Решение по делу № 2-1256/2022 от 01.08.2022

УИД 38RS0017-01-2022-001535-44

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск                                                                                19 октября 2022 года

       Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего Папиной Е.П.,

при секретаре Бичахчян С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1256/2022 по исковому заявлению Спиридонова С.С., Спиридоновой Н.П., действующих за себя и в интересах несовершеннолетних С., С.К., к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа в принятии решения о выдаче свидетельства, признании права на социальную выплату, возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство на получение социальной выплаты,

                                                    У С Т А Н О В И Л:

       Спиридонов С.С., Спиридонова Н.П., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних С., С.К., обратились в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» (далее – ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», ОГКУ УСЗН), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа в принятии решения о выдаче свидетельства, признании права на социальную выплату, возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство на получение социальной выплаты,

В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что они с 07.07.2011г. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес обезличен>. В указанном жилом доме они с 2011 года по настоящее время проживают и зарегистрированы, другого жилья не имеют. Жилой дом был подтоплен в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период 2019 года на территории г. Нижнеудинска Иркутской области, так как      находился в зоне затопления. Межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования, с 2019 года неоднократно проводила обследование жилого дома, однако заключение комиссии и постановление администрации о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13.01.2021г. признаны незаконными, после чего межведомственная комиссия в исполнение решения суда об обязанности повторного обследования 24.06.2021г. вновь провела обследование жилого дома с целью определения его технического состояния после паводка, произошедшего в июне 2019г. и приняла заключение о признании жилого дома непригодным для проживания. В ноябре 2021г. они обратились в ОГКУ УСЗН по Нижнеудинскому району с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного. Ответом ОГКУ УСЗН по Нижнеудинскому району от 24.12.2021г. №01-02-1763 им было отказано по причине того, что межведомственная комиссия не производила обследование жилого дома. С данным отказом они вновь обратились в администрацию Нижнеудинского муниципального образования. 13.04.2022 межведомственная комиссия вновь обследовала жилой дом с составлением акта обследования и составила заключение №13 о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания. С целью реализации своего права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией, в рамках Постановления Правительства Иркутской области №556-пп от 17.07.2019г. они в июне 2022г. обратились в ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, предоставив все необходимые документы. Ответом ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» от 12.07.2022г. №01-02-8611 им сообщено, что учреждением принято решение об отказе в выдаче свидетельства в связи с отсутствием права на предоставление социальной выплаты. Отказ мотивирован тем, что по информации администрации Нижнеудинского муниципального образования на межведомственный запрос учреждения, межведомственная комиссия не установила причинно-следственную связь между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019г., и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания. Кроме того, отказ мотивирован тем, что на день введения режима чрезвычайной ситуации они не являлись собственниками рассматриваемого жилого помещения; также ответчик отказал по причине обращения к нему о предоставлении социальной выплаты после 01.06.2022г. Данный вывод ответчика считают необоснованным и незаконным в связи с тем, что заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания основано на представленном заключении специалистов по результату обследования несущих и ограждающих конструкций объекта капитального строительства от 22.02.2022г. №220071, выполненном ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «Сампад», выводы которого указаны межведомственной комиссией в самом заключении №13 от 13.04.2022г., а именно обследованный объект находится в аварийном состоянии, создает угрозу жизни и здоровью находящихся в здании людей. Учитывая характер повреждений – повреждение основания здания в подполье, провалы в грунте, разрушение цоколя, смещение и разрушение местами опорных столбов, проседание пола, искривление несущих стен и угловых соединений, отклонение от вертикальности, наличие осадочных трещин в оконных проемах, а также нахождение здания в зоне затопления, можно однозначно утверждать об аварийном механизме возникновения данных дефектов, связанных с чрезвычайной ситуацией, а не с физическим износом здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а именно: неравномерная осадка и деформация основания здания вследствие аварийного замачивания грунтов во время паводка в июне-июле 2019г. Заключение межведомственной комиссии согласуется с представленным ответчику заключением о том, что спорный жилой дом является непригодным для проживания, при этом межведомственная комиссия не опровергла выводы экспертизы о том, что жилой дом получил повреждения в результате паводка. Других причин аварийного состояния жилого дома межведомственной комиссией не установлено. Аналогичные выводы содержит и акт обследования жилого дома номер обезличен от 13.04.2022г. Также является незаконным отказ по основанию отсутствия регистрации права собственности на день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с тем, что рассматриваемый жилой дом принадлежит им на праве долевой собственности с 2011 года по настоящее время. С этого времени домом они владеют постоянно, непрерывно, зарегистрированы в нем, другого жилья не имеют. Данный факт подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, согласно которым право собственности зарегистрировано с 13.07.2011г.; договором купли-продажи указанного дома и земельного участка от 07.07.2011г; домовой книгой, в которой отображены сведения о регистрации по указанному адресу с 2015 года по настоящее время. Указанные документы были предоставлены ответчику наряду с решением Нижнеудинского городского суда от 19.11.2019г., согласно которому на основании разрешения на строительство в 2018 году указанный жилой дом был реконструирован с целью увеличения жилой площади путем возведения жилого пристроя, однако необходимости срочной регистрации права на жилой дом с учетом построенного пристроя не возникало до попадания дома в зону затопления в период паводка в июне-июле 2019г. и получения в связи с этим повреждений конструктивных элементов жилого дома, в том числе и жилого пристроя. При этом данное решение обращено к немедленному исполнению из-за чрезвычайной ситуации. Определение новой площади жилого дома было необходимо в связи с оформлением права на получение социальной поддержки как пострадавшим в период ЧС. Указанное решение суда и ранее зарегистрированное право собственности явились основанием перерегистрации существующего права собственности на жилой дом, при этом указанный жилой дом ими никогда не отчуждался третьим лицам. Кроме того, пунктом 6 п.п. 2 главы 1 Положения о порядке и условиях предоставленяи социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп, предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с действующим законодательством РФ являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения. Доводы ОГКУ УСЗН об отказе в принятии решения о праве на социальную выплату в связи с обращением с соответствующим заявлением после 01.06.2022г. также не обоснованы в связи с тем, что изначально они обратились в ОГКУ с заявлением о получении социальной выплаты в ноябре 2021 года. Просят суд признать незаконным решение областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 12.07.2022 №01-02-8611 об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» Спиридоновой Н.П.. Признать за Спиридоновой Н.П., 25.05.1979г. рождения, уроженкой <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен>, Спиридоновым С.С., дата обезличена рождения, уроженцем <данные изъяты>, С.К., дата обезличена рождения, уроженцем <данные изъяты>, С.дата обезличена рождения, уроженкой <данные изъяты>, право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем». Обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» принять решение о выдаче Спиридоновой Н.П., Спиридонову С.С., С.К., С. свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп и Постановлением Правительства Иркутской области от 05.11.2020 №898-пп. Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать Спиридоновой Н.П., Спиридонову С.С., С.К., С. свидетельство, удостоверяющее право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп и Постановлением Правительства Иркутской области от 05.11.2020 №898-пп.

Истцы Спиридонов С.С., Спиридоновой Н.П., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних С., С.К., и их представитель Кузьмина Е.Б. просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Качанов С.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области своего представителя в судебное заседание не направил. В ранее представленном возражении на исковое заявление указал, что отсутствие сведений о признании спорного жилого помещения утраченным в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области указывает на несоответствие истцов условию, определяющему право гражданина на предоставление социальной выплаты, установленному пунктом 1 Положения. Право собственности на спорный жилой дом было признано за истцами 19.11.2019 года решением Нижнеудинского городского суда от 19.11.2019г. по гражданскому делу №2-3383/2019, которое явилось основанием для регистрации их права на спорный жилой дом в 2020 году. Истцы на день введения режима чрезвычайной ситуации 27 июня 2019 года не являлись собственниками жилого помещения и не имели документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение. Истцы обратились в учреждение с заявлением о выдаче свидетельства только 15.06.2022 года. Срок, установленный пунктом 11 Положения, является пресекательным и не подлежит восстановлению. Просил в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третьи лица Администрация Нижнеудинского муниципального образования, Межведомственная комиссия по оценке жилых помещений Администрации Нижнеудинского муниципального образования, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации своих представителей в судебное заседание не направили.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и представителей третьих лиц в силу ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, и в иных случаях, установленных законом.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно статье 2 данного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий                                              от чрезвычайных ситуаций (подпункт «а» статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г.                                      № 68-ФЗ).

В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от 03.07.2019 № 316 (в ред. от 02.08.2019) «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области».

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.

Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13.00 ч. 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением Правительства РФ № 110 от 15.02.2014 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», пунктом 2 подпунктом «г» и пунктом 2(1) которых предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий по оказанию гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (документ утратил силу с 1 января 2020 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. № 1928).

Правительством Иркутской области 17.07.2019 принято Постановление №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются:

гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;

гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Согласно Положению о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее по тексту постановление) предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:

1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).

Согласно пунктам 11, 12 Положения, гражданин, претендующий на меры социальной поддержки, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).

Социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения. В случае утраты в связи с чрезвычайной ситуацией двух жилых помещений предоставление социальной выплаты осуществляется в отношении каждого из утраченных жилых помещений (п. 7 Положения).

Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством                                 (п. 10 Положения).

Основанием для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства является, в том числе, отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением (пп. 1 п. 18 Положения).

Как следует из материалов дела, истцы Спиридонов С.С., Спиридонова Н.П., С., С.К. на основании договора купли-продажи от дата обезличена являются собственниками по ? доле в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.09.2011.

Из домовой книги для прописки граждан, проживающих в доме <адрес обезличен>, следует, что истцы зарегистрированы в доме 08.09.2015.

Из исследованных в судебном заседании материалов гражданского дела №2-2568/2019 по заявлению Гилёвой Т.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г., об установлении юридического факта видно, что решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 15 августа 2019 года заявление удовлетворено. Суд решил: установить юридический факт постоянного проживания Гилёвой Т.А., дата обезличена рождения, уроженки <данные изъяты>; Г., дата обезличена рождения, уроженки <данные изъяты>, в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, расположенном по адресу: <адрес обезличен>. Обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

Из исследованных в судебном заседании материалов гражданского дела №2-4303/2019 по исковому заявлению Спиридонова С.С., Спиридоновой Н.П., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних С., С.К., к Администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании права собственности на самовольную постройку, видно, что решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена, вступившим в законную силу, исковые требования удовлетворены. Суд решил: признать за Спиридоновым С.С., рожденным дата обезличена в <данные изъяты>, Спиридоновой Н.П., рожденной дата обезличена в <данные изъяты>, С., рожденной дата обезличена в <данные изъяты>, С.К., рожденным дата обезличена в <данные изъяты>, право собственности на жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по ? доли за каждым. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Из исследованных в судебном заседании материалов гражданского дела №2-1045/2020 по исковому заявлению Гилёвой Татьяны Александровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Гилёвой Олеси Владимировны, к Спиридонову С.С., Спиридоновой Н.П., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С., С.К., о признании членами семьи видно, что решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 06 августа 2020 года, вступившим в законную силу, исковое заявление Гилёвой Т.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г., к Спиридонову С.С., Спиридоновой Н.П., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С., С.К., о признании членами семьи удовлетворено. Суд решил: признать Гилёву Татьяну Александровну, дата обезличена рождения, уроженку <данные изъяты>, ее ребенка Г., дата обезличена года рождения, уроженку <данные изъяты>, членами семьи Спиридонова С.С., дата обезличена рождения, уроженца <данные изъяты>, Спиридоновой Н.П., дата обезличена рождения, уроженки <данные изъяты>, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С., дата обезличена рождения, уроженки <данные изъяты>, С.К., дата обезличена рождения, уроженца <данные изъяты>, являющихся собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Согласно технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, составленного ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» Нижнудинским ЦТИ по состоянию на дата обезличена, год постройки 2011, общая площадь <данные изъяты> кв.м.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.02.2020 Спиридонов С.С., Спиридонова Н.П., С., С.К. являются собственниками по ? доле жилого дома общей площадью 46,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Таким образом, суд установил, что истцы Спиридонов С.С., Спиридоновой Н.П., С., С.К. являются собственниками по ? доле в праве общей долевой собственности на жилой дом, 2011 года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

