Решение по делу № 2а-2040/2021 от 28.10.2021

№ 2а-2040/2021 УИД № 61RS0018-01-2021-004075-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2021 года      п. Тарасовский Ростовской области

Миллеровский районный суд Ростовской области под председательством судьи Арьяновой Т.М., при секретаре судебного заседания Кузьминой С.Н., с участием представителя административного истца Лихоносовой Е.Н. – адвоката Харченко О.Ю., действующей на основании нотариально заверенной доверенности от 23.03.2021 года, представителя административного ответчика Комитета по управлению имуществом администрации Тарасовского района Ростовской области – Блиновой В.Н., действующей на основании доверенности от 16.11.2021 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Лихоносовой Елены Николаевны к администрации Тарасовского района Ростовской области и Комитету по управлению имуществом администрации Тарасовского района Ростовской области об оспаривании письменного отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов,

УСТАНОВИЛ:

    Лихоносова Елена Николаевна обратилась в суд с административным иском (с учетом уточненных исковых требований) к администрации Тарасовского района Ростовской области и Комитету по управлению имуществом администрации Тарасовского района Ростовской области об оспаривании письменного отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов. В обоснование заявленных требований указала, что 23.08.2021 года она обратилась в администрацию Тарасовского района Ростовской области через МФЦ Тарасовского района Ростовской области с заявлением о предоставлении земельного участка кадастровый номер площадью 1482 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность за плату без проведения торгов на основании п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, в случае если на земельном участке расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в иных случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса. Указав при этом, что 7.06.2012 года был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 117, в соответствии с которым Арендодатель – Комитет по управлению имуществом администрации Тарасовского района Ростовской области, на основании Постановления администрации Тарасовского района Ростовской области № 650 от 7.06.2012 года передал в аренду сроком по 6.06.2021 года арендодателю Лихоносовой Е.Н. земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 1482 кв.м., расположенный по адресу: Ростовская <адрес>, в целях строительства индивидуального жилого дома. В последующем дополнительным соглашением к указанному договору от 8.07.2019 года были внесены изменения в договор аренды № 117 от 7.06.2012 года, слова «для использования в целях строительства индивидуального жилого дома» были заменены словами «для использования в целях ведения личного подсобного хозяйства». Данный договор аренды расторгнут не был. На данном участке, в соответствии с разрешением на строительство № RU 61537310–43 от 2.08.2011 года (сроком действия до 02.08.2021 года) Лихоносова Е.Н. возвела жилой дом площадью 40 кв.м., с кадастровым номером , который введен в эксплуатацию и на который зарегистрировано ее право собственности, регистрационная запись в УФРС от 19.07.2021 года. К заявлению на выкуп земельного участка были приложены копия договора аренды, копия уведомления о соответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства, а также выписка из ЕГРН от 19.07.2021 года на здание – жилой дом площадью 40 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером . 29.09.2021 года в Комитете по управлению имуществом ею был получен ответ за номером № 98/4931 от 22.09.2021 года, в котором ей было отказано в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером . Административный ответчик посчитал, что она не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов на основании п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ. При этом в отказе со ссылкой на ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации было указано, что: «в результате визуального осмотра испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером , проведенного комиссией администрации Тарасовского района 21.09.2021 года установлено следующее: объект недвижимости с кадастровым номером общей площадью 40 кв.м. не расположен по адресу: <адрес>, а фактически расположен на земельном участке по адресу: <адрес>, что также подтверждается данными технических паспортов в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>; объект недвижимости с кадастровым номером общей площадью 40 кв.м. не отвечает признакам жилого дома и не пригоден для постоянного или сезонного проживания в нем людей без ограничений, таким образом, не влечет за собой возникновение у его собственника права на приобретение земельного участка в порядке, установленном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, отсутствие подтверждения ввода электричества, отопления и воды внутрь объекта капитального строительства (жилой дом), указывает на несоответствие объекта требованиям, предъявляемым к индивидуальным жилым домам». С указанным отказом, она не согласна, считает доводы в отказе надуманными, направленными исключительно на ущемление ее прав, с целью недопущения реализации предоставленных ей законом прав. Так, в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации указан исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. И в этом перечне нет оснований, указанных в отказе административного ответчика. Наоборот, в п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. Оговорки