Подлинник
Дело №2-132/22 (2-2850/2021)
24RS0017-01-2021-003753-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 апреля 2022 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.С.
при секретаре Дегтярёвой И.С.
при участии старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Красноярска Кнор А.И.
при участии ответчика/ истца по встречному иску Колосковой И.В.,
ответчика Болтрик А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Колосковой Ирине Викторовне, Болтрику Алексею Ивановичу, Болтрик Елизавете Николаевне, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Болтрик Алёны Алексеевны, Губина Арсения Евгеньевича, Красина Артёма Ивановича, об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении и снятии с регистрационного учета, признании права собственности,
по встречному иску Колосковой Ирины Викторовны к Муниципальному образованию город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о предоставлении в собственность иного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска обратилось в суд с указанным выше иском к Колосковой И.В., Болтрику А.И., Болтрик Е.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Болтрик А.А., Губина А.Е. и Красина А.И. об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении и снятии с регистрационного учета, признании права собственности.
Требования мотивированы тем, что ответчик Колоскова И.В. является собственником комнаты № в помещении № по адресу: <адрес>. Собственник Колоскова И.В. проживает и состоит на регистрационном учете по указанному выше адресу, кроме того в квартире зарегистрированы и проживают: Болтрик А.И., Болтрик Е.Н., несовершеннолетние Болтрик А.А., Губин А.Е., Красин А.И.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу в рамках реализации адресной программы «переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ года № № Ответчику Колосковой И.В., как собственнику жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащем сносу доме, ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование №-дг о сносе данного дома, совместно с собственниками других жилых помещений, в разумный срок (до ДД.ММ.ГГГГ). МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, в установленном законом порядке, была определена величина возмещения за изымаемое имущество – жилое помещение, в размере 811 107,34 руб., которая включила в себя рыночную стоимость квартиры с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и стоимость убытков, понесенных собственником при изъятии жилого помещения. Собственнику было предложено заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения. Поскольку с ответчиком Колосковой И.В. не удалось заключить соглашение об условиях и порядке изъятия спорной квартиры, сторона истца просит суд: изъять для муниципальных нужд у Колосковой И.В. комнату №9 в помещении 19 по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова, д. 68, определив размер возмещения в сумме 811 107,34 руб.; прекратить право собственности ответчика Колосковой И.В. на спорное жилое помещение; выселить и снять с регистрационного учета Колоскову И.В., Болтрика А.И., Болтрик Е.Н., Болтрик А.А., Губина А.Е., Красина А.И. из жилого помещения по адресу: <адрес>, пом.19 ком.9; признать право собственности на жилое помещение - комнату № в помещении № по адресу: <адрес> за Муниципальным образованием город Красноярск после выплаты истцом возмещения ответчику.
В свою очередь Колоскова И.В. обратилась в суд со встречным иском к МО города Красноярска в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о предоставлении в собственность жилого помещения, ссылаясь на то, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, пом. 19, ком. 9, которое является для нее единственным жильем. Согласно отчету об определении размера возмещения № от ДД.ММ.ГГГГ истцом определен размер возмещения за изымаемое жилье в размере 811 107,34 руб. согласно п.3 ст. 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Со ссылкой на положения п.8 ст. 32 ЖК РФ, согласно которому по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, Колоскова И.В. просит суд обязать Муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить ей (Колосковой И.В.) в собственность иное жилое помещение, площадью не менее 14,6 кв.м., расположенное в границах г. Красноярска.
В судебном заседании ответчик/истец Колоскова И.В. исковые требования не признала, встречные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, требуя предоставить ей взамен иное жилое помещение. Ранее по наследству у нее имелась 1/6 доля в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, доля была малозначительна и продана родственникам, иного жилья не имеется.
Ответчик Болтрик А.И. исковые требования не признал, поддержал требования Колосковой И.В., указав на то, что он со своей семьей не имеется жилья, с детьми в аварийном доме проживать опасно, снимает квартиру в аренду, без права регистрации по месту жительства в арендованной квартире.
Представитель истца МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска Сидорова К.А. в зал судебного заседания не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщил, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, и возражения на встречное исковое заявление, согласно которым ответчику Колосковой И.В. ранее принадлежало иное пригодное для проживания помещение (1/6 доля). А именно <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем предоставления иного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ взамен аварийного по адресу: <адрес>, кв. д. (1/6 доля). Данный факт делает невозможным обеспечение ответчика жильем в соответствии с мерами поддержки.
Ответчик Болтрик Е.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних (малолетних) Болтрик А.А., Губина А.Е., Красина А.И., в зал судебного заседания не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщила.
Третье лицо Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю в зал судебного заседания явку представителя не обеспечило, о дате, времени и месте судебного заедания извещалось надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщило, представителем Мельниковой А.Д., действующей на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ., был представлен отвыв, в котором представитель просила о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
Третье лицо Управление Росреестра по Красноярскому краю в зал судебного заседания явку представителя не обеспечило, о дате, времени и месте судебного заедания извещалось надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщило, представителем Богданчиковой Е.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ., был представлен отвыв, в котором представитель просила о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
Третье лицо МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» в зал судебного заседания явку представителя не обеспечило, о дате, времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщило, ходатайств не представило.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных правах.
В этой связи, полагая, что лица, участвующие в деле, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд, с учётом приведённых выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы ответчика/истца Колосковой И.В., ответчика Болтрика А.И., заключение старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Красноярска Кнор А.И., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению частично, встречные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1).
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2).
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3.2 пункта 2 статьи 235 ГК РФ установлено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2 ГК РФ)).
Согласно ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе, со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Так, частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 – 9 данной статьи.
Частями 4, 6 названной статьи ЖК РФ предусмотрено, что собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Пунктом 1.1 Распоряжения администрации г. Красноярска от 17.08.2010 № 114-р «Об утверждении Положения о департаменте градостроительства администрации города» предусмотрено, что департамент градостроительства администрации города Красноярска является органом администрации города, созданным в целях реализации полномочий администрации города в области градостроительной политики на территории города.
Согласно п.п. 3.5, 3.36 данного Распоряжения Департамент обеспечивает реализацию переданных государственных полномочий, мероприятий городских и краевых целевых программ, краевой адресной инвестиционной программы, законов Красноярского края, предусматривающих обеспечение жильем граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части приобретения (строительства) жилых помещений; обеспечивает подготовку и согласование правовых актов о резервировании и об изъятии земельных участков, в том числе подлежащих образованию, и всех объектов недвижимости на таких участках для муниципальных нужд.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, право собственности на комнату №, расположенную по адресу: <адрес> зарегистрировано за Колосковой И.В, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ. на регистрационном учете в указанной комнате состоят: Колоскова И.В. с ДД.ММ.ГГГГ Болтрик А.И. с ДД.ММ.ГГГГ., Болтрик А.А. с ДД.ММ.ГГГГ Болтрик Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ Губин А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ., Красин А.И. с ДД.ММ.ГГГГ
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом № <адрес> Красноярск признан аварийным и подлежащим сносу по основаниям п. 33 абз. 2 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47; ухудшения в связи с физическим износом здания 78,5 % в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями, приведшие к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Распоряжением администрации г. Красноярск №-арх. от ДД.ММ.ГГГГ. «О признании многоквартирных домов аварийным и подлежащим сносу, жилых помещений непригодными для проживания» признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой <адрес>.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ситуация, сложившаяся в жилом <адрес> в <адрес>, признана представляющей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Распоряжением администрации <адрес> №-арх. от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; изъяты расположенные на земельном участке жилы помещения №, ком. №, расположенные в многоквартирном доме в <адрес>.
В адрес Колосковой Т.В. было направлено требование о сносе жилого дома, признанного аварийным № от ДД.ММ.ГГГГ., в котором установлен срок сноса жилого дома до 1.08.2020г.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Колосковой Т.В. направлено уведомление (исх. №-дг) о сносе многоквартирного жилого <адрес>, в котором расположена ком. №, принадлежащая на праве собственности ответчику/истцу.
Колосковой И.В. было представлено соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, на котором истцом/ответчиком сделана отметка об отказе в подписании соглашении.
Отчётом № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости определена величина возмещения за изымаемое имущество – жилое помещение, в размере 811 107,34 руб., которая включила в себя рыночную стоимость квартиры с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и стоимость убытков, понесенных собственником при изъятии жилого помещения.
Колоскова В.В. обратилась в администрацию <адрес> с письменным заявлением о несогласии с предложенной выкупной ценой за изымаемое жилое помещение, в котором просила предоставить ей равнозначное жилое помещение взаимен изымаемого.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истцом/ответчиком Колосковой И.В. заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы по делу для определения рыночной стоимости спорного жилого помещения.
Определением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ. назначена судебная экспертиза по делу, проведение которой поручено ООО «Агентство профессиональной оценки».
Согласно заключению судебной экспертизы ООО «Агентство профессиональной оценки» рыночная стоимость жилого помещения- комнаты №, расположенной в помещении № <адрес> в <адрес>, площадью 14,6 кв.м. с учетом стоимости доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок под многоквартирным домом составляет 766 000 руб.; стоимость убытков собственника Колосковой И.В. в связи с изъятием жилого помещения- комнаты №, расположенной в помещении № <адрес> в <адрес>, площадью 14,6 кв.м. ( включая убытки, связанные с изменением места проживания переездом, оформлением права собственности при покупке другого жилья, компенсации за непроизведенный ремонт капитальный ремонт) составляет 486 550 рублей.
Разрешая требования по существу, суд приходит к выводу, что поскольку жилой <адрес> по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке, а собственник жилого помещения в разумный срок не принял мер к его сносу, то надлежит принять решение об изъятии его для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен вышеуказанный дом вместе с находящимися в нём помещениями. При этом процедура изъятия, регламентированная положениями ст. 32 ЖК РФ, полностью соблюдена.
Участвующими в деле лицами не оспаривалось право муниципального образования на изъятие жилого помещения, существо споров, вытекающих из обоих исков, состоит в способе и размере возмещения за изымаемое жилое помещение. Оценивая доводы сторон в данной части, суд учитывает следующее.
Законодательством Российской Федерации, кроме общего порядка изъятия аварийного жилого помещения, предусмотренного Жилищным кодексом Российской Федерации, предусмотрен также специальный порядок расселения многоквартирных аварийных домов, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта, не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Пунктом 6 данной статьи также предусмотрено, что полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, в том числе, на: 1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г., обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Аналогичные разъяснения приведены в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014: собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Суд учитывает, что в соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе, предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Вместе с тем, в части 3 статьи 6 ЖК РФ законодатель установил, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03 ноября 2009 г. № 1368-О-О, положения части 3 статьи 6 ЖК РФ не могут рассматриваться, как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище. Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 ЖК РФ дополнена процитированной выше частью 8.2. Указанный закон вступил в действие 28 декабря 2019 г.
Вместе с тем, вводя новое правовое регулирование, законодатель не внес каких-либо изменений в Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ, в части прекращения возможности выбора способа защиты жилищных прав для собственников, чьи жилые помещения расположены в многоквартирных домах, включенных в региональные программы. Как следствие, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда при условии приобретения такого имущества до изменения правового регулирования (до вступления в действие Федерального закона № 473-ФЗ) должно расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда. Фактически речь в этом случае идет о реализации дискреционных полномочий законодателя, обладающего правом устанавливать дополнительные гарантии для лиц в зависимости от принятых на себя органами государственной власти и местного самоуправления обязательств.
Многоквартирный дом по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова, д. 68, включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 - 2025 годы», утв. Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №
В Разделе 5 Региональной адресной программы определено, что собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляется другое жилое помещение.
Право собственности Колосковой И.В. зарегистрировано в ЕГРН № то есть до момента введения в действие Федерального закона от 27.12.2019 № 473-ФЗ. Следовательно, принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права и отсутствие в вышеуказанном нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, действовавшим на момент возникновения права собственности, без ограничения на предоставления жилого помещения в собственность, взамен изымаемого, которое введено частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
Доводы представителей департамента градостроительства администрации г. Красноярска о том, что обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений при расселении аварийных домов осуществляется только путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, а предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого допускается только по соглашению сторон и при отсутствии такого соглашения орган местного самоуправления не может быть обязан судом предоставить жилое помещение взамен изымаемого, отклоняются в связи с неверным толкованием норм материального права.
Учитывая, что право на получение другого жилого помещения взамен изымаемого представляет собой самостоятельный способ реализации жилищного права, право выбора которого принадлежит собственнику изымаемого жилого помещения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения встречных исковых требований Колосковой И.В. и считает необходимым возложить на муниципальное образование г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска, обязанность предоставить в собственность Колосковой И.В. взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пом.19, ком.9 равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее 14,6 кв.м., на территории муниципального образования город Красноярск, благоустроенное, применительно к условиям города Красноярска, поскольку именно на него возложены обязанности по выполнению программы по переселению граждан из жилья, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Законом Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» предусмотрены дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае». В силу п. 1 ст. 2 названного Закона право на предоставление дополнительной меры поддержки имеют собственники, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заключившие соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 3 данного Закона Красноярского края, к мерам поддержки собственников жилых помещений относится обеспечение собственника с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной данным пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.
В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров. Собственнику взамен изъятого жилого помещения предоставляется жилое помещение в соответствии с пунктом 1 статьи независимо от количества членов семьи собственника, совместно проживающих с ним и не являющихся собственниками изымаемого жилого помещения.
Таким образом, действующим правовым актом в рассматриваемой сфере предусматривается возможность предоставления гражданину жилого помещения, характеристики которого определяются в зависимости от площади изымаемого жилого помещения, при этом нормативный акт определяет минимальные и максимальные значения площади предоставляемого помещения, порядок его предоставления, предусматривает компенсационные механизмы, и может быть применен в рассматриваемом деле.
Доводы представителя департамента градостроительства администрации г. Красноярска о том, что Колоскова И.В. ранее уже обеспечивалась жилым помещением в порядке изъятия жилого помещения для муниципальных нужд в 2016 году, поэтому не имеет права на предоставление квартиры, суд не может принять во внимание, поскольку законодательство не содержит на этот счет каких-либо ограничений в праве.
В связи с удовлетворением встречных исковых требований Колосковой И.В. о предоставлении равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, требования МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, равного 811 107,34 руб. не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, удовлетворяемое судом требование Колосковой И.В. о предоставлении жилого помещения является способом реализации права собственника изымаемого помещения, альтернативным его изъятию с выплатой возмещения.
Следовательно, поскольку суд удовлетворяет требование о предоставлении жилого помещения, подлежат удовлетворению и требования МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска об изъятии принадлежащего Колосковой И.В. на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова, д. 68, пом.19, ком.9, прекращении права на него и о признании права собственности МО г. Красноярск на него – с даты предоставления ответчику/истцу иного жилого помещения в собственность.
В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Поскольку суд удовлетворяет требования МО г. Красноярск об изъятии жилого помещения и прекращении права собственности на него, подлежат удовлетворению и производные требования о выселении стоящих на регистрационном учете лиц: Колоскову И.В., Болтрика А.И., Болтрик А.А., Болтрик Е.Н., Губинаа А.Е., Красина А.И. из жилого помещения, что является основанием для снятия с регистрационного учета органом, осуществляющим регистрацию граждан по месту жительства (с даты государственной регистрации права собственности МО г. Красноярск на жилое помещение в г. Красноярске по ул. Ломоносова, д. 68, пом.19, ком.9).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Колосковой Ирине Викторовне, Болтрику Алексею Ивановичу, Болтрик Елизавете Николаевне, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Болтрик Алёны Алексеевны, Губина Арсения Евгеньевича, Красина Артёма Ивановича, удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Колосковой Ирины Викторовны к Муниципальному образованию город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование <адрес> в лице департамента градостроительства администрации <адрес> предоставить в собственность Колосковой Ирины Викторовны взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, помещение № комната №, кадастровый №, равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 14,6 кв.м. на территории муниципального образования <адрес>, благоустроенное применительно к условиям <адрес>.
Изъять для муниципальных нужд у Колосковой Ирины Викторовны, принадлежащее ей жилое помещение комнату № в помещении № по адресу: <адрес>, площадью 14,6 кв. м, кадастровый №, после предоставления Колосковой Ирине Викторовне равнозначного жилого помещения, предусмотренного настоящим решением суда.
Прекратить право собственности Колосковой Ирины Викторовны на жилое помещение комнату № в помещении № по адресу: <адрес>, площадью 14,6 кв. м, кадастровый №, с даты предоставления Колосковой Ирине Викторовне равнозначного жилого помещения, предусмотренного настоящим решением суда.
Признать право собственности муниципального образования <адрес> на жилое помещение комнату № в помещении № по адресу: <адрес>, площадью 14,6 кв. м, кадастровый №, с даты предоставления Колосковой Ирине Викторовне равнозначного жилого помещения, предусмотренного настоящим решением суда.
Выселить Колоскову Ирину Викторовну ДД.ММ.ГГГГ г.р., Болтрик Алексея Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ р., Болтрик Елизавету Николаевну ДД.ММ.ГГГГ г.р., Болтрик Алёну Алексеевну ДД.ММ.ГГГГ р., Губина Арсения Евгеньевича ДД.ММ.ГГГГ г.р., Красина Артёма Ивановича ДД.ММ.ГГГГ г.р., из жилого помещения комнаты № в помещении 19 по адресу: <адрес>, площадью 14,6 кв. м, кадастровый №, после государственной регистрации права собственности муниципального образования <адрес> на жилое помещение по адресу: <адрес> помещение 19 комната № площадью 14,6 кв. м, кадастровый №.
С даты государственной регистрации права собственности муниципального образования <адрес> на жилое помещение по адресу: <адрес> помещение 19 комната № настоящее решение является основанием для снятия Колосковой Ирины Викторовны ДД.ММ.ГГГГ г.р., Болтрик Алексея Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ р., Болтрик Елизаветы Николаевны ДД.ММ.ГГГГ г.р., Болтрик Алёны Алексеевны ДД.ММ.ГГГГ р., Губина Арсения Евгеньевича ДД.ММ.ГГГГ г.р., Красина Артёма Ивановича ДД.ММ.ГГГГ г.р., с регистрационного учета по адресу: <адрес> помещение 19 комната №.
В удовлетворении иска муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в части исковых требований об определении размера денежного возмещения за изымаемое жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий И.С. Смирнова
Решение суда в полном объеме изготовлено 12.04.2022.
Судья И.С. Смирнова