№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2024 года с. Зональное
Зональный районный суд Алтайского края в составе:
судьи Мартьяновой Ю.М.,
при секретаре Сметанниковой А.М.,
с участием помощника прокурора Зонального района Дитятевой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 в интересах неопределенного круга лиц к ФИО5» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ФИО8» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в котором просит:
признать бездействие ФИО9» незаконным, выразившееся в отсутствии у здания ФИО10 пандуса, соответствующего требованиям СниП 35-01-2001;
возложить, обязанность на ФИО11 оборудовать здание ФИО12, расположенного по адресу: <адрес>, пандусом соответствующим абз. 4,5,6 п.5.1.16, п.6.5.9 "СП 59.13330.2020.
Для чего, в соответствии со ст.206 ГПК РФ, следует установить срок для совершения указанных действий - в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Определением Зонального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований к ответчику ФИО13, прекращено, в связи с отказом истца от иска.
В обоснование заявленных требований указывает, что ФИО14 проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности ФИО15
Согласно п.п. 3, 6 ч.1 ст.15 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. 6.5.9 "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр (далее – СниП 35-01-2001), информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В соответствие с п. 5.1.14, у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать:
- пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м;
- платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2 при перепаде высот до 3,0 м <*>;
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Минстроя России от 31.05.2022 N 434/пр)
- лифты при перепаде высот от 3,0 м и более.
В районах северной строительно-климатической зоны строительства по СП 131.13330 применение платформ подъемных с вертикальным перемещением в неотапливаемой шахте не допускается.
Длину одного марша пандуса с учетом продольного уклона принимают по таблице 5.1.
Таблица 5.1
Продольный уклон марша пандуса |
Длина одного марша пандуса, м, не более |
Суммарная длина наклонных поверхностей пандуса, м, не более |
От 30 до (от 1:33 до 1:25) (включительно) |
15 |
110 |
От 40 до (от 1:25 до 1:20) (включительно) |
12 |
|
От 50 до (от 1:20 до 1:16,7) (включительно) |
9 |
|
От 61 до (от 1:16 до 1:12,5) (включительно) |
6 |
36 |
Примечания 1 Не допускаются марши пандуса с продольным уклоном более (1:12,5). 2 В стесненных условиях допускается увеличение уклона марша пандуса до при длине его наклонных плоскостей до 5,0 м, при этом передвижение людей на кресле-коляске должно быть с помощью сопровождающих лиц. |
В соответствии с абз. 4,5,6 п.5.1.16 СниП 35-01-2001, по продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.
Согласно выписки из ЕРЮЛ ФИО16 является филиалом ФИО17, располагается по адресу: <адрес>.
Согласно п.п. 3.1., 3.2, 3.3 учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование Зональный район Алтайского края. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования Зональный район осуществляет Комитет по образованию <адрес> (далее - Учредитель). Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования <адрес> осуществляет <адрес> (далее - Собственник). Отдельные полномочия Собственника имущества исполняет отдел по имуществу и земельным отношениям <адрес>.
В силу п. 15 ч. 3, ст. 28 и п. 2 ч. 6 ст. 28 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательной организации отнесено создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся и работников образовательной организации, и возложена обязанность по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При условии и надлежащего финансирования образовательная организация, в частности ФИО19 обязана организовать устранение нарушений, за счет выделенных на указанные цели средств.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в директора ФИО18» вносилось представление об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Пандус был установлен с нарушением вышеуказанных требований, а именно, отсутствует один поручень, имеющейся поручень и уклон пандуса не соответствует требованиям п. 6.5.9 "СП 59.13330.2020, отсутствуют бортики, что нарушает абз. 4,5,6 п.ДД.ММ.ГГГГ СниП 35-01-2001.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании помощник прокурора Зонального района Алтайского края Дитятева С.Ю. настаивала на удовлетворении заявленных требований по изложенным в иске основаниям, с учетом той части исковых требований, от которых прокурор отказался.
Представитель ответчика директор ФИО20. исковые требования не признала, суду пояснила, что ФИО21 заключен муниципальный контракт с ООО «Металолоцентр» по изготовлению и установке пандуса в ФИО22, которая является филиалом ФИО23». Муниципальный контракт оплачен, срок, который указан прокурором в заявленным иске, является достаточным для установления пандуса.
Представитель третьего лица Комитета по образованию <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, разрешив спор в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) в пределах заявленных требований, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ указано, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Как установлено ст. 2 Закона о социальной защите инвалидов социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.15 Закона о социальной защите инвалидов Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
С учетом требований статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 3, 8, 12, 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здания и сооружения должны отвечать определенным требованиям, перечень которых установлен, в том числе, Сводом правил СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Пунктом 3.8 СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" доступность определена как характеристика зданий, сооружений и используемых на них информационных средств, обеспечивающая возможность воспользоваться ими маломобильными группами населения.
В помещение, расположенном по адресу: <адрес>, расположено общеобразовательное учреждение – ФИО30, ФИО31, принадлежит ФИО32 на праве оперативного управления.
Указанное помещения на праве собственности принадлежит муниципальному образованию Зональный район Алтайского края, что подтверждается выписками из ЕГРН.
ФИО26 проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности филиала ФИО24, расположенного в <адрес>.
По результатам проверки, в связи с выявленными нарушениями в части создания беспрепятственного доступа в помещение, в которых располагается общеобразовательное учреждение, в адрес директора МКОУ Зональная СОШ было вынесено представление.
Поскольку, указанное представление не исполнено, ФИО25 обратился в суд с настоящим иском.
При указанных обстоятельствах обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидам в помещение по адресу: <адрес>., согласно которой организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, не исполняется, в связи с чем, выявленные нарушения подлежат устранению.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом, с согласия собственника этого имущества.
При разрешении настоящего спора установлено, что именно МКОУ Зональная СОШ несет ответственность за невыполнение условий беспрепятственного доступа инвалидов в указанное помещение.
Из материалов дела и представленных стороной ответчика доказательств установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО27 был заключен муниципальный контракт № на изготовление и установку пандуса по адресу: <адрес>, срок исполнения – 25.12.2024г.
Так, в силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает, что трехмесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу является разумным и достаточным для совершения всех необходимых действий для установления пандуса, с учетом заключенного муниципального контракта для его установления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие ФИО28 по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов в здание, расположенное по адресу: <адрес>.
Возложить на ФИО29 обязанность установить пандус у здания, расположенного по адресу: <адрес>, соответствующий требованиям СП 59.13330.2020, в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2024г.
Судья Ю.М. Мартьянова