Решение по делу № 2-1054/2024 от 25.06.2024

Дело № ххх

67RS0№ ххх-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                            25 октября 2024 года

Сафоновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Павловой О.О., при секретаре Панковой К.В., с участием помощника Сафоновского межрайонного прокурора Фроловой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Рыбковская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Сафоновский межрайонный прокурор в силу положений ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Рыбковская средняя общеобразовательная школа» <адрес> о понуждении к совершению действий. В обоснование требований указал, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании и о социальной защите прав инвалидов. В ходе проверки установлено, что в здании МБОУ «Рыбковская средняя общеобразовательная школа» <адрес> имеется 2 помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий, - актовый зал, рекреация первого этажа. В нарушение положений ст.ст.14,15 Федерального закона № 181-ФЗ, п.п. 2,15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ помещение рекреации первого этажа индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано. По выявленным нарушениям межрайонной прокуратурой дд.мм.гггг в адрес директора образовательного учреждения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения фактически не устранены. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами МБОУ «Рыбковская средняя общеобразовательная школа», влекут нарушение прав несовершеннолетних учащихся с ограниченными возможностями здоровья на доступность услуг в сфере образования, что является недопустимым. В связи с чем, истец просит суд обязать МБОУ «Рыбковскаясредняя общеобразовательная школа» <адрес> оборудовать помещение рекреации первого этажа, предназначенное для проведения массовых мероприятий в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, д. Рыбки, <адрес>, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Впоследствии заместитель Сафоновского межрайонного прокурора уточнил исковые требования и просил обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> незамедлительно по вступлению решения суда в законную силу обеспечить финансирование проведения в МБОУ «РыбковскаяСОШ» <адрес> мероприятий по оборудованию помещения актового зала, предназначенного для проведения массовых мероприятий в здании образовательного учреждения, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой); обязать МБОУ «Рыбковская СОШ» <адрес> в течение шести месяцев с момента осуществления администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> соответствующего финансирования оборудовать помещение актового зала, предназначенного для проведения массовых мероприятий в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, д. Рыбки, <адрес>, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой).

Определением от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования «<адрес>» <адрес>.

Определением от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по образованию Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>.

В судебном заседании помощник Сафоновского межрайонного прокурораФролова Е.М. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика МБОУ «Рыбковская средняя общеобразовательная школа» <адрес> в судебное заседание не явился, о времени, месте извещен надлежащим образом; от директора МБОУ «РыбковскаяСОШ» <адрес> поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Представитель ответчика - Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> Федькина Н.В. в судебном заседании иск не признала, поскольку бюджетом не предусмотрено финансирование мероприятий, связанных с оборудованием помещений индукционной системой. Указала, что в Рыбковской школе обучается всего 64 ученика, из них нет лиц с ограниченными возможностями. Для оснащения образовательного учреждения индукционной петлей необходимы денежные средства в размере около 52 840,00 руб.

Представитель комитета по образованию Администрации МО «<адрес>» <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом; представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

В связи с этим, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц на основании статьи 167 ГПК РФ.

Заслушав явившихся участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, социальное обеспечение относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от дд.мм.гггг N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с пунктами 1, 5, 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от дд.мм.гггг N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственнымзданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от дд.мм.гггг N 181 государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от дд.мм.гггг N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от дд.мм.гггг N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от дд.мм.гггг N 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно статье 14 Федерального закона от дд.мм.гггг N 181-ФЗ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 181 Приказом Минобрнауки России от дд.мм.гггг N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).

Согласно подпункту "г" пункта 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Как следует из материалов дела, Сафоновской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и о социальной защите прав инвалидов, в том числе, в МБОУ «Рыбковская СОШ» <адрес>.

В ходе указанной проверки установлено, чтов нарушение приведенного выше нормативного регулирования помещение рекреации первого этажа индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано.

В обеспечение устранения нарушений законности Сафоновским межрайонным прокурором в адрес директора МБОУ «Рыбковскаясредняя общеобразовательная школа» внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Согласно п. п. 3 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от дд.мм.гггг N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Как следует из пункта 1 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от дд.мм.гггг N 115, данный нормативно-правовой акт регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем, согласно пункту 1 Приказа Минобрнауки России от дд.мм.гггг N 1309, данный правовой акт устанавливает порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.

Таким образом, как следует из приведенных правовых норм, при рассмотрении вопроса об обеспечении прав инвалидов правовые положения Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от дд.мм.гггг N 115 носят общий характер, в то время как правовые нормы ПриказаМинобрнауки России от дд.мм.гггг N 1309 являются специальными, поскольку их действие направлено на непосредственное урегулирование вопросов по обеспечению деятельности инвалидов, в связи с чем данный правовой акт подлежит применению к настоящему спору.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований,поскольку выявленныенарушениявлекут несоблюдение прав несовершеннолетних учащихся с ограниченными возможностями здоровья на доступность услуг в сфере образования. Отсутствие в образовательном учреждении специального оборудования для инвалидов нарушает императивные требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

При этом, указанные нарушения подлежат устранению образовательным учреждением.Обязанность по финансированию оснащения МБОУ «РыбковскаяСОШ» индукционными петлями должна быть возложена на администрацию муниципального образования, как на орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности образовательного учреждения.

Доводы представителя Администрации о том, чтобюджетом не предусмотрено финансирование соответствующих мероприятий, не могут быть признанысостоятельными, поскольку в соответствии с приведенным законодательством данное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенной на него обязанности по финансированию указанных мероприятий.

Учитывая разъяснения, данные в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дд.мм.гггг № ххх «О судебном решении», принимая во внимание необходимость установления реальных сроков для исполнения решения в соответствии со ст.206 ГПК РФ, суд находит разумным и достаточным установить для Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>девятимесячный срок для исполнения решения суда, дляобразовательного учреждения – шесть месяцев с момента осуществления Администрацией муниципального образования соответствующего финансирования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требованияСафоновского межрайонного прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> (ИНН 6726003059) обеспечить финансирование проведения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Рыбковская СОШ» <адрес> мероприятий по оборудованию помещения рекреации первого этажа, предназначенного для проведения массовых мероприятий в здании образовательного учреждения, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) в течение девяти месяцев по вступлению решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Рыбковская СОШ» <адрес> (ИНН 6726008723) в течение шести месяцев с моментаосуществления Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> соответствующего финансирования оборудовать помещениерекреации первого этажа, предназначенного для проведения массовых мероприятий в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, д. Рыбки, <адрес>, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                   О.О. Павлова

(мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг)

2-1054/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сафоновский межрайонный прокурор Смоленской области
Ответчики
Рыбковская средняя общеобразовательная школа
АМО "Сафоновский район" Смоленской области
Суд
Сафоновский районный суд Смоленской области
Судья
Павлова Ольга Олеговна
Дело на сайте суда
safonovo.sml.sudrf.ru
25.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2024Передача материалов судье
27.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2024Подготовка дела (собеседование)
11.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2024Судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
11.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2024Судебное заседание
25.10.2024Судебное заседание
28.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее