Дело № 2-92-2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2022 года <адрес>
Конышевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Филипцева Н.В.,
с участием прокурора Конышевского района Курской области Силакова Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клюевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Конышевского района Курской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Конышевского района Курской области, МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности выделить денежные средства и оборудовать здание образовательного учреждения системой экстренного оповещения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц с иском, в котором просит обязать Администрацию Конышевского района Курской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства, необходимые для оборудования здания МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа», системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Обязать МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа» в течение 3 месяцев с момента выделения учредителем денежных средств, выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности – оборудовать здание МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа», вышеуказанной системой экстренного оповещения. В обосновании иска указано, что прокуратурой Конышевского района Курской области в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях района, выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере, а именно: в нарушение требований п. 4 ст. 3, п. 3 п. 7 ст. 2, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», п. «д» ст. 11, ст. 42 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г., вышеуказанное здание МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа» не оснащено системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Осуществление деятельности общеобразовательного учреждения при отсутствии системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. Непринятие, либо несвоевременное принятие мер по устранению вышеуказанных нарушений законодательства угрожает жизни и здоровью обучающихся и работников, состав которых периодически меняется, а также персонала и иных лиц, посещающих учреждение.
В судебном заседании прокурор Конышевского района Курской области Силаков Н.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям, и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа» Воронова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом. Согласно н6аправленной в суд телефонограммы, исковые требования признает, и просила рассмотреть дело без своего участия.
Представитель ответчика Администрации Конышевского района Курской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в адрес суда направил телефонограмму о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений относительно требований прокурора не имеет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора управление образования Администрации Конышевского района Курской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в адрес суда направил телефонограмму о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений относительно требований прокурора не имеет.
В силу ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии вышеуказанных участников процесса.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к основным принципам в сфере образования, помимо прочего, относится приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.
В соответствии с пп. 2, 7 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.201 2 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пп. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными - требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пп. 1, 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер его предупреждения.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания, сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 № 635/10, для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения террористической защищенности мест массового пребывания людей.
Согласно п. 22 Требований, в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
В силу п. 23 Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются, в том числе системой оповещения и управления эвакуацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно- технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с п. 21 Требований, минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).
Согласно п. 22 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия в том числе, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Конышевского района Курской области <дата> проверки соблюдения должностными лицами МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа» законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях, были выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере, а именно: в нарушение требований ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 3 п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», п. 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 № 635/10, п. 22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, вышеуказанное здание МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа» не оснащено системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1.11 Устава МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа» учредителем и собственником является муниципальное образование «Конышевский район» Курской области.
В силу п. 6.1 Устава финансовое обеспечение деятельности МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа» осуществляется в соответствии с законодательство Российской Федерации за счет бюджета муниципального образования «Конышевский район» Курской области.
Функции и полномочия Учредителя Учреждения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Курской области, уставом муниципального района «Конышевский район» Курской области осуществляет управление образования Администрации Конышевского района курской области.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией начальника управления образования Администрации Конышевского района Курской области, паспортом безопасности МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа», справкой прокурора Конышевского района Курской области о проверке исполнения требований федерального законодательства, Уставом МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа».
Оценивая все доказательства по делу, суд находит, что исковое заявление прокурора Конышевского района является обоснованным и подлежит удовлетворению, так как допущенные МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа» и Администрацией Конышевского района Курской области нарушения законодательства РФ не обеспечивают в полной мере исполнение требований действующего законодательства, осуществление деятельности общеобразовательного учреждения при отсутствии системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу; непринятие, либо несвоевременное принятие мер по устранению вышеуказанных нарушений законодательства угрожает жизни и здоровью обучающихся и работников, состав которых периодически меняется, а также персонала и иных лиц, посещающих учреждение.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом вышеизложенного, определяя срок для устранения указанных выше нарушений, суд, учитывая объем предстоящих работ, полагает возможным установить его заявленным прокурором в иске шести месяцам для администрации Конышевского района Курской области и трем месяцам для МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа», исчисляя указанный срок со дня вступления решения в законную силу, считая его разумным и достаточным для устранения допущенных нарушений действующего законодательства РФ в указанной части.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Конышевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию Конышевского района Курской области, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства, необходимые для оборудования здания МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа» системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа» в течение 3 месяцев с момента выделения учредителем денежных средств, выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности – оборудовать здание МКОУ «Машкинская основная общеобразовательная школа», системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Конышевский районный суд Курской области.
Судья (председательствующий): Н.В. Филипцев
Мотивированное решение изготовлено 06.06.2022 года.