61RS0047-01-2023-001097-82                                                Дело № 2-977/2023

                                                             РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Каменоломни                                         18 октября 2023 года

Октябрьский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Купченко Н.В., при секретаре Кулагиной Г.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения Администрации Октябрьского района Ростовской области к Украинскому А.С., о взыскании неосновательного обогащения,-

УСТАНОВИЛ:

УСЗН Администрации Октябрьского района Ростовской области обратилось в суд с иском к Украинскому А.С., о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование иска истец указал на те обстоятельства, что 23.05.2022 года Украинский А.С. обратился в УСЗН Администрации Октябрьского района Ростовской области с заявлением и документами об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 года № 174-ЗС (ред. от 28.02.2022 года, с изм. от 05.05.2022 года) "Об адресной социальной помощи в Ростовской области", Постановлением Правительства РО от 04.07.2013 года № 429 (ред. от 16.08.2021 года) "Об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта" (вместе с Положениями). В соответствии с представленными документами, истцом произведен расчет среднедушевого дохода, по результатам которого семья ответчика отнесена к категории: малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане. Среднедушевой доход члена семьи ответчика составил 9906 рублей 16 копеек, при этом, прожиточный минимум в целом по Ростовской области в расчете на душу населения составлял 11895 рублей. Согласно п. 10 заявления об оказании государственной социальной помощи от 23.05.2022 года, ответчик просил заключить с ним социальный контракт на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. Направлением предполагаемой деятельности по выходу из трудной жизненной ситуации: осуществление ИП (ремонт автомобиля, грузоперевозки).26.05.2022 года в соответствии с Постановлением Правительства РО от 04.07.2013 года № 429 (ред. от 16.08.2021 года) и решением комиссии по оказанию адресной социальной помощи ответчику была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта. Так, 26.05.2022    года между ответчиком и истцом был заключен социальный контракт со сроком действия с момента подписания до 28.02.2023 года. В соответствии с Постановлением Правительства РО от 04.07.2013 года № 429 (ред. от 16.08.2021 года) и п. 5.1 социального контракта, в июне 2022 года ответчику единовременно была выплачена сумма социального пособия в размере 250000 рублей, за которые, согласно п. 3.2.1. социального контракта, ответчик должен был отчитаться. На основании выписки из ЕГРИП от 16.05.2023 года установлено, что 22.08.2022 года межрайонной ИФНС №12 по Ростовской области внесена запись № 422619600889916 о прекращении физическим лицом Украинским А.С. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно абз. 9 п. 3.2.1. социального контракта от 26.05.2022 года, ответчик обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности, в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе. Истец 30.05.2023 года направил ответчику требование о возврате неосновательного обогащения в размере 250000 рублей. В сроки, установленные требованием, ответчик сумму неосновательного обогащения не возвратил. На основании изложенного, истец просил суд взыскать с Украинского А.С. в пользу федерального бюджета неосновательное обогащение в размере 250000 рублей.

Представитель истца УСЗН Администрации Октябрьского района Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Украинский А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд рассмотрел дело в отсутствии представителя истца и ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств, приходит к выводу о том, что исковые требования к Украинскому А.С., подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу положений ст. 8, ст. 307 Гражданского кодекса РФ, основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является, в том числе, договор.

Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации и, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (части 1, 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации (статья7Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Государственная социальная помощь, в том числена основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания либо через многофункциональный центр по заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 и 2 статьи8Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Судом установлено, что 23.05.2022 года Украинский А.С. обратился по месту регистрации в УСЗН Октябрьского района Ростовской области с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта. Направление социального контракта - денежная выплата единовременно гражданам для ведения предпринимательской деятельности.

Согласно заявлению, заключение социального контракта с Украинским А.С. направлено на развитие предпринимательской деятельности – ремонт автомобиля для осуществления грузоперевозок.

Решением о предоставлении государственной услуги от 26.05.2022 года, ответчику Украинскому А.С. была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности и заключен социальный контракт от 26.05.2022 года на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

УСЗН Октябрьского района Ростовской области условие по предоставлению социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты в размере 250000 рублей выполнило. Денежная сумма перечислена на счет № (ПАО Сбербанк), принадлежащий Украинскому А.С., указанный заявителем в заявлении о заключении социального контракта от 23.05.2022 года.

В соответствии со статьей 8.1. Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ (ред. от 11.06.2021 года) "О государственной социальной помощи", Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2021 г. № 536 "Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта", Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области", Постановлением Правительства Ростовской области от 4 июля 2013 год № 429 (с изменениями от 16.08.2021 г.) "Об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта", а также на основании личного заявления и представленного пакета документов с Украинским А.С. 26.05.2022 года был заключен социальный контракт и выплачена государственная социальная помощь в сумме 250000 рублей.

Согласно программе адаптации и представленного бизнес-плана Украинскому А.С. для осуществления предпринимательской деятельности и продвижения бизнеса по организации грузоперевозок заявителю необходимо приобрести колеса, отремонтировать ТИВД, перебрать ходовую часть тягача и прицепа. Сумма заявлена в размере 500000 рублей на период с 26.05.2022-28.02.2023г.

Пунктом 2.2.4 контракта прямо предусмотрена обязанность органа социальной защиты населения осуществлять ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных настоящим социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями настоящего социального контракта.

В соответствии с п.п. 3.2.1 социального контракта Украинский А.С. обязан: зарегистрироваться в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (встать на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход); осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в Орган социальной защиты населения; уведомить Орган социальной защиты населения о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение 3 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе).

Судом установлено, что обязанности по исполнению социального контракта ответчиком нарушены, поскольку 22.08.2022 года Украинский А.С. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается Выпиской из ЕГРИП от 16.05.2023 года.

Доказательств в подтверждение того факта, что Украинский А.С. возвратил денежные средства в размере 250000 рублей, суду не представлено.

Ввиду нарушения ответчиком условий социального контракта, истцом по адресу регистрации Украинского А.С. было направлено требование от 30.05.2023 года о возврате полученных денежных средств в размере 250000 рублей в добровольном порядке в установленный срок.

Согласно п. 2.2.4 социального контракта Орган социальной защиты населения обязан взыскать денежные средства, использованные заявителем не по целевому назначению, в случае неисполнения заявителем условий социального контракта.

При нарушения ответчиком условий социального контракта основания для получения денежных средств отпадают. При изложенных обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика денежных средств в размере 250000 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Таким образом, установив, что Украинский А.С. не исполнил свои обязательства по социальному контракту, в связи с чем, необоснованно и незаконно приобрел денежные средства из федерального бюджета в размере 250000 рублей, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Управления социальной защиты Администрации Октябрьского района Ростовской области к Украинскому А.С., о взыскании неосновательного обогащения, в полном объеме.

Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец при обращении в суд от уплаты госпошлины был освобожден, она подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в порядке ст. 103 ГПК РФ в размере 5700 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 250000 (░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5700 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25.10.2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-977/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
УСЗН Администрации Октябрьского района Ростовской области
Ответчики
Украинский Алексей Сергеевич
Другие
Новиков Сергей Владимирович
Суд
Октябрьский районный суд Ростовской области
Судья
Купченко Николай Викторович
Дело на сайте суда
oktyabrskys.ros.sudrf.ru
12.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2023Передача материалов судье
18.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2023Подготовка дела (собеседование)
02.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2023Судебное заседание
25.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2023Дело оформлено
18.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее