Дело № 12-28/2020
54MS0001-01-2019-003618-89
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
13 февраля 2020 года г. Новосибирск
Судья Дзержинского районного суда г. Новосибирска Е.В. Местеховская, при секретаре Тихоновой А.Д., с участием представителя Плеховой А.В. - Тимофеева Н.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу на постановление мирового судьи 1 судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска Мелкумян А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица ПАО «...» Плеховой А.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи 1 судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении старшего специалиста по поддержке внутренних процессов и партнёрских программ Сибирского филиала ПАО «...» Плеховой А.В. прекращено.
С данным постановлением не согласился представитель Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу, обратился с жалобой, в которой просил об отмене постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что указанным должностным лицом были нарушены условия опции «Твой Интернет 7 Гб» тарифного плана «...», пп. «а» п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ..., п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией от ДД.ММ.ГГГГ ... на оказание телематических услуг связи, в связи с чем в указанных деяниях Плеховой А.В. содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, извещены, просили рассмотреть жалобу в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Плеховой А.В. возражал против удовлетворения жалобы, полагал, что решение мирового судьи законно и обоснованно, в связи с чем, жалобу подлежащей отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело
Задачами административного судопроизводства в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Частью 2 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При этом, из положений п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Как усматривается из материалов дела, в рамках рассмотрения обращения ФИО ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при осуществлении предпринимательской деятельности должностным лицом - старшим специалистом внутренних процессов и партнерских программ ПАО «...» Плеховой А.В. было допущено нарушение лицензионных требований, содержащихся в лицензии от ДД.ММ.ГГГГ ... на оказание телематических услуг связи. Из протокола усматривается, что указанное нарушение выразилось в несоблюдении Плеховой А.В. условия опции «Твой Интернет 7 Гб» тарифного плана «...», пп. «а» п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ..., п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией от ДД.ММ.ГГГГ ... на оказание телематических услуг связи.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")
Пунктом 36 ч. 1 ст. 12 указанного ФЗ предусмотрено лицензирование деятельности по оказанию услуг связи.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ПАО «...» имеет лицензию ... от ДД.ММ.ГГГГ на оказание телематических услуг связи сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Из лицензионнных требований, являющихся Приложением № 1 к указанной лицензии, следует, что лицензиат обязан обеспечить предоставление абоненту и (или) пользователю доступ к сети связи лицензиата, доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет и др. (п. 4 лицензионных требований).
Согласно п. 5 лицензионных требований лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ.
Пунктом 1 ст. 46 ФЗ «О связи» также предусмотрена обязанность оператора связи оказывать услуги связи ее пользователям в соответствии с законодательством РФ, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 года № 575 утверждены Правила оказания телематических услуг связи, согласно п. 2 которых предоставление доступа к сети передачи данных - это совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи; техническая возможность предоставления доступа к сети передачи данных - одновременное наличие незадействованной монтированной емкости узла связи, в зоне действия которого запрашивается подключение пользовательского (оконечного) оборудования к сети передачи данных, и незадействованных линий связи, позволяющих сформировать абонентскую линию связи между узлом связи и пользовательским (оконечным) оборудованием.
Согласно п.п. 7, 9-11 указанных Правил оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования телематическими услугами связи 24 часа в сутки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором. Оператор связи обязан создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абоненту и (или) пользователю информации, связанной с оказанием телематических услуг связи. В системе информационно-справочного обслуживания оказываются платные и бесплатные информационно-справочные услуги. Оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги: а) предоставление информации об оказываемых телематических услугах связи; б) предоставление информации то тарифах (тарифных планах) для оплаты телематических услуг связи, о территории оказания телематических услуг связи (зоне обслуживания); в) предоставление абоненту информации о состоянии лицевого счета; г) прием от абонента и (или) пользователя информации о технических неисправностях, препятствующих пользованию телематическими услугами связи; д) предоставление информации о настройках абонентского терминала и (или) пользовательского (оконченного) оборудования для пользования телематическими услугами связи.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что оператор связи обязан предоставить абоненту и (или) пользователю необходимую для заключения и исполнения договора информацию, в том числе, включающую в себя: состав телематических услуг связи, условия и порядок их оказания в соответствии с настоящими Правилами, в том числе используемые абонентские интерфейсы; перечень и описание преимуществ и ограничений в оказании телематических услуг связи; тарифы на телематические услуги связи; порядок, форма и тарифные планы для оплаты телематических услуг связи; номера телефонов системы информационно-справочного обслуживания и унифицированный указатель информационной системы оператора.
При этом, ПАО «...» разработаны Условия оказания услуг связи ПАО «...», являющиеся неотъемлемой частью договора на оказание услуг связи, текст которых размещен на официальном сайте ПАО «...», а также имеется во всех офисах работы данного оператора связи.
Из п. 4.3 указанных Условий следует, что пользование услугами оператора означает безусловное согласие абонента с указанными Условиями.
Согласно п. 4.13 Условий договор может быть изменен путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме либо путем совершения абонентом конклюдентных действий с использованием специальных средств, которые позволяют идентифицировать абонента и установить его волеизъявление.
В соответствии с п.п. 6.1-6.2 Условий перечень услуг, предоставляемых абоненту, определяется тарифным планом и дополнительными заказами абонента, поданными в форме, предусмотренной Условиями. Отдельные услуги могут быть оказаны абоненту при условии соответствия абонентского устройства специальным техническим требованиям, необходимым для оказания (пользования) такими услугами.
Из п. 7-1.5 Условий следует, что все действия, совершенные в личном кабинете при условии авторизации, считаются совершенными абонентом.
Пунктом 9.6 Условий предусмотрено, что учет продолжительности соединения ведется в соответствии с принятыми оператором единицами тарификации.
Согласно п.п. 10.1-10.2 Условий оплата услуг производится за оказанные оператором услуги в соответствии с данными учета биллинговой системы оператора. Абонент оплачивает услуги посредством авансовой системы оплаты, то есть внесения денежных средств на лицевой счет абонента, с которого оператор снимает платежи за оказанные услуги.
Из содержащихся в материалах дела ответов ПАО «МегаФон» на запросы Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ ... и от ДД.ММ.ГГГГ ... следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО и ПАО «...» был заключен договор ... об оказании услуг связи с выделением абоненту абонентского номера .... С момента заключения договора абонентом использовался тарифный план «...», включающий следующие услуги: SMS, MMS, входящая и исходящая связь, мобильный интернет, определитель номера и переадресация вызова.
Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ в ... абонентом был подключен тарифный план «Интернет S 2015», который включает предоставление 7 Гб Интернет-трафика с абонентской платой 295 руб. за 28 дней. По условиям указанного тарифного плана при исчерпании включенного объема трафика подключается дополнительный пакет трафика при условии, что на счету достаточно средств, абоненту предоставляется 250 Мб интернета стоимостью 50 руб.
ДД.ММ.ГГГГ с абонентского счета ФИО произошло списание денежных средств по тарифу «Интернет S 2015» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку 7 Гб трафика было истрачено, ДД.ММ.ГГГГ в .... абоненту было подключено автопродление в рамках указанного тарифа стоимостью 50 руб. за 250 Мб.
В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ в ... абонент через личный кабинет самостоятельно подключил опцию «Твой интернет 7 Гб», отключив опцию «Интернет S 2015», в связи с чем, с его абонентского счета была списана ее стоимость - 300 руб. за период действия с ДД.ММ.ГГГГ ... по ДД.ММ.ГГГГ ... ч.
Однако, в тот же день, ДД.ММ.ГГГГ в ... ч. абонент через личный кабинет самостоятельно подключил опцию «Твой интернет 18 Гб», отключив опцию «Твой интернет
Гб», в связи с чем, с его абонентского счета была списана ее стоимость - 450 руб. за период действия с ДД.ММ.ГГГГ ... ч. по ДД.ММ.ГГГГ .... ч.
В указанных ответах ПАО «...» также сообщено, что списание интернет- трафика происходило в период с ... ч. ДД.ММ.ГГГГ до ... ч. ДД.ММ.ГГГГ по интернет опции «Интернет S 2015», в период с ... ч. ДД.ММ.ГГГГ до ... ч. ДД.ММ.ГГГГ - по интернет опции «Твой интернет 7 Гб», потребление трафика согласно данным информационно-биллинговой системы составило 8 024 килобайт, в период после ... ч. ДД.ММ.ГГГГ - по интернет опции «Твой интернет 18 Гб», потребление трафика составило 711 576 килобайт. Оператором связи указано также, что абонентское устройство, с которого осуществлялось потребление трафика в период с ... ч. ДД.ММ.ГГГГ по ... ч. ДД.ММ.ГГГГ- USB-модем.
Указанные действия по смене тарифных планов осуществлялись абонентом ФИО самостоятельно, без обращения к уполномоченным работникам оператора связи, без звонка в контактный центр оператора связи, путем входа в личный кабинет абонента и самостоятельного управления предоставляемыми услугами. В последующем, по данным ПАО «МегаФон», после неоднократной смены тарифных планов через личный кабинет ФИО в ПАО «...» с заявлениями о перерасчете или возврате списанных с ее абонентского счета денежных средств не обращалась.
Таким образом, как верно указано мировым судьей, представленными материалами подтверждено, что совершение действий по смене тарифных планов абонентского номера ..., принадлежащего ФИО, исходило исключительно от абонента, было обусловлено только действиями самого абонента, их совершение означает волеизъявление абонента на производимую им опцию по смене тарифного плана, то есть не являлось автоматической сменой оператором связи тарифного плана и, следовательно, односторонним изменением оператором условий заключенного сторонами договора
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Из должностной инструкции старшего специалиста по поддержке внутренних процессов и партнерских программ ПАО «...» Плеховой А.В. следует, что в круг обязанностей указанного специалиста входят, в том числе, организация изменения тарифных планов, опций и услуг по инициативе ПАО «...» - без получения согласия абонента, по инициативе абонента - при его согласии.
Мировой судья обоснованно пришел к выводу, что в действиях указанного лица отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют объективные данные, свидетельствующие о нарушении лицом требований лицензии ... от ДД.ММ.ГГГГ и приложения ... к ней, а также требований лицензионного законодательства.
При вынесении постановления мировой судья принял во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определил фактические и юридически значимые обстоятельства и указал обоснованную правовую мотивировку об отсутствии в действиях Плеховой А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления мирового судьи не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.14.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░░░