о том, какими должны быть здания, сооружения, то есть соответствовать или нет признакам жилого либо нежилого дома, в данной норме не содержится. Указано лишь на наличие права собственности в отношении объекта недвижимости, которое в данном случае, исходя из вида разрешенного использования земельного участка – для ведения ЛПХ, должно быть основным по отношению к второстепенным объектам. Право собственности на объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером было зарегистрировано за ней, в установленном законом порядке 19.07.2021 года, о чем в ЕГРН была внесена регистрационная запись 1. Данное право никто не оспаривал. Качественные характеристики жилого дома, о которых указано в отказе № 98/4931 от 22.09.2021 года (а именно отсутствие ввода электричества, водоснабжения, отопления в жилой дом) не влияют на назначение объекта недвижимости. Кроме этого, указанные доводы не соответствуют действительности. Так на земельном участке по адресу: <адрес> имеется точка подключения электроэнергии с лицевым счетом оформленным на ее имя и точка водоснабжения с лицевым счетом также оформленным на ее имя. А заказать газовый проект для газификации жилого дома, согласно существующим требованиям, возможно лишь после введения объекта недвижимости в эксплуатацию. Таким образом, административный ответчик не правильно трактует норму права, предусмотренную п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, считая, что она не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Кроме этого, административный ответчик указал, что фактическое месторасположение объекта недвижимости не соответствует техническим паспортам. Эти доводы также надуманы и не основаны на нормах закона. Так, ей был изначально передан в аренду земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 1482 кв.м. по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 162 от 12.11.2008 года и Постановления Главы Администрации Тарасовского района Ростовской области № 1013 от 12.12.2008 года в целях строительства индивидуального жилого дома. Был утвержден Акт выбора земельного участка. Впоследствии участок был сформирован, поставлен на кадастровый учет в существующих границах. Согласно данных договора аренды и Акта приема передачи, Акта выбора участка, на сформированном участке в момент его передачи в аренду не было никаких зданий и сооружений. В дальнейшем 2.08.2011 года ею было получено разрешение на строительство жилого дома размером 7,0м х 7,0м. Строительство продолжалось до августа 2021 года, и после его окончания дом был введен в эксплуатацию, поставлен на кадастровый учет с регистрацией права собственности и привязкой в системе координат именно на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>. На публичной кадастровой карте вновь возведенный в соответствии с нормами закона жилой дом также имеет отображение на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> Никакого технического паспорта на жилой дом, расположенный на этом земельном участке ею как застройщиком не оформлялось. Кроме того технический паспорт на объект капитального строительства не является правоустанавливающим либо право удостоверяющим документом. В соответствии с п. 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом Тарасовского района, утвержденного Собранием депутатов Тарасовского района (решение № 70 от 16.12.2011 года), Комитет по управлению имуществом Тарасовского района (далее Комитет), является отраслевым (функциональным) органом Администрации Тарасовского района, уполномоченным осуществлять управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах своей компетенции. Комитет представляет в соответствии с действующим законодательством, Положением о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования «Тарасовский район», настоящим Положением интересы муниципального образования, как собственника муниципального имущества. В соответствии с п. 2.1 Положения, в числе основных задач Комитета значится «управление и распоряжение в установленном нормативно-правовыми актами порядке объектами муниципальной собственности Тарасовского района, муниципальными землями и земельными участками, на которые возникает право муниципальной собственности». Таким образом, она пользуется правом на оспаривание отказа Администрации Тарасовского района Ростовской области в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1482 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в судебном порядке по правилам, предусмотренным Главой 22 КАС РФ, так как данный отказ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права собственника недвижимого имущества, расположенного на данном участке, и воспрепятствуют реализации прав предусмотренных законом. Просит признать отказ администрации Тарасовского района Ростовской области изложенный в информационном письме исх. № 98/4931 от 22.09.2021 года в предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 1482 кв.м., из земель населенных пунктов, для ведения ЛПХ, расположенного по адресу: <адрес> в собственность за плату без проведения торгов не соответствующим положениям пп. 6 п. 2 ст. 39.3 и п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца. Обязать Администрацию Тарасовского района Ростовской области устранить нарушения прав административного истца путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности с кадастровым номером площадью 1482 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> за плату без проведения торгов и направления его Лихоносовой Е.Н. не позднее 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

    Административным ответчиком – Комитетом по управлению имуществом Тарасовского района подан отзыв на административное исковое заявление Лихоносовой Е.Н., оторое они считают необоснованным и не признают их по следующим основаниям. На основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 117 от 7.06.2012 года Лихоносова Е.Н. является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 1482 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилого дома (далее – земельный участок). 8.09.2019 года дополнительным соглашением в договор аренды внесены изменения в разрешенное использование земельного участка, указано «для ведения личного подсобного хозяйства». 2.08.2011 года администрацией Тарасовского района выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома размером 7,0мх7,0м. 23.08.2021 года Лихоносова Е.Н. обратилась в администрацию Тарасовского района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов на основании п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ как собственнику жилого дома с кадастровым номером площадью 40 кв.м. Так в качестве основания для предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов Лихоносовой Е.Н. указано на наличие на земельного участке жилого дома с кадастровым номером площадью 40 кв.м., право собственности на который зарегистрировано 19.07.2021 года. Однако, по результатам проведенного 21.09.2021 года осмотра испрашиваемого земельного участка и объекта, расположенного на нем, проведенного комиссией администрации Тарасовского района при рассмотрении заявления Лихоносовой Е.Н. о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, установлено следующее: объект недвижимости с кадастровым номером общей площадью 40 кв.м. не расположен по адресу: <адрес>, а фактически расположен на земельном участке по адресу: Ростовская <адрес>; объект недвижимости с кадастровым номером общей площадью 40 кв.м. не отвечает признакам жилого дома и не пригоден для постоянного или сезонного проживания в нем людей без ограничений. Он не оборудован водопроводом, газопроводом, системой отопления. Лихоносовой Е.Н. не подтверждено наличие в строении вспомогательных помещений (кухни, ванной, санузла), разделения на комнаты, что свидетельствует о невозможности постоянного проживания в нем граждан и удовлетворения их бытовых потребностей. Таким образом, данный объект не может быть признан жилым домом. При этом возведение объекта, не являющегося индивидуальным жилым домом, даже в случае государственной регистрации права собственности на такой объект не влечет за собой возникновения у его собственника права на приобретение земельного участка в порядке, установленном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Поэтому просят отказать в удовлетворении административных исковых требований Лихоносовой Е.Н.

    В судебное заседание административный истец Лихоносова Е.Н. не явилась, в представленном суду заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя – адвоката Харченко О.Ю. Административный иск просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика: администрации Тарасовского района Ростовской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, уважительных причин своей неявки в суд не представил, об отложении слушания дела не просил.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ.

    Представитель административного истца Лихоносовой Е.Н. – адвокат Харченко О.Ю. настаивала на удовлетворении уточненных административных исковых требований, по указанным в иске и ходатайстве об уточнении основаниям.

    Представитель административного ответчика Блинова В.Н. просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований по указанным в отзыве и дополнениям к отзыву основаниям.

    Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика – Комитета по управлению имуществом Тарасовского района Ростовской области, исследовав материалы дела, оценив и проверив представленные сторонами доказательства по правилам 84 КАС РФ, суд пришел к следующему.

    Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок находится в государственной собственности.

Постановлением Главы Тарасовского района Ростовской области № 1013 от 12.1.2008 года решено предоставить в аренду Лихоносовой Е.Н. земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для использования в целях строительства индивидуального жилого дома в граница, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1482 кв.м. на срок 11 месяцев. Комитету по управления имуществом района поручено заключить договор аренды участка (л.д. 23-25).

На основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 12.11.2008 года № 162 Комитетом по управлению имуществом Тарасовского района Ростовской области указанный земельный участок предоставлен в пользование Лихоносовой Е.Н. на условиях аренды сроком до 11.10.2009 года (л.д. 18-22).

На основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 14.10.2009 года № 178 Комитетом по управлению имуществом Тарасовского района Ростовской области спорный земельный участок предоставлен в пользование Лихоносовой Е.Н. на условиях аренды сроком до 13.09.2010 года (л.д. 26-28).

Постановлением Главы Тарасовского района Ростовской области № 841 от 21.09.2010 года решено предоставить в аренду на новый срок Лихоносовой Е.Н. земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу<адрес>, для использования в целях строительства индивидуального жилого дома в граница, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1482 кв.м. на срок 11 месяцев. Комитету по управления имуществом района поручено заключить договор аренды участка (л.д. 29).

На основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 21.10.2010 года № 112 Комитетом по управлению имуществом Тарасовского района Ростовской области спорный земельный участок предоставлен в пользование Лихоносовой Е.Н. на условиях аренды сроком до 20.08.2011 года (л.д. 30-32).

Постановлением Главы Тарасовского района Ростовской области № 835 от 4.08.2011 года решено предоставить в аренду на новый срок Лихоносовой Е.Н. земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для использования в целях строительства индивидуального жилого дома в граница, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1482 кв.м. на срок 11 месяцев. Комитету по управления имуществом района поручено заключить договор аренды участка (л.д. 33).

На основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 4.08.2011 года № 127 Комитетом по управлению имуществом Тарасовского района Ростовской области спорный земельный участок предоставлен в пользование Лихоносовой Е.Н. на условиях аренды сроком до 3.07.2012 года (л.д. 34-36).

Постановлением администрации Тарасовского района Ростовской области № 650 от 7.06.2012 года решено предоставить в аренду на новый срок Лихоносовой Е.Н. земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для использования в целях строительства индивидуального жилого дома в граница, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1482 кв.м. на срок 9 лет. Комитету по управления имуществом района поручено заключить договор аренды участка (л.д. 37).

На основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 7.06.2012 года № 117 Комитетом по управлению имуществом Тарасовского района Ростовской области спорный земельный участок предоставлен в пользование Лихоносовой Е.Н. на условиях аренды сроком до 6.06.2021 года (л.д. 38-41).

Постановлением администрации Тарасовского района Ростовской области № 825 от 28.07.2019 года в договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 117 от 7.06.2012 года внесены изменения слова «в целях строительства индивидуального жилого дома» заменены словами «для ведения личного подсобного хозяйства». Комитету по управлению имуществом поручено заключить дополнительное соглашение (л.д. 42).

решено предоставить в аренду на новый срок Лихоносовой Е.Н. земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для использования в целях строительства индивидуального жилого дома в граница, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1482 кв.м. на срок 9 лет. Комитету по управления имуществом района поручено заключить договор аренды участка (л.д. 37).

Дополнительным соглашением к указанному договору от 8.07.2019 года были внесены изменения в договор аренды № 117 от 7.06.2012 года, слова «для использования в целях строительства индивидуального жилого дома» были заменены словами «для использования в целях ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 43).

2.08.2011 года Лихоносовой Е.Н. администрацией Тарасовского района выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома размером 7,0мх7,0м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 44).

7.08.2021 года администрация Тарасовского района Ростовской области уведомляет Лихоносову Е.Н. о соответствии постоянного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности (л.д. 15).

19.07.2021 года за Лихоносовой Е.Н. зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым номером общей площадью 40 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 16-17).

23.08.2021 года административный истец обратился в администрацию Тарасовского района Ростовской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов (л.д. 14).

22.09.2021 года администрацией Тарасовского района Ростовской области Лихоносовой Е.Н. было отказано в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов испрашиваемого земельного участка (л.д. 12-13).

В обоснование отказа указано, что по результатам проведенного 21.09.2021 года осмотра испрашиваемого земельного участка и объекта, расположенного на нем, проведенного комиссией администрации Тарасовского района при рассмотрении заявления Лихоносовой Е.Н. о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, установлено следующее: объект недвижимости с кадастровым номером общей площадью 40 кв.м. не расположен по адресу: <адрес> а фактически расположен на земельном участке по адресу: <адрес>; объект недвижимости с кадастровым номером общей площадью 40 кв.м. не отвечает признакам жилого дома и не пригоден для постоянного или сезонного проживания в нем людей без ограничений, таким образом, не влечет за собой возникновения у его собственника права на приобретение земельного участка в порядке, установленном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, отсутствие подтверждения ввода электричества, отопления и воды внутрь объекта капитального строительства (жилой дом), указывает на несоответствие объекта требованиям, предъявляемым к индивидуальным жилым домам.

Не согласившись с указанным решением, Лихоносова Е.Н. обжаловала его в суд.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.

На основании пунктов 1, 5 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

    Указанный перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и выкупе в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением является исчерпывающим и не подлежит.

    На испрашиваемом земельном участке расположен, принадлежащий административному истцу объект недвижимого имущества – жилой дом, Лихоносова Е.Н. имеет исключительное право на предоставление в собственность земельного участка, расположенного под ним и необходимого для его эксплуатации. Вместе с тем отказ административного ответчика в предоставлении земельного участка не содержит ни одного из предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ в предоставлении спорного земельного участка нарушает права административных истцов на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом.

    Доводы административного ответчика Комитета по управлению имуществом Тарасовского района Ростовской области о том, что объект недвижимости с кадастровым номером не расположен по адресу: <адрес> а фактически расположен на земельном участке по адресу: <адрес> и что он не отвечает признакам жилого дома, несостоятельны.

    Так, спорный земельный участок был предоставлен административному истцу в аренду изначально для строительства индивидуального жилого дома, административным истцом получено разрешение на строительство жилого дома. Данный объект признан соответствующим требованиям законодательства о градостроительной деятельности, что подтверждается уведомлением администрации, подписанным главой администрации Тарасовского района Ростовской области. Право собственности на жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано в ЕГРН за Лихоносовой Е.Н., данное право никем не оспорено. Представленные представителем Комитета по управлению имуществом Тарасовского района Ростовской области в суд фотографии не свидетельствуют об отсутствии данного объекта недвижимости на спорном участке, как не свидетельствуют об этом и представленные в суд технические паспорта. Административным истцом также представлены в суд постановление администрации Тарасовского района № 107 от 20.07.2012 года о разрешении подключения к водопроводной сети домовладения Лихоносовой Е.Н., расположенного по адресу: <адрес>; технические условия от 20.07.2012 года на подключение к водопроводной сети; счет на оплату электроэнергии по вышеуказанному адресу. Наличие объекта недвижимости на спорном земельном участке также подтверждается фрагментом кадастровой карты (л.д. 45).

Между тем, в части возложения на административных ответчиков обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы Лихоносовой Е.Н. в силу статьи 227 КАС РФ подлежат восстановлению путем возложения на администрацию Тарасовского района обязанности по устранению нарушений прав административных истцов.

    При таких обстоятельствах, суд пришел к мнению о частичном удовлетворении административного иска Лихоносовой Е.Н.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление Лихоносовой Елены Николаевны к администрации Тарасовского района Ростовской области и Комитету по управлению имуществом администрации Тарасовского района Ростовской области об оспаривании письменного отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, удовлетворить частично.

    Признать отказ администрации Тарасовского района Ростовской области изложенный в информационном письме исх. № 98/4931 от 22.09.2021 года в предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 1482 кв.м., из земель населенных пунктов, для ведения ЛПХ, расположенного по адресу: Ростовская <адрес> в собственность за плату без проведения торгов, незаконным.

     Обязать администрации Тарасовского района Ростовской области в полном объеме устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца Лихоносовой Е.Н.

     В удовлетворении остальных административных исковых требований Лихоносовой Е.Н. отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.М. Арьянова

Решение в окончательной форме изготовлено 1.12.2021 года.

2а-2040/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Лихоносова Елена Николаевна
Ответчики
Комитет по управлению имуществом Тарасовского района РО
Администрация Тарасовского района
Другие
Харченко О.Ю.
Суд
Миллеровский районный суд Ростовской области
Судья
Арьянова Татьяна Михайловна
Дело на странице суда
millerovsky.ros.sudrf.ru
28.10.2021Регистрация административного искового заявления
28.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2021Подготовка дела (собеседование)
17.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2021Судебное заседание
01.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее