Дело № 2а-1263/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Добраш Т.В.
при секретаре Вышловой О.В.
с участием административного истца Аббасова Р.М., представителя МВД России Жарких А.О., представителя УФСИН по Волгоградской области Старченковой Н.А., представителя Управления МВД России по г.Волжскому Маковой И.Н., представителя ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области Шуваевой А.А.
23 апреля 2018 года в г.Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Аббасов Р.М. к Министерству внутренних дел РФ, Министерству юстиции РФ, Управлению МВД России по г.Волжскому Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Рязанской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, ФКУЗ МСЧ-62 ФСИН России, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области об оспаривании действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Аббасов Р.М. в обоснование предъявленного административного иска с учетом уточнения указывает, что в период его содержания под стражей в Волжском отделе УФСКН по Волгоградской области, ИВС УВД г. Волжского Волгоградской области, ФКУ СИЗО-5 (ранее ФКУ ИЗ-34/5) УФСИН России по Волгоградской области и нахождения в местах лишения в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области в период с "."..г. по "."..г. были нарушены его права и законные интересы, причинен вред здоровью. Так, находясь в Волжском отделе УФСКН по Волгоградской области и ИВС УВД г. Волжского Волгоградской области, он не был обеспечен предметами первой необходимости и индивидуальной личной гигиены (туалетная бумага, мыло, зубная щетка, зубная паста и т.п.); в период этапирования для участия в следственных действиях он не обеспечивался питанием, в Волжском отделе УФСКН пища вообще не выдавалась, в ИВС только в обеденное время, если он там находился, мог сутками оставаться без еды; содержался в переполненных камерах вместе со всеми, несмотря на то, что он являлся бывшим сотрудником и должен содержаться отдельно. Этапировали его в металлическом шкафу размером примерно 50 см х 50 см, где он находился 1-2 часа, где было жарко и тяжело дышать, вместе со всеми осужденными и заключенными, которые высказывали в его адрес оскорбления из-за прошлой правоохранительной деятельности. Указывает, что камеры не соответствовали требованиям для содержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, так как не были благоустроены по бытовым условиям, а именно: окна в камерах отсутствовали, камеры не проветривались, вытяжка отсутствовала, также в камерах отсутствовали санузел, умывальник, спальное место, стол; санитарная обработка камер не проводилась, в камерах были тараканы и пауки; отсутствовала противопожарная сигнализация и прогулочные дворики; лечение, в том числе стоматологическое, также не оказывалось.
Находясь в ФКУ СИЗО-5 (ранее ФКУ ИЗ-34/5) УФСИН России по Волгоградской области предметы первой необходимости и индивидуальной личной гигиены (туалетная бумага, мыло, зубная щетка, зубная паста и т.п.) выдавались редко, бритвы были некачественные, мыло имело неприятный запах, после использования зубной пастой, которая выдавалась, болели зубы, зубная щетка вообще не выдавалась; одежда по сезону не выдавалась. Питание было однообразным, имело неприятный запах, полагает, что пищу готовили лица из числа осужденных женщин, без соответствующего образования и не имеющие санитарных книжек. Содержался длительное время в камере один, в камерах до июля 2011 года отсутствовала горячая вода, вытяжка и вентиляция; санитарная обработка камер не проводилась, в камерах были мыши, тараканы, комары; температурный режим в камере не соблюдался, зимой температура составляла 15 градусов тепла, летом более чем 40 градусов; туалет не был отделен от камерного помещения, в камере стоял неприятный запах. Отсутствовала возможность отправлять корреспонденцию без риска ее потери из-за отсутствия возможности фиксировать факт непосредственной передачи своих писем сотрудникам администрации для ее последующей отправки адресату. Стоматологическое лечение не оказывалось, также не оказывалось должное лечение, не выдавались таблетки от повышенного давления, в связи с его хроническим заболеванием. Продукты питания в магазине СИЗО продавались по завышенным ценам без выдачи товарных чеков.
Отбывая наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, административному истцу не выдавалась зимняя одежда (ботинки, теплые штаны, свитер нательное белье), зимняя куртка была тонкой и слабо грела в зимнее время года, летом одежда выдавалась из синтетических материалов, не пропускала воздух. Предметы личной гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста и т.п.) выдавались редко, бритвы были некачественные, мыло имело неприятный запах, после использования зубной пастой болели зубы. В общежитии, где он проживал, в спальном помещении размером примерно 27 на 10 кв.м. содержалось от 130 до 160 осужденных т.е. в среднем на одного осужденного приходилось около 1,68-2,07 кв.м.. Спальные кровати были неудобные, с металлической провисшей решеткой, тело провисало и начинала болеть спина. В спальном помещении отсутствовала вентиляция, в помещении было душно, присутствовал неприятный запах. Санитарная обработка помещений не проводилась, имелись клопы и тараканы, в летнее время мухи. Также указывает, что он содержался с осужденными, болеющими туберкулезом легких и ВИЧ-инфицированными. В общежитии отсутствовал туалет, был только самодельный писсуар, туалет находился на улице с постоянным неприятным запахом и насекомыми. Аналогичная ситуация состояла на рабочих участках, где трудились осужденные. Трудовое соглашение не заключалось, за работу насчитывалась маленькая заработная плата. Отсутствовала возможность должным образом отправлять почтовую корреспонденцию, которая нигде не регистрировалась, что создавало риск ее потери. Не имел возможность ознакомиться и получить сведения об имеющихся у него заболеваниях, медицинская помощь должным образом не оказывалась, лечение выглядело в виде приема таблеток (диклофенак, кетарол), стоматологическое лечение не проводилось.
В связи с вышеперечисленным, считает, что образовавшиеся у него в местах содержания под стражей и лишения свободы заболевания свидетельствуют о том, что он подвергался бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, в связи с чем, нарушены его права, свободы и законные интересы. Просит суд восстановить срок для обращения в суд за защитой нарушенного права; признать факт того, что подвергался бесчеловечному и унижающему достоинство обращению в период этапирования и его нахождения в Волжском отделе УФСКН по Волгоградской области, ИВС УВД г.Волжского Волгоградской области, ФКУ СИЗО-5 (ранее ФКУ ИЗ 34/5) УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Волгоградской области; что вред его здоровью причинен в результате бесчеловечного и унижающего достоинство обращения в местах содержания под стражей и отбывания наказания; в период нахождения в ФКУ не имел возможность направлять свою корреспонденцию без риска ее потери из-за отсутствия возможности фиксировать факт непосредственной передачи своих писем сотрудникам администрации для ее последующей отправки адресату; не была предоставлена возможность получить в отношении себя сведения о всех его заболеваниях в полном объеме; отсутствует возможность приобретать в магазинах товары на законных основаниях с выдачей кассовых чеков либо иного документа, подтверждающего факт приобретения товаров; подвергался принудительному труду, не выплачивался минимальный размер оплаты труда; действия (бездействие) ответчиков в связи с вышеперечисленным признать незаконными.
Административный истец Аббасов Р.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель МВД России Жарких А.О. в судебном заседании заявленные Аббасовым Р.М. требования не признала, доводы, изложенные в письменном возражении, поддержала, просила суд в их удовлетворении отказать, указав в обоснование возражений, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.
Представитель УФСИН России по Волгоградской области Старченкова Н.А. в судебном заседании заявленные Аббасовым Р.М. требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном возражении относительно административного иска.
Представитель Управления МВД России по г.Волжскому Макова И.Н. в судебном заседании заявленные Аббасовым Р.М. требования не признала, доводы, изложенные в письменном возражении, поддержала, просила суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области Шуваева А.А. в судебном заседании просила суд Аббасову Р.М. в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Представитель Министерства юстиции РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, в представленном отзыве просил суд в удовлетворении требований Аббасова Р.М. к Минюсту России отказать, поскольку является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель УФСИН России по Рязанской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, в представленном возражении на административное исковое заявление, просил суд в удовлетворении требований Аббасова Р.М. отказать, указывая, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, и отзыв на административное исковое заявление, в котором просил суд в иске Аббасову Р.М. отказать, указывая, что им пропущен срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Представитель ФКУЗ МСЧ-62 ФСИН России в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает поданное Аббасовым Р.М. административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 и ст. 53 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами при осуществлении уголовного судопроизводства.
Условия и порядок содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В силу ст. 1 Федерального закона от Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
На основании ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
На основании ст. 17 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях, также пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона N 103-ФЗ).
Из анализа ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ следует, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; предоставляется индивидуальное спальное место; бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Деятельность ИВС также регламентирована приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005 г. "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" (ред. от 18.10.2012 г.).
Пунктом 40 Правил внутреннего распорядка установлено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования, спальным местом постельными принадлежностями, столовой посудой и приборами, а также одеждой по сезону (при отсутствии собственной). Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
Индивидуальные средства гигиены (мыло: зубная щетка: зубная паста (зубной порошок) одноразовая бритва) выдаются по заявлению подозреваемого или обвиняемого при условии отсутствия необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (4 квадратных метра).
