Решение по делу № 2а-716/2022 (2а-8931/2021;) от 27.08.2021

УИД 11RS0001-01-2021-014385-55 №2а-716/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2022 года

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Жук Ирины Михайловны, Гашимова Махаббата Шахаб оглы к Администрации МОГО « Сыктывкар» о признании незаконным п.2 постановления АМОГО «Сыктывкар» №3\678 от 16.03.2021 « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», оспаривании срока для добровольного сноса многоквартирного дома, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Жук И.М. обратилась в суд с административным иском к Администрации МОГО «Сыктывкар» о признании незаконным постановления АМОГО «Сыктывкар»» №3\678 от 16.03.2021 « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в МКД №... г.Сыктывкара, до 2028 года, настаивая на обязании ответчика установить данный срок до 31.12.2021. Также оспаривала полученное ею требование АМОГО « Сыктывкар» об установлении ей, как собственнику жилого помещения в составе МКД №... г.Сыктывкара, срока 36 месяцев для добровольного сноса указанного МКД, просила признать незаконным срок, установленный для добровольного сноса МКД №... г.Сыктывкара, обязать АМОГО « Сыктывкар» предъявить требование о сносе МКД с установлением срока сноса в 6 месяцев с даты получения такого требования собственником.

В обоснование указала, что является собственником кв.... МКД №... г.Сыктывкара, установленный в оспариваемом постановлении срок расселения граждан, проживающих в их доме, не может расцениваться как разумный, принимая во внимание то обстоятельство, что здание представляет собой реальную угрозу для проживающих в нем лиц в связи с опасностью разрушения. Установление ей, как собственнику, срока на добровольный снос здания 36 месяцев с даты получения требования также нарушает ее права, поскольку лишь затягивает расселение дома.

Гашимов М.Ш.-о., являющийся собственником кв.... в составе МКД №... г.Сыктывкара обратился к Администрации МОГО «Сыктывкар» с аналогичными требованиями, оспаривая срок расселения МКД, установленный постановлением АМОГО «Сыктывкар»» №3\678 от 16.03.2021, и настаивая на возложении на Администрацию обязанности установить разумный срок расселения МКД, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Принимая во внимание предмет спора, требования административных истцов объединены судом в одном производстве для совместного рассмотрения.

В судебном заседании представитель Жук И.М., Гашимов М.Ш.-о., его представитель, настаивали на удовлетворении своих требований в полном объеме, указывая о том, что срок ожидания расселения МКД в настоящее время составляет 7 лет, однако, принимая во внимание техническое состояние конкретных жилых помещений и дома в целом, он не может расцениваться, как разумный.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц остальные правообладатели квартир МКД №... г.Сыктывкара непосредственного участия в судебном заседании не приняли, о рассмотрении дела судом извещены надлежаще.

Надлежаще извещенным административным ответчиком участие своего представителя в судебном заседании обеспечено не было. Ранее, в ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика с иском не согласился, поясняя, что оспариваемый срок расселения жильцов МКД определен исходя из возможностей бюджетного финансирования, длительности процедуры расселения, а также срока давности признания данного дома аварийным и подлежащим сносу.

    Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из обстоятельств дела, МКД №... имеет статус многоквартирного жилого дома, заключением МВК №7 от 28.01.2021, принятым на основании технического отчета по обследованию здания, учитывая аварийное техническое состояние и угрозу обрушения большинства несущих и ограждающих конструкций здания и объем ремонтных работ по их замене, указанный МКД был признан аварийным и подлежащим сносу.

На основании Заключения МВК №7 от 28.01.2021, АМОГО « Сыктывкар» было принято Постановление №3\678 от 16.03.2021 « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», п.1 которого МКД №... г.Сыктывкара признан аварийным и подлежащим сносу, а пунктом 2 постановлено Администрации МОГО « Сыктывкар» принять меры по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях указанного дома, в срок до 2028 года.

27.04.2021 Жук И.М., как собственнику квартиры №11 в составе МКД №... г.Сыктывкара, АМОГО « Сыктывкар» было направлено требование, в котором собственнику установлен срок для добровольного сноса МКД своими силами - до 16.03.2024 ( 36 месяцев с даты признания МКД аварийным и подлежащим сносу постановлением АМОГО «Сыктывкар»» №3\678 от 16.03.2021).

Рассматривая требования административных истцов, суд принимает во внимание следующее.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

При проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя (часть 1 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 Постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, тем не менее, данные сроки должны отвечать требованиям разумности.

Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).

Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из приведенных положений правовых норм следует, что определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, равно как и установление срока для добровольного сноса такого дома его собственниками, является компетенцией органа местного самоуправления.

Суд полагает, что имеющиеся в материалах дела доказательства объективно подтверждают нахождение многоквартирного дома №... г.Сыктывкара в техническом состоянии, создающем реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нем лиц, а также иных граждан.

Согласно выводам специалистов, изложенным в заключении ООО « ...» по комплексному обследованию технического состояния МКД №... г.Сыктывкара, здание находится в аварийном состоянии, его физический износ на дату обследования составляет 71%.

Суждение специалистов о недопустимом состоянии несущих и ограждающих конструкций данного МКД и прямой угрозе обрушения здания содержится, как в техническом отчете по обследованию здания, так и в заключении МВК.

