Дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2024 года город Ноябрьск, ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Шабловской Е.А.,
с участием помощника прокурора города Ноябрьска Бородиной К.Н.,
при секретаре Небесной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> к ФИО1, ФИО2 о прекращении права собственности на жилое помещение, об установлении возмещения (выкупной цены) в аварийном жилом помещении и признании права собственности на него за муниципальным образованием, прекращении права пользования жилым помещением, выселении из него без предоставления другого жилого помещения, взыскании судебной неустойки и судебных расходов, по встречному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Администрации <адрес> о предоставлении взамен аварийного жилого помещения – <адрес> другого благоустроенного жилого помещения на территории Ноябрьск,
УСТАНОВИЛ:
департамент имущественных отношений администрации <адрес> (далее - Департамент) обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о прекращении права собственности на жилое помещение, об установлении возмещения (выкупной цены) в аварийном жилом помещении и признании права собственности на него за муниципальным образованием, прекращении права пользования жилым помещением, выселении из него без предоставления другого жилого помещения, взыскании судебной неустойки и судебных расходов.
В обоснование иска указано, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, мкр-н «П-6» (пос. УТДС), <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. На основании заключения межведомственной комиссии № (№) от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, принадлежащее ответчику, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ № Р-76) указанный дом включен в перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования <адрес>, на собственников помещений дома возложена обязанность осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ отселение из занимаемых жилых помещений, а в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить снос дома. Поскольку снос многоквартирного жилого дома собственниками осуществлен не был, администрация <адрес> ДД.ММ.ГГГГ приняла постановление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, занятого этим многоквартирным домом.
Поскольку с собственником жилого помещения не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения, то истец обратился в суд с настоящим иском, просит установить выкупную цену. В спорном жилом помещении ответчики проживают, хранят личные вещи и предметы мебели, зарегистрированы по месту жительства. Истец просит установить ответчику ФИО1 возмещение (выкупную цену) за спорное жилое помещение в размере 2911 020 рублей, после перечисления ответчику ФИО1 возмещения (выкупной цены) за спорное жилое помещение; прекратить её право собственности на данное жилое помещение с прекращением права пользования данным жилым помещением, а также признать за муниципальным образованием <адрес> право собственности на данное жилое извещение, выселить ответчиков с возложением обязанности передать освобождённое жилое помещение департаменту имущественных отношений Администрации <адрес> по акту приема-передачи; взыскать с ответчиков неустойку в размере 200 рублей, за каждый день не исполнения решения суда с даты, следующей за датой вступления в законную силу решения суда по день фактического исполнения решения суда; взыскать с ответчика в пользу департамента судебные расходы в размере 130 рублей.
ФИО1 обратилась со встречным иском к Департаменту имущественных отношений Администрации <адрес> о предоставлении взамен аварийного жилого помещения – <адрес> другого благоустроенного жилого помещения на территории <адрес>. В обосновании встречного иска указано, что не оспаривает изложенные в исковом заявлении департамента обстоятельства полагает, что в соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации у неё, как у собственника, приобретшего право собственности на квартиру до признания многоквартирного <адрес> аварийным, возникло право получить взамен изымаемого помещения иное жилое помещения общей площадью не менее 35 кв.м. в черте города муниципального образования <адрес> без доплат.
В судебное заседание представитель истца Департамент имущественных отношений администрации <адрес> не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме, со встречным иском не согласны.
Ответчики ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела без их участия, просили в удовлетворении иска Департамента отказать, встречное исковое заявление удовлетворить.
Представитель третьего лица Отдел миграции ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
С учётом позиции представителя истца, ответчиков, заключения прокурора, полагавшего встречные исковые требования удовлетворить, в иске Департамента отказать, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является собственником квартиры общей площадью 35 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Право собственности ФИО1 было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № (1811) многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ № Р-76) жилые помещения многоквартирного <адрес> включены в перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования <адрес>. Собственникам постановлено самостоятельно осуществить отселение из занимаемых жилых помещений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить снос дома.
Постановлением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № П-602 земельный участок с кадастровым номером № площадью 2 128 кв.м., входящий в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, изъят для муниципальных нужд.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № управлением жилищных отношений департамента в рамках постановления об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования <адрес> земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества в связи с признанием многоквартирного дома, расположенного на земельном участке, аварийным и подлежащим сносу, ФИО1 предложено явиться для заключения соглашения о предоставлении возмещения за принадлежащее ему жилое помещение.
Также направлен проект соглашения о выкупе жилого помещения в размере 2911 020 рублей, которое ФИО1 подписано не было ввиду несогласия с выкупом.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2024 гг., утв. постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-П (п.347) и ФИО1 приобрела право собственности на данную квартиру до признания дома аварийным и до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ, она имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность, либо его выкуп. При этом ФИО1 выбрала способ обеспечения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГРН общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 35 кв.м..
Исковые требования ФИО1 о предоставлении ей в собственность без доплаты, благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 35 кв.м.. в черте <адрес> взамен принадлежащего ей на праве собственности аварийного жилого помещения подлежат удовлетворению, а в требовании Департамента следует отказать.
Поскольку часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации допускает отчуждение имущества только по решению суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения, прекращение права собственности ответчика спорным жилым помещением и права пользования им, выселении с составлением акта приема-передачи квартиры, а также признание права собственности за муниципальным образованием <адрес> возможно только после получения ответчиком взамен благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 35 кв.м..
Исходя из буквального толкования в совокупности правовых норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, положений адресной программы <адрес>, утв. постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, следует, что ни федеральным законодательством, ни адресной программой <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не установлена обязанность граждан, переселяемых из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, по доплате разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Следовательно, ФИО1 переселяемой из жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности и находящегося в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме, в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилое помещение должно предоставляться без каких-либо доплат.
Предоставление жилого помещения должно осуществляться в силу части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с нормами, предусмотренными статьями 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта. Собственник имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, что и ранее занимаемое жилое помещение.
В этой связи ФИО1 должно быть предоставлено в собственность равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее 35 кв.м., отвечающие требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, без доплаты разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Департаментом заявлены требования об обеспечении жилищных прав собственника аварийного жилого помещения путем выплаты выкупного возмещения и производные требования о выселении ответчиков с передачей жилого помещения, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на аварийное жилое помещение после перечисления выкупного возмещения, взыскании судебной неустойки на случай неисполнения ответчиками решения суда, которые в ходе судебного разбирательства не изменялись и не уточнялись.
Поскольку судом не установлено оснований для удовлетворения первоначальных исковых требований об установлении выкупного возмещения, то не имеется оснований для удовлетворения всех производных требований.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретногожилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
В настоящее время отсутствуют основания для выселения ответчиков с передачей жилого помещения по акту, прекращения права собственности и права пользования аварийным жилым помещением, признания права муниципальной собственности на аварийное жилое помещение, поскольку судом не разрешался вопрос о предоставлении ответчику другого конкретногожилого помещения.
Фактически настоящим решением на департамент возложена обязанность завершить процедуру изъятия аварийного жилого помещения путем предоставления другого жилого помещения. Соответственно при предоставлении жилого помещения стороны не лишены возможности заключить соответствующее соглашение, а ответчики не лишены возможности в силу пункта 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядиться аварийным жилым помещением.
В этой связи также следует учитывать, что при отказе ответчиков переселиться в предоставляемое конкретное жилое помещение, выселение будет возможным только по решению суда, в рамках которого будет разрешена судьба аварийного жилого помещения с прекращением прав ответчиков на него.
Поскольку в требованиях Департамента суд отказывает, в виду того, что ответчики не обеспечены взамен аварийного другим благоустроенным жилым помещением, то оснований для взыскания с ответчиков неустойки не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требованиях департамента имущественных отношений Администрации <адрес> отказать.
Встречные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Возложить на Департамент имущественных отношений Администрации <адрес> (ОГРН №, ИНН №) обязанность по предоставлению в собственность ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (№) взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 35 кв.м., расположенное в черте <адрес>, без доплаты.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме в окружной суд <адрес> через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий ...
...
...