В судебном заседании установлено, что "."..г. Аббасов Р.М. был задержан по подозрению в совершении преступления, в период с "."..г. по "."..г., а также с "."..г. года по "."..г., находился под стражей, и для участия в следственных действиях и судебных разбирательствах неоднократно этапировался из ФКУ СИЗО-5 (ранее ФКУ ИЗ-34/5) УФСИН России по Волгоградской области в ИВС УВД г. Волжского, которое является структурным подразделением полиции Управления МВД России по г. Волжскому, что подтверждается книгами учета лиц содержащихся в ИВС за "."..г. год.
Содержание Аббасова P.M. в ИВС УВД г. Волжского осуществлялось с соблюдением нормы санитарной площади на одного человека.
Для организации питьевого режима задержанным в камерах установлены бачки с питьевой водой. Имеется душевая.
Также имеются договоры на проведение профилактической дезинфекционной (дезинсекционной, дератизационной) обработки помещений и белья на "."..г. год, заключенные с ООО «Городской Прачечный Комплекс», на "."..г. годы, заключеннные с ФГУЗ «Волжская городская дезинфекционная станция г. Волжский» и ООО «Комбинат коммунальных услуг».
С ИП ФИО на <...> годы, с ООО на <...> года были заключены государственные контракты на организацию комплексного питания для лиц, содержащихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых УВД по г. Волжскому.
В соответствии с п. 1 раздела 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной совместным приказом МВД России и Минздрава РФ №1115/№475 от 31.10.19991 в ИВСПО Управления МВД России по городу Волжскому имеется медицинский работник - фельдшер, который осуществляет контроль за выполнением государственно-эпидемиологических правил; проводит медицинский осмотр лиц, содержащихся в ИВСПО Управления МВД России по городу Волжскому, обеспечивает оказание скорой неотложной медицинской помощи медицинскими работниками учреждений здравоохранения.
В период содержания административного истца в ИВС какие-либо жалобы и замечания на условия содержания не поступали, в том числе на состояние здоровье, что подтверждается журналом №... «Учета предложений, заявлений и жалоб, подозреваемых и обвиняемых содержащихся в ИВСПО Управления МВД России по г. Волжскому».
Прокуратурой города Волжского в 2015 году проводилась проверка ИВС, согласно представлению прокуратуры №... от "."..г., в ИВС выявлены некоторые недостатки, но при этом установлено, что в ИВС Управления МВД России по г. Волжскому имеются централизованные водоснабжение (холодное и горячее), канализация, отопление. Вентиляция приточно-вытяжная с механическим побуждением в рабочем состоянии. Освещение естественное (частично в некоторых помещениях) и искусственное. В камерах естественное освещение отсутствует, инсоляция камер не предусмотрена в силу архитектурнопланировочного решения. Количество камер - 13, общей площадью 146 м.кв., лимит наполняемости - 36 человек. Имеется общий санитарный узел для лиц, содержащихся под стражей. Внутренняя отделка выдерживает влажностный режим помещения.
Организовать ежедневные прогулки для лиц, содержащихся в ИВСПО Управления МВД России по г. Волжскому не представлялось возможным по причине отсутствия прогулочного двора, в связи с чем, этапирование подозреваемых и обвиняемых осуществлялось каждый день утром и вечером.
В соответствии с требованиями Приказа МВД РФ № 950 от 22.11.2005 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД», Аббасов Р.М. содержался в камерах отдельно от других лиц, так как ранее проходил службу в органах внутренних дел МВД России, в том числе от лиц туберкулезно-больных.
Согласно положениям приказа МВД России от 07.03.2006 №140дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», подозреваемые и обвиняемые размещаются по камерам специального автомобиля с соблюдением требований их внутренней изоляции, так как Аббасов P.M., являлся бывшим сотрудником МВД России, то размещался в отдельной, одиночной камере в специальном автомобиле, для его собственной безопасности.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что административному истцу предоставлялось ежедневно питание, в соответствии с Правилами внутреннего распорядка, в потреблении воды не ограничивался, выдавались предметы первой необходимости и личной гигиены, если он в них нуждался; Аббасов P.M. был обеспечен индивидуальным спальным местом; поскольку являлся бывшим сотрудником МВД России, этапировался в отдельной, одиночной камере в специальном автомобиле.
В период содержания под стражей, находясь в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области (далее-СИЗО-5), Аббасову Р.М. ежемесячно, за счет государства, выдавались индивидуальные средства гигиены, о чем свидетельствует его роспись в получении комплекта в ведомостях выдачи индивидуальных средств гигиены.
Гигиенические пакеты для подозреваемых и обвиняемых поступали в учреждение, согласно централизованных поставок ФСИН России из ФКУ ЦБМТиВС УФСИН России по Волгоградской области с соответствующими сертификатами качества. Зубная щетка выдается только при отсутствии денежных средств на лицевом счете.
При этом, как усматривается из справок по учету личных денег и операций, совершаемых административным истцом по безналичному расчету, у него постоянно имелись личные денежные средства, на которые он мог приобрести средства личной гигиены, которые отвечали бы его вкусовым запросам.
Таким образом, доводы административного истца о том, что он, находясь в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области, не обеспечивался предметами индивидуальной личной гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста и т.п.), в копиях ведомостей на выдачу ему индивидуальных средств гигиены подпись от его имени выполнена не им, являются несостоятельными.
В следственных изоляторах одеждой по сезону подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются при отсутствии собственной. С заявлениями об обеспечении одеждой по сезону Аббасов P.M. в администрацию СИЗО-5 не обращался.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 205 от 11.04.2005 утверждены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время.
Как усматривается из представленных документов, приготовление пищи для СИЗО-5 осуществлялось в пищеблоке ФК ИК-28 УФСИН России по Волгоградской области осужденными женщинами, прошедшими обучение и имеющими медицинские книжки. Все продукты питания, используемые в СИЗО-5 для приготовления пищи спецконтингента, поступали централизованно из ФКУ ЦБМТиВС УФСИН России по Волгоградской области и имели сертификаты качества на продукцию.
Содержание Аббасова P.M. в СИЗО-5 осуществлялось с соблюдением нормы санитарной площади на одного человека.
Камеры оборудованы в соответствии с приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512, в камерах естественная вентиляция, в окнах имеются форточки для возможности проветривания.
До 2011 года в камерах отсутствовала горячая вода, в связи с тем, что не было предусмотрено проектом.
Судом установлено, что в камерах, в которых содержался в указанный период административный истец, имелся санузел, у санузла имеется перегородка, кран с водопроводной водой.
Санузлы до 2011 года были отгорожены от остального пространства камер на высоту 1.5 м, согласно приказу Минюста РФ от 14.10.2005 №189 камеры оборудуются напольными чашами (унитазами). В 2011 году по указанию УФСИН России по Волгоградской области, с целью создания приватности при оправлении естественных надобностей, санузлы были отгорожены перегородками до потолка.
В 2013 году в эксплуатацию был запущен режимный корпус №4, в камерах имеется приточно-вытяжная вентиляция, установлены пластиковые окна, имеется горячая и холодная вода, что подтверждается копией технического паспорта.
Данное обстоятельство Аббасовым Р.М. в судебном заседании не отрицалось.
Ежегодно в камерах проводились дезинсекция и дератизация режимных корпусов специализированной организацией, в случаях обнаружения, дополнительно своими силами, проводили дезинсекцию и дератизацию. Договоры на проведения дезинсекции и дератизации камер за 2010-2011гг. уничтожены, что подтверждается актами уничтожения.
Как следует из актов выполненных работ от "."..г. и "."..г. дезинсекция и дератизация камер в 2015-2016гг. проводилась специализированной организацией ООО «Сивар».
Согласно положениям ст. 32 Федерального закона РФ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 названного закона, отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся, в том числе: «лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовом регулированию в сфере внутренних дел».
Поскольку Аббасов Р.М. в период содержания в СИЗО-5 относился к категории «бывший сотрудник правоохранительных органов», содержался в камере один.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205, получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем и телеграмм без их ограничения производится только через администрацию исправительного учреждения.
Учет корреспонденции лиц, содержащихся в СИЗО, осуществляется в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 16.08.2006 № 264-дсп «Об утверждении Инструкции по цензуре корреспонденции подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах уголовно - исполнительной системы, и осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно -исполнительной системы».
Согласно приказу, в СИЗО-5 организован прием корреспонденции заключенных в следующем порядке: в каждом корпусе размещен почтовый ящик, в который заключенные при выводе на ежедневную прогулку опускают корреспонденцию. Ежедневно цензор производит выемку корреспонденции и регистрирует поступившие письма в журнале учета исходящей корреспонденции.
Заявления, жалобы и иные обращения в государственные и иные учреждения и организации передаются лично сотруднику отдела специального учета, который направляет обращение заключенного за сопроводительным письмом СИЗО-5 адресату, исходящий номер которого сообщается заявителю.
Согласно представленному журналу регистрации исходящей корреспонденции, за период содержания под стражей в СИЗО-5, корреспонