УИД: 26RS0018-01-2018-000417-89
№ 33-3-2803/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь |
21 марта 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А.А. судей Евтуховой Т.С., Тепловой Т.В. с участием прокурора Марчукова М.Б. при секретаре судебного заседания Хашировой К.О. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов, по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ШЮИ на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21.12.2023.
Заслушав доклад судьи Евтуховой Т.С., объяснения представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ШЮИ, поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения процессуального истца прокурора ММБ, возражавшего против апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
установила:
прокурор Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором с учетом последующего уточнения исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ, просил возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в восточной части села на расстоянии около 1,5 км. от села Покровского в кадастровом квартале №, площадью 1,5 га. в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в восточной части села на расстоянии около 1,5 км. от села Покровского в кадастровом квартале №, площадью 1,5 га. в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения экологического, земельного законодательства на территории муниципального образования села Покровское Красногвардейского района Ставропольского края, которые до настоящего времени не устранены.
Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Представителем ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ШЮИ подана апелляционная жалоба об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Красногвардейского района Ставропольского края по заданию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования села Покровское Красногвардейского района Ставропольского края законодательства об охране окружающей природной среды при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой в деятельности администрации выявлены нарушения экологического, земельного законодательства.
05.04.2016 прокурором Красногвардейского района Ставропольского края в адрес главы администрации МО села Покровское Красногвардейского района Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
29.04.2016 главой МО села Покровское Красногвардейского района Ставропольского края на представление прокурора района подготовлен ответ о рассмотрении представления и проведении работы по устранению нарушений закона сообщил, что населением села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края заключены и продолжают заключаться договора с муниципальным унитарным предприятием Жилищно-коммунального хозяйства Красногвардейского района Ставропольского края по вывозу и утилизации мусора от населения; на территории села Покровского проводятся субботники, в ходе которых убирается территория села; работниками администрации села Покровского ведется работа по ликвидации несанкционированных свалок. Специалист, который является ответственным по данному вопросу уволен, в связи с этим вопрос о привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности не рассматривался.
Согласно постановлению главы муниципального образования ДВЕ № от 28.12.2017 площадка временного хранения твердых коммунальных отходов закрыта с 01.01.2018, специалисту II категории администрации муниципального образования села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края ЮИП необходимо подготовить проект рекультивации площадки временного складирования твердых коммунальных отходов в срок до 31.12.2019, провести рекультивацию площадки временного хранения твёрдых коммунальных отходов в течение последующих 5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки главой села Покровское Красногвардейского района Ставропольского края ДВЕ, помощником прокурора ЛАН, специалистом администрации ХЕИ составлен акт обследования, согласно которого в восточной части села на расстоянии около 1,5 км. находится земельный участок, площадью 1,5 га, в кадастровом квартале №, где расположена свалка, на которой ранее осуществлялось складирование ТБО. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.
Из выписки ЕГРН от 16.05.2018 следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:01:010901:29, номер кадастрового квартала №, расположенный к востоку от с. Покровское, площадью 15000 кв.м., категория земель земли сельскохозяйственного назначения, относиться к виду разрешенного использования для хранения мусора, сведения об объекте недвижимости имеет статус актуальные, ранее учтенные, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 210, 1064, пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ, подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ, положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктами 4.13, 7.8, ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28..12.2001 № 607-ст, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Устава муниципального образования села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края, Постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 № 221-п (ред. от 15.11.2023) «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края», Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04. 2017 № 445, исходил из того, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, организация мероприятий по инвентаризации объекта накопленного вреда окружающей среде и ликвидация этой свалки отнесены к полномочиям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений статьи 67 ГПК РФ, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, мотивированы по правилам статьи 198 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды не является уполномоченным органом, не является собственником земельного участка и соответственно, является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.
Проведение мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по очистке от бытовых отходов, в рамках которых подлежит ликвидация несанкционированной свалки, как следует из приведенных выше норм законодательства и установленных судом фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, поскольку объект накопленного вреда окружающей среде - свалки твердых бытовых отходов находится на земельном участке, расположенном в восточной части окраины села Красногвардейского Ставропольского края.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.
В силу Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 № 221-п, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края выявляет объекты накопленного вреда окружающей среде в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; организует ликвидацию накопленного вреда окружающей среде (пункт 10.17).
Принимая во внимание данные обстоятельства, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по делу, допустившим неправомерное бездействие, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, которое обязано ликвидировать накопленный вред окружающей среде, в настоящем споре - несанкционированную свалку.
Доводы апеллянта об отсутствии доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом, не опровергают выводов суда о наличии у Министерства обязанности по принятию мер по инвентаризации и ликвидации несанкционированной свалки.
Судебная коллегия полагает, что изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными судом обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба представителя ответчика, которая не содержат предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ШЮИ – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.03.2024.
Председательствующий А.А. Мясников
Судьи Т.С. Евтухова
Т.В. Теплова