С учетом перечисленных обстоятельств, суд полагает, что установленный Администрацией срок для расселения жильцов данного многоквартирного дома в другие жилые помещения до 2028 года влечет нарушение прав граждан на безопасную среду обитания, принимая во внимание темпы увеличения износа основных конструкций МКД пропорционально сроку его эксплуатации. По данным технического отчета износ МКД №... г.Сыктывкара 1979 г.постройки ( фундамент бетонный ленточный, наружные и внутренние несущие стены, перекрытия в деревянном исполнении) достиг более, чем 70 % износа на 2020 год ( дата обследования -05.11.2020 ).

Учитывая данное обстоятельство, оспариваемое положение ( п.2) постановления АМОГО « Сыктывкар» №3\678 от 16.03.2021 « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» не может быть признано судом соответствующим требованиям законодательства и подлежит признанию незаконным по требованию административных истцов с возложением на административного ответчика, в целях предотвращения правовой неопределенности, обязанности установить новый срок расселения жильцов МКД №... г.Сыктывкара, отвечающий требованиям разумности.

Требуемый заявителями к возложению в обязанность административного ответчика срок расселения не может быть принят во внимание, т.к. установление нового срока является исключительной компетенцией непосредственно самого органа местного самоуправления.

Оспариваемый Жук И.М. срок на добровольный снос дома его собственниками, установленный в требовании, направленном на ее имя 27.04.2021, напротив, сам по себе направлен на обеспечение условий для осуществления гражданами жилищных прав, принятия самостоятельного взвешенного решения о дальнейшей судьбе дома и возможности его реализации, а потому, не может рассматриваться в качестве нарушающего права и свободы либо создающего какие- либо препятствия к осуществлению прав и свобод административного истца.

Предъявление собственникам помещений в признанном аварийном жилом доме требования о его сносе в силу прямого указания части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных определение органом местного самоуправления срока, в течение которого такой снос должен быть осуществлен.

Снос многоквартирного дома предусматривает необходимость подготовки проектной документации по организации работ по сносу, а также выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения и выполнения уполномоченным индивидуальным предпринимателем или организацией работ по сносу дома с заключением договора подряда, а потому требует значительных временных затрат.

При установлении срока на добровольный снос аварийного МКД орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам всех помещений дома для принятия единого решения о его судьбе ( сносе в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса), а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по реализации такого решения. Единственным предусмотренным законом критерием для установления этого срока является его разумность. Установленный административным ответчиком срок добровольного сноса отвечает данному критерию, составляет менее половины изначально установленного срока расселения МКД, как такового.

Напротив, установление срока для добровольного сноса дома в 6 месяцев с даты получения оспариваемого требования не будет отвечать принципам разумности, поскольку не позволит в установленном порядке соблюсти процедуры, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

В части требований административного истца Жук И.М. о признании незаконным требования о добровольном сносе многоквартирного дома, в срок до 16.03.2024, возложении обязанности установить данный срок в 6 месяцев с даты получения такого требования, совокупность перечисленных выше императивных оснований судом не установлена.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Гашимова Махаббата Шахаб оглы к Администрации МОГО « Сыктывкар»– удовлетворить.

Административные исковые требования Жук Ирины Михайловны к Администрации МОГО « Сыктывкар»– удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление АМОГО « Сыктывкар» №3\678 от 16.03.2021 « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в жилых помещениях МКД №... г.Сыктывкара до 2028 года (п.2).

Возложить на Администрацию МОГО «Сыктывкар» обязанность установить разумный срок для расселения жильцов МКД №... г.Сыктывкара в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части в удовлетворении заявленных административных исковых требований Жук Ирины Михайловны к АМОГО «Сыктывкар» - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -                              Ю.А.Дульцева

В окончательной форме решение суда принято в совещательной комнате 15 марта 2022 года.

2а-716/2022 (2а-8931/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гашимов Махаббат Шахаб оглы
Жук Ирина Михайловна
Ответчики
Администрация МО ГО "Сыктывкар"
Управление жилищно-коммунального хозяйства АМО ГО "Сыктывкар"
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
Мымрик К.В.
Ахтияров Алим Ахтиярович
Гарнов Сергей Владимирович
Шулепова Екатерина Васильевна
Мымрик В.В.
Яковлева Галина Николаевна
Мымрик М.А.
Штефаняк Камила Сергеевна
Гашимов Махаббат Шахаб оглы
Белоногова Валентина Николаевна
Алексеева Анастасия Алексеевна
Королева Надежда Николаевна
Карст А.И.
Чуркина Наталья Владимировна
Магомедов Р.М.
Бахметьева Ольга Валентиновна
Алексеева Наталья Михайловна
Балабеков Намик Джавид оглы
Чуркина Наталия Владимировна
Приходько Татьяна Александровна
Спирина Вера Витальевна
Алексеев Владимир Алексеевич
Кощеева Марина Александровна
Яковлева Ксения Алексеевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
27.08.2021Регистрация административного искового заявления
27.08.2021Передача материалов судье
03.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.09.2021Предварительное судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
30.11.2021Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
15.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее