выдачи удостоверениймногодетнойсемьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993г. N5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положенийГражданского кодексаРоссийской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статусамногодетнойсемьии выдачу удостоверениямногодетнойсемьисвязано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Тамбовской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учёта.
В силу п.8 статьи 3 Закона Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З, многодетной семье предоставляется, в числе других, такая мера социальной поддержки, как денежная выплата на частичную оплату комплекта одежды для посещения школьных занятий в размере7000рублей на каждого ребенка из многодетной семьи в возрасте до 18 лет, обучающегося в образовательной организации. Денежная выплата предоставляется один раз в три года.
Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетной семье утвержден постановлениемадминистрации области от 30.06.2022 N520 (далее – Порядок).
Согласно п.8.1 Порядка, для получения денежной выплаты на частичную оплату комплекта одежды для посещения школьных занятий на каждого ребенка из многодетной семьи в возрасте до 18 лет, обучающегося в образовательной организации (далее - денежная выплата на приобретение школьной формы) родитель (законный представитель) лично либо через представителя, действующего по доверенности, обращается в учреждение социального обслуживания по месту жительства либо в ЦСПГ (в случае если местом жительства многодетной семьи является территория г.Тамбова, Тамбовского муниципального округа или г.Котовска) с письменным заявлением по форме, утвержденной приказом министерства:
через многофункциональный центр независимо от места регистрации или места пребывания заявителя на территории Тамбовской области;
в электронном виде с использованиемЕдиного порталагосударственных и муниципальных услуг (функций);
посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
В соответствии с п.8.1.1 Порядка, для получения денежной выплаты на приобретение школьной формы родителем (законным представителем) представляются:
- справка об обучении ребенка в образовательной организации - предоставляется при обучении ребенка в образовательной организации, находящейся за пределами Тамбовской области, или при возникновении права на получение денежной выплаты на приобретение школьной формы после 1 июля;
- документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя, - представляются в случае подачи заявления через представителя.
Согласно п.8.5 Порядка, основаниями для отказа в предоставлении многодетной семье денежной выплаты на приобретение школьной формы являются:
- отсутствие у семьи статуса "многодетная семья". Факт отсутствия или наличия у семьи статуса "многодетная семья" проверяется специалистом ЦСПГ в государственной информационной системе "Единый социальный регистр населения Тамбовской области";
- неподтверждение факта обучения ребенка в образовательной организации.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении многодетной семье меры социальной поддержки, указанной в настоящем разделе, родителю (законному представителю) в течение 5 рабочих дней после принятия решения направляется уведомление в письменной форме с указанием причины отказа.
Административный регламент предоставления государственной услуги "предоставление мер социальной поддержки многодетной семье" утвержден приказом управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 8июня 2015г. N721-ф (далее – административный регламент).
Пунктом 2.6.1.4 административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления денежной выплаты на приобретение школьной формы либо заменяющего ее комплекта детской одежды для посещения учебных занятий, также включающий справку об обучении ребенка в образовательной организации, если она находится за пределами Тамбовской области.
Таким образом, Порядком и административным регламентом предусмотрено предоставление справки об обучении ребенка в образовательной организации, находящейся за пределами Тамбовской области, непосредственно заявителем.
В соответствии с пунктом 2.6.2.4 административного регламента, для предоставления денежной выплаты на приобретение школьной формы либо заменяющего ее комплекта детской одежды для посещения учебных занятий, а также спортивной формы в период обучения детей в образовательной организации, документы, которые могут быть получены посредством межведомственного информационного взаимодействия отсутствуют, в связи с тем, что они относятся к перечню документов, представляемых заявителем лично.
Таким образом, документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления (подведомственных им организаций), подлежащие получению посредством межведомственного информационного взаимодействия, в данном случае отсутствуют.
Согласно п.3.2.4 административного регламента, специалист, ответственный за прием документов, сличает представленные экземпляры оригиналов и копий документов (в том числе нотариально удостоверенные) друг с другом. Если представленные копии документов нотариально не заверены, специалист сличает копии документов с их подлинными экземплярами, выполняет на них надпись об их соответствии подлинным экземплярам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Мосякина Я.Г., зарегистрированная по месту жительства по адресу: ***, состоит на учете в Тамбовской области в категории «многодетная семья», поскольку приходится матерью ФИО1, ***., ФИО2, *** г.рожд., ФИО8, *** г.рожд.
15.08.2023г. Мосякиной Я.Г. в электронном виде с использованиемЕдиного порталагосударственных и муниципальных услуг в ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» подано заявление о предоставлении меры социальной поддержки в виде денежной выплаты на приобретение школьной формы либо заменяющего ее комплекта детской одежды для посещения учебных занятий в отношении ФИО1, к которому приложена копия справки об обучении в общеобразовательном учреждении, находящемся за пределами Тамбовской области.
В соответствии с пунктом 3.2.4 административного регламента, ФИО1 было предложено предоставить оригинал справки МАОУ «Гимназия № 39 им. Файзуллина А.Ш.» для сверки с ним представленной фотокопии, от чего заявитель отказалась.
Решением ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» от 29.08.2023 №ШФМ-20230816-13815409861-4 Мосякиной Я.Г. отказано в предоставлении услуги по предоставлению социальных выплат ребенку из многодетной семьи, обучающемуся в общеобразовательном учреждении, для обеспечения школьной формой, поскольку отсутствует подтверждения факта обучения ребенка в образовательной организации.
На основании судебного запроса в материалы гражданского дела представлена справка МАОУ «Гимназия №39 им.Файзуллина А.Ш.» от 11.01.2024г., подтверждающая обучение в данном учебном заседании ФИО2 в 2023-2024 учебном году.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт обучения ФИО2 в МАОУ «Гимназия №39 им.Файзуллина А.Ш.», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах несовершеннолетней ФИО1 о возложении на ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» обязанности рассмотреть заявление Мосякиной Я.Г. от 15.08.2023г. о предоставлении денежной выплаты на частичную оплату комплекта одежды для посещения школьных занятий ФИО1, с учетом справки МАОУ «Гимназия *** им.Файзуллина А.Ш.» от 11.01.2024г.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах несовершеннолетней ФИО1 (СНИЛС ***) удовлетворить.
Обязать ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» (ИНН ***) рассмотреть заявление Мосякиной Я.Г. от 15.08.2023г. о предоставлении денежной выплаты на частичную оплату комплекта одежды для посещения школьных занятий ФИО1, с учетом справки МАОУ «Гимназия №39 им.Файзуллина А.Ш.» от 11.01.2024г.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г.Тамбова в течение месяца с момента составления его в окончательной форме.
Судья С.А.Абрамова
Решение суда в окончательной форме составлено 06 марта 2024 года.
Судья С.А.Абрамова