Дело № 2-51 /2024
УИД: 91RS0005-01-2023-000860-38
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 июля 2024 года г. Армянск Республика Крым
Армянский городской суд Республики Крым в составе председательствующего, судьи Феденевой Т.Н., при секретаре Чижовой Л.Э., с участием помощника прокурора г. Армянск Республики Крым Сапаровой Э.Г., представителя ответчика администрации г. Армянск Республики Крым, Жуковой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-51 /2024 по иску прокурора г. Армянск Республики Крым к Администрации <адрес> Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> Республики Крым обратился в Армянский городской суд Республики Крым с иском к Администрации <адрес> Республики Крым, с учетом уточнений, о возложении обязанности на ответчика, Администрацию <адрес> Республики Крым, установить освещение на пешеходном переходе, расположенном на расстоянии 30 метров от остановки общественного транспорта по <адрес> Республики Крым, в направлении <адрес> Республики Крым, с питанием от распределительных сетей или автономных источников, в соответствии с п.4.5.2.4 ФИО7 52766-2007. В обоснование иска указано, что обследованием улично-дорожной сети, в том числе вблизи общеобразовательных учреждений <адрес> Республики Крым, установлено, что на автомобильных дорогах не обеспечивается безопасность дорожного движения. На пешеходном переходе, расположенном вблизи <данные изъяты> № 6», отсутствует стационарное электрическое освещение. Прокуратурой <адрес> Республики Крым 28.04.2023г. в адрес главы Администрации <адрес> Республики Крым внесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, причин и условий им способствующих. Допущенные нарушения ответчиком не устранены, представление не удовлетворено.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО4 иск поддержала по обстоятельствам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал. В качестве объяснений сослался на письменные возражения, которые сводятся к тому, что представление прокуратуры <адрес> Республики Крым от 28.04.2023г. Администрацией <адрес> Республики Крым получено. В ответ на представление прокурору <адрес> Республики Крым сообщалось о наличии объективных причин при которых невозможно устранить допущенные нарушения. К таковым относятся не выполнение доходной части бюджета муниципального образования городской округ Армянск и дотационность местного бюджета, зависящего от финансирования из бюджета Республики Крым. Запланировано выполнение работ по обустройству дорог местного значения в несколько этапов за период 2023-2025 г.<адрес> в письмах от 26.07.2023г., 31.10.2023г., Администрация <адрес> Республики Крым сообщала о частичном устранении нарушений, указанных в представлении прокуратуры <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и обустройстве пешеходных переходов вблизи других общеобразовательных учреждений. На пешеходном переходе вблизи <данные изъяты> №» запланировано выполнить работы поэтапно в течение 2024-2025 г.<адрес> по содержанию дорог местного значения, в том числе строительства (ремонта) стационарного электрического освещения, приведения в соответствие с новыми национальными стандартами пешеходных переходов на территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, выполняются в рамках муниципальной программы «Развитие транспортно-дорожного комплекса муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым», утвержденной постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Финансирование мероприятий данной программы, в связи с дотационностью бюджета, осуществляется только из средств Муниципального дорожного фонда. В бюджете муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым отсутствуют денежные средства на обустройство указанного пешеходного перехода.
Представитель третьего лица, АО «Благоустройство», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие ходатайства не заявлял, об уважительности причин не явки суд не уведомил, возражений не представил.
Представители третьих лиц, ОМВД России по <адрес> Республики Крым, ОГАИ ОМВД России по <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о рассмотрении дела в их отсутствие ходатайств не заявляли, об уважительности причин не явки суд не уведомили, возражений не представили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей.
Выслушав помощника прокурора <адрес> Республики Крым, представителя ответчика, показания свидетеля, исследовав материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> Республики Крым проведена проверка исполнения Администрацией <адрес> Республики Крым законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при содержании автомобильных дорог местного значения. Обследованием улично-дорожной сети в г. <данные изъяты> МБОУ «Суворовская начальная школа - детский сад №», отсутствует стационарное электрическое освещение. Прокуратурой <адрес> Республики Крым 28.04.2023г. главе Администрации <адрес> Республики Крым внесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, причин и условий им способствующих (л.д. 5). Представление прокурора не удовлетворено, допущенные нарушения ответчиком не устранены, что подтверждается письмами заместителя главы Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 9, 10, 61, 62). Прокурор <адрес> Республики Крым обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц. Установленное судом обстоятельство об отсутствии освещения на пешеходном переходе и необходимости его установки подтверждается также письмом начальника отделения ОГИБДД ОМВД России по <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицами (л.д. 41-43). Представитель ответчика в подтверждение возражений ссылается на справку о дотационности местного бюджета на 2024 г. (л.д. 63). Акт выездного обследования № с фототаблицами пешеходного перехода (л.д. 65, 66-68) согласно которым освещение на пешеходном переходе отсутствует, но имеются другие конструктивные элементы, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Доводы представителя ответчика о намерениях Администрации <адрес> Республики Крым в период до 2025 г. обустроить пешеходный переход подтверждаются муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №. (л.д.91). Согласно Уставу муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, утвержденного решение 3 сессии Армянского городского совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, с последующими редакциями, к полномочиям Администрации <адрес> Республики Крым относится содержание дорог местного значения (ст.10 п.5 Устава л.д.11, 12).
По ходатайству представителя ответчика в судебном заседании допрошен свидетель ФИО5 пояснивший, что обустройство пешеходного перехода по указанному адресу возможно в совокупности с реконструкцией дороги местного значения. Освещение на пешеходном переходе действительно отсутствует. Освещение устанавливается в соответствии с гостами, должно отвечать определенным требованиям. Показания свидетеля суд оценивает как достоверные, так как свидетель предупреждался об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Показания свидетеля не противоречат обстоятельствам дела, другим представленным сторонами доказательствам.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст.6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично - дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии со ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, а также правила, стандарты и технические нормы обеспечения безопасности дорожного движения в области обустройства дорог техническими средствами организации дорожного движения и элементами обустройства, установлены «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст (далее - ФИО7 52766-2007).
В соответствии с п. 4.5.2.4. ФИО7 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). Бездействием ответчика в части не установления освещения (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) на пешеходном переходе нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа Армянск Республики Крым относится выполнение работ по надлежащему содержанию дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения.
Суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора <адрес> Республики Крым о возложении на ответчика обязанности установить освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) на пешеходном переходе в районе общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями ГОСТА.
Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств не является основанием для освобождения ответчика от выполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах местного значения.
Судом не установлено оснований для установления срока исполнения возложенных на ответчика обязанностей исходя из обстоятельств дела, характера спора.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым установить освещение на пешеходном переходе, расположенном на расстоянии 30 метров от остановки общественного транспорта по <адрес> Республики Крым в направлении <адрес> Республики Крым, с питанием от распределительных сетей или автономных источников, в соответствии с п.4.5.2.4 ФИО7 52766-2007.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Армянский городской суд Республики Крым.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.Н. Феденева.