         Из исследованных в судебном заседании материалов гражданского дела №2-87/2021 по исковому заявлению Спиридонова С.С., Спиридоновой Н.П., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей С., С.К., к администрации Нижнеудинского муниципального образования, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, признании жилого помещения непригодным для проживания, возложении обязанности включить в перечень подлежащих сносу жилых домов, признании права на получение социальной выплаты, видно, что решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 января 2021 года исковое заявление Спиридонова С.С., Спиридоновой Н.П., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей С., С.К., к администрации Нижнеудинского муниципального образования, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, признании жилого помещения непригодным для проживания, возложении обязанности включить в перечень подлежащих сносу жилых домов, признании права на получение социальной выплаты – удовлетворено частично. Суд решил: признать незаконным заключение назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования межведомственной комиссии от 10.01.2020г. №3520 о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту. Признать незаконным постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15.01.2020 №78 о проведении капитального ремонта жилых помещений на территории Нижнеудинского муниципального образования в части жилого дома, расположенного в <адрес обезличен>. Возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, и принять по нему решение. В удовлетворении исковых требований Спиридонова С.С., Спиридоновой Н.П., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей С., С.К., к администрации Нижнеудинского муниципального образования, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 46,3 кв.м., пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019г. на территории Иркутской области, непригодным для проживания; возложении обязанности на администрацию Нижнеудинского муниципального образования включить жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес обезличен>, в перечень жилых домов, подлежащих сносу как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019г. на территории Иркутской области путем издания соответствующего нормативного акта; признании за ними права на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 46,3 кв.м., в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп. - отказать.

         Согласно апелляционному определению Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 апреля 2021 года решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 января 2021 года по данному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

          Согласно определению Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2021 года решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 января 2021 года, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 апреля 2021 года оставлены без изменения, кассационная жалоба администрации Нижнеудинского муниципального образования – без удовлетворения.

          Согласно постановлению Администрации Нижнеудинского муниципального образования от 03.07.2019 № 956 «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, находится в границах чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период 2019 года.

24.06.2021 Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 07.04.2021 №352, обследование дома не проводилось, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 принято решение руководствоваться решением Нижнеудинского городского суда от 13.01.2021г., инженерно-техническим заключением по результатам обследования технического состояния объекта капитального строительства, выполненного по состоянию на 14.02.2020г. ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД». Межведомственная комиссия, учитывая инженерно-техническое заключение по результатам обследования технического состояния объекта капитального строительства, выполненного по состоянию на 14.02.2020г. ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД», по результатам которого определено, что основные несущие строительные конструкции, инженерные системы обследуемого объекта находятся в интервале от ограниченно-работоспособного до аварийного технического состояния, дальнейшая эксплуатация не допустима. При выявленных повреждениях капитальный ремонт не предусмотрен, по результатам проведенного обследования объект признается аварийным, непригодным для проживания и рекомендуется к сносу, проголосовав единогласно, приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

28.08.2021г. истцы обратились в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» номер обезличен от дата обезличена Спиридоновой Н.П. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Положения (непредставление документов или представление неполного перечня документов).

16.11.2021г. истцы обратились в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» номер обезличен от дата обезличена Спиридоновой Н.П. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением).

13 апреля 2022 года Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 07.04.2021 № 352, произведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, в акте обследования помещения в графе «сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений или описанием конкретного несоответствия» отражено, что в соответствии с представленным собственником заключением специалиста шифр 220071, выполненным 22.02.2022 ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД» по результату обследования несущих и ограждающих конструкций объекта капитального строительства, экспертами в результате визуально-инструментального обследования по косвенным признакам было установлено, что эксплуатация здания в текущем состоянии при техногенном или природном влиянии (в том числе сейсмической активности) создает угрозу жизни и здоровью находящихся в здании людей. Экспертами выявлено повреждение основания здания в подполье, провалы в грунте, разрушение цоколя, смещение и разрушение местами опорных столбов, проседание пола, искривление несущих стен и угловых соединений, отклонение от вертикальности, наличие осадочных трещин в оконных проемах, а также нахождение здания в зоне затопления, можно однозначно утверждать об аварийном механизме возникновения данных дефектов, связанных с чрезвычайной ситуацией, а не с физическим износом здания. Причиной образования дефектов является ухудшение в связи с чрезвычайной ситуацией здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а именно: неравномерная осадка и деформация основания здания вследствие аварийного замачивания грунтов во время паводка в июне-июле 2019 года, что повлекло повреждение грунтов и фундамента, снижение и утрату несущей способности и эксплуатационной пригодности вышележащих конструкций и в целом здания.

13 апреля 2022 года по результатам рассмотренных документов: выписки из ЕГРН на жилой дом, технического паспорта на жилой дом от 15.10.2019, заключения специалиста по результату обследования несущих и ограждающих конструкций объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, шифр 220071 от 22.02.2022, выполненного ООО «ЦЭОиК «САМПАД», и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, межведомственная комиссия, проголосовав единогласно, и учитывая представленное собственниками заключение специалиста по результату обследования несущих и ограждающих конструкций объекта капитального строительства от 22.02.2022, в соответствии с которым обследованный объект находится в аварийном состоянии; эксплуатация здания в текущем состоянии при техногенном или природном влиянии (в том числе сейсмической активности) создает угрозу жизни и здоровью находящихся в здании людей. Учитывая характер повреждений - повреждение основания здания в подполье, провалы в грунте, разрушение цоколя, смещение и разрушение местами опорных столбов, проседание пола, искривление несущих стен и угловых соединений, отклонение от вертикальности, наличие осадочных трещин в оконных проемах, а также нахождение здания в зоне затопления, можно однозначно утверждать об аварийном механизме возникновения данных дефектов, связанных с чрезвычайной ситуацией, а не с физическим износом здания. Причиной образования дефектов является ухудшение в связи с чрезвычайной ситуацией здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а именно: неравномерная осадка и деформация основания здания вследствие аварийного замачивания грунтов во время паводка в июне-июле 2019 года, что повлекло повреждение грунтов и фундамента, снижение и утрату несущей способности и эксплуатационной пригодности вышележащих конструкций и в целом здания.     По результатам проведенного обследования объект является аварийным, жилое помещение является непригодным для проживания и подлежит сносу; межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, непригодным для проживания в соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Постановлением Администрации Нижнеудинского муниципального образования № 442 от 14.04.2022, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, заключениями комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, признано непригодным для проживания.

15.06.2022г. истцы обратились в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно п.16 Положения учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений):

1) сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация»;

2) сведений о признании жилого помещения утраченным;

3) сведений о праве собственности на утраченное жилое помещение или о праве пользования утраченным жилым помещением по договору социального найма - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя;

4) сведений о регистрации членов семьи по месту жительства в утраченном жилом помещении;

5) сведений о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

7) сведений об учетной норме площади жилого помещения;

8) сведений о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.

Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» номер обезличен от 12.07.2022 Спиридоновой Н.П. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктом 1 и 4 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением, обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в Положении).

В обоснование отказа указано, что согласно акту обследования помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, межведомственной комиссией от 13.04.2022 года, назначенной администрацией Нижнеудинского муниципального образования, принято заключение о признании данного жилого дома непригодным для проживания. Данное заключение отображено и в постановлении Нижнеудинского муниципального образования №442 от 14.04.2022. По информации администрации Нижнеудинского муниципального образования на межведомственный запрос учреждения, межведомственная комиссия не установила причинно-следственную связь между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 года и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания. Решением суда от 19 ноября 2019 года признано право собственности за Спиридоновой Н.П., Спиридоновым С.С., С.К. и С. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 46,3 кв.м. после дня введения режима чрезвычайной ситуации, тем самым условие п.п. 2 п. 6 не выполняется, что является основанием для не предоставления социальной выплаты. Согласно п. 11 Положения предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, обратившимся в учреждение в срок до 25 декабря 2020 года, за исключением граждан, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на представление социальной выплаты в срок до 1 июня 2022 года. Заявитель обратился в Учреждение с заявлением 15.06.2022.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения истцов                                               с иском в суд.

Согласно пункта 18 Положения основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются: 1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением; 2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения; 3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять; 4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.

Согласно пункту 16 Положения социальные выплаты предоставляются в случае сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», сведений о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания. При этом пункт 16 Положения не предусматривает обязательного указания о непригодности жилого помещения для проживания в результате паводка.

Как усматривается из заключения межведомственной комиссии номер обезличен от 13.04.2022 данное заключение принято на основании рассмотренных документов: выписки из ЕГРН на жилой дом, технического паспорта на жилой дом от 15.10.2019, заключения специалиста по результату обследования несущих и ограждающих конструкций объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, шифр 220071 от 22.02.2022, выполненного ООО «ЦЭОиК «САМПАД».

Как следует из заключения номер обезличен от 22.02.2022, экспертами ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД» в 2022 году производилось обследование несущих и ограждающих конструкций объекта капитального строительства (жилого дома), расположенного по адресу: <адрес обезличен>, по результатам которого установлено: обследованный объект находится в аварийном состоянии; эксплуатация здания в текущем состоянии недопустима, так как дальнейшее разрушение конструкций, находящихся в аварийном состоянии при техногенном или природном влиянии (в том числе сейсмической активности), создает угрозу жизни и здоровью находящихся в здании людей. Учитывая характер повреждений - повреждение основания здания в подполье, провалы в грунте, разрушение цоколя, смещение и разрушение местами опорных столбов, проседание пола, искривление несущих стен и угловых соединений, отклонение от вертикальности, наличие осадочных трещин в оконных проемах, а также нахождение здания в зоне затопления, можно однозначно утверждать об аварийном механизме возникновения данных дефектов, связанных с чрезвычайной ситуацией, а не с физическим износом здания.

Причиной образования дефектов является ухудшение в связи с чрезвычайной ситуацией здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а именно: неравномерная осадка и деформация основания здания вследствие аварийного замачивания грунтов во время паводка в июне-июле 2019 года, что повлекло повреждение грунтов и фундамента, снижение и утрату несущей способности и эксплуатационной пригодности вышележащих конструкций и в целом здания.

По результатам проведенного обследования объект является аварийным, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, является не пригодным для проживания и подлежит сносу.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы на основании п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47).

В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Абзацем восьмым пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определено, что решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения.

Из представленных суду доказательств следует, что на основании заключения номер обезличен от 22.02.2022, выполненного экспертами ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД» в 2022 году межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения по адресу: <адрес обезличен>, непригодным для проживания.

В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением.

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года»).

Заключение межведомственной комиссии от 13.04.2022 за номер обезличен, которым выявлены основания для признания жилого дома непригодным для проживания, не оспорено и не отменено в установленном законом порядке.

При этом законом не предусмотрено обязательное указание в заключении причин, по которым жилое помещение признано непригодным для проживания.

В представленном в материалы дела заключении по обследованию технического состояния здания, эксперты ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД» указывают на причину образования дефектов - ухудшение в связи с чрезвычайной ситуацией здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а именно: неравномерная осадка и деформация основания здания вследствие аварийного замачивания грунтов во время паводка в июне-июле 2019 года, что повлекло повреждение грунтов и фундамента, снижение и утрату несущей способности и эксплуатационной пригодности вышележащих конструкций и в целом здания; при этом из содержания данного заключения не следует однозначный вывод о том, что жилой дом до паводка был ветхим, аварийным и рекомендовался к сносу ввиду его длительного срока эксплуатации. Напротив, данным заключением подтверждено наличие дефектов и повреждений в жилом доме, возникших именно в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, и отмечено, что при осмотре объекта снаружи здания установлена визуально наблюдаемая неравномерная осадка здания, общий крен здания относительно вертикальной оси, места подмывания под несущие стены и цоколь. Цоколь по периметру здания отошел от стен и разрушается в результате размывания и деформации грунтов основания, имеются трещины и разломы в цоколе, оголение фундаментных столбов. В подполье установлено обрушение грунта, следы промоин под фундамент, провалы, гнилостные поражения деревянных конструкций, образование грибка, кирпичные столбики под лагами пола местами смещены, места опирания нарушены. Изнутри здания установлено отклонение плоскости пола от горизонтальной оси, щели межу плоскостью стен и пола, зыбкость при ходьбе, имеется выгиб досок пола, образовавшиеся вследствие повреждения основания здания и неравномерной осадки. Выявленные повреждения не позволяют рассматривать фундаменты и грунты основания как целостную работоспособную конструкцию. Фундамент здания, включая грунтовое основание, не соответствует современным строительным нормам и правилам, как по конструктивному решению, так и по сейсмостойкости (армирования, гидроизоляции не установлено). Фундамент не обеспечивает устойчивость вышележащих конструкций и несущую способность здания в целом. Имеются признаки неравномерной осадки здания: общий крен, выпучивание, отклонение от вертикальной плоскости наружных несущих и внутренних стен здания. Трещины в брусьях, уменьшение площади сечения окладных венцов вследствие переувлажнения, смещение брусьев от исходного положения в местах соединений. Стены повело, при осмотре внутри помещения установлено выпучивание стен, искривление проемов, перегородок и угловых соединений, осадочные трещины в стеклах всех окон здания. Плоскость стен отклонена от вертикальной оси, отторжение отделочных покрытий вследствие деформации стен, отклонение инженерного оборудования от вертикальности за счет деформации стен. При осмотре перекрытий изнутри помещений установлено провисание потолка вследствие неравномерной осадки, провисание над печью. Установлено локальное разрушение клади печи, фундамент под печью деформирован ввиду подмывания грунта и неравномерной осадки. Осадочные трещины по кладке, отклонение инженерного оборудования от вертикальности за счет деформации стен.

Суд находит несостоятельными доводы стороны ответчика об отсутствии доказательств причинно-следственной связи между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 года, и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания в оспариваем отказе от 12.07.2022 со ссылкой на информацию Администрации Нижнеудинского муниципального образования, поскольку установленная Правительством Российской Федерации процедура принятия решения о признании помещения не пригодным для проживания, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, не предусматривает принятие иных документов в подтверждение данного факта.

Акт обследования жилого помещения и принятое на его основании заключение межведомственной комиссии в отношении жилого дома, равно как и распоряжение органа власти, были представлены истцами ответчику.

Кроме того, истцы, ссылаясь на непригодность спорного жилого дома для проживания вследствие наводнения, указывают на тот факт, что они предпринимали попытки к защите своих прав и законных интересов.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что рассматриваемый жилой дом включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области, истцы являются собственниками указанного жилого дома, 2011 года постройки, что подтверждается представленными суду доказательствами. Заключением специализированной организаций и иными письменными материалами дела также подтверждается, что причиной аварийного состояния жилого дома является чрезвычайная ситуация, сложившаяся из-за паводка. Жилой дом в установленном законом порядке надлежащим органом признан аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 16 Положения не предусмотрено обязательное указание о том, что жилое помещение пришло в непригодное для проживания состояние в результате паводка. Истцами ответчику представлены все документы для назначения мер социальной поддержки в соответствии с Положением.

Доводы стороны ответчика о том, что истцы на день введения режима чрезвычайной ситуации не являлись собственниками жилого помещения, суд находит несостоятельными, основанными на неправильном применении закона.

Как следует из представленных материалов, решение о признании спорного жилого помещения непригодным для проживания принято на основании представленных документов, в том числе выводов, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование жилого дома в 2022 году.

Кроме того, в заключении межведомственной комиссии номер обезличен от 13.04.2022                             не указано, что обнаруженные и установленные в ходе обследования дефекты жилого помещения, перечисленные в заключении ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД» от 22.02.2022, имелись в нем еще до введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, произошедшим летом 2019 года.

Доказательств, свидетельствующих о том, что жилое помещение истцов было утрачено не в связи с чрезвычайной ситуацией, материалы дела не содержат.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что пострадавший в результате чрезвычайной ситуации объект обладал таким уровнем износа, при котором его текущее состояние было неизбежно и не зависело от воздействия паводка, не установлено. Доказательств, свидетельствующих о том, что за период после чрезвычайной ситуации до повторного обследования состояние жилого дома могло значительно ухудшиться под воздействием иных, не обусловленных чрезвычайной ситуацией факторов, суду не представлено.

По доводам ответчиков об обращении истца в Учреждение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в Положении, следует отметить следующее.

Пунктом 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, установлен срок для обращения гражданина в государственное учреждение в целях выдачи свидетельства на получение свидетельства на получение социальной выплаты – 25.12.2020.

Постановлением Правительства Иркутской области от 15.09.2021 № 654-пп в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 02.12.2021 № 927-пп пункт 11 Положения дополнен абзацем 4, которым для граждан, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, установлен специальный срок для подачи заявления о выдаче свидетельства - 01.11.2021 (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 02.12.2021 № 927-пп).

Постановлением Правительства Иркутской области от 19.05.2022 № 386-пп внесены изменения в Положение, в том числе в части срока, установленного абзацем 4 пункта 11 Положения. В соответствии с внесенными изменениями граждане, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, имеют право обратиться с заявлением о выдаче свидетельства в учреждение в срок до 01.06.2022. При этом действие изменений, внесенных в абз. 4 п. 11 Положения, распространяется на правоотношения, возникшие с 02.11.2021 (п.3 Постановления Правительства Иркутской области от 19.05.2022 № 386-пп).

Постановлением Правительства Иркутской области от 06.09.2022 № 697-пп внесены изменения в Положение, в том числе в части срока, установленного абзацем 4 пункта 11 Положения. В соответствии с внесенными изменениями граждане, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, имеют право обратиться с заявлением о выдаче свидетельства в учреждение в срок до 01.09.2022. При этом действие изменений, внесенных в абз. 4 п. 11 Положения, распространяется на правоотношения, возникшие с 02.06.2022 (п.3 Постановления Правительства Иркутской области от 06.09.2022 № 697-пп).

Право истцов на получение социальной выплаты подтверждено на основании повторного обследования жилого помещения. Жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащий истцам на праве собственности, признан непригодным для проживания заключением межведомственной комиссии от 13.04.2022. Вынесенное ранее в отношении данного жилого дома заключение межведомственной комиссии по результатам его обследования от 10.01.2020 №3520 было признано незаконным решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13.01.2021. На основании указанного судебного решения межведомственной комиссией проведено повторное обследование. С заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты истцы обратились 15.06.2022, то есть в установленный абз. 4 п. 11 Положения срок.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у истцов права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в результате чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, и незаконности решения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 12.07.2022 № 01-02-8611 об отказе истцам в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп.

Признание незаконным решения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 12.07.2022 № 01-02-8611 является основанием для возложения в соответствии с п.п. 20-23 Положения обязанности на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» принять решение о выдаче истцам свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области- оформить и выдать истцам свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Правовая природа меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской области летом 2019 года, направлена на оказание помощи лицам, лишившимся пригодных для постоянно проживания жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации, и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно.

Признание за истцами права на получение мер социальной поддержки в вышеуказанной форме отвечает правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, которые в данном случае направлены на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации.

            Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

           Исковые требования Спиридонова С.С., Спиридоновой Н.П., действующих за себя и в интересах несовершеннолетних С., С.К., к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа в принятии решения о выдаче свидетельства, признании права на социальную выплату, возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство на получение социальной выплаты - удовлетворить.

Признать незаконным решение областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 12.07.2022 №01-02-8611 об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» Спиридоновой Н.П..

Признать за Спиридоновой Н.П., дата обезличена рождения, уроженкой <данные изъяты>, Спиридоновым С.С., дата обезличена рождения, уроженцем <данные изъяты>, С.К., дата обезличена рождения, уроженцем <данные изъяты>, С., дата обезличена. рождения, уроженкой <данные изъяты>, право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» принять решение о выдаче Спиридоновой Н.П., Спиридонову С.С., С.К., С. свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп и Постановлением Правительства Иркутской области от 05.11.2020 №898-пп.

Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать Спиридоновой Н.П., Спиридонову С.С., С.К., С. свидетельство, удостоверяющее право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп и Постановлением Правительства Иркутской области от 05.11.2020 №898-пп.

        Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                              Е.П. Папина

Решение в окончательной форме принято 26.10.2022.

2-1256/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Спиридонов Сергей Сергеевич
Спиридонова Наталья Павловна действующая за себя и н/л детей: Спиридоновой Д.С., Спиридонова К.С.
Ответчики
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району"
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Другие
Администрация Нижнеудинского МО
Межведомственная комиссия по оценке жилых помещений администрации Нижнеудинского МО
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Кузьмина Елена Борисовна, истцов ( соглашение сторон, ордер от 19.03.2020 г.)
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Папина Елена Петровна
Дело на сайте суда
nizhneudinsky.irk.sudrf.ru
01.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2022Передача материалов судье
05.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2022Судебное заседание
13.10.2022Судебное заседание
19.10.2022Судебное заседание
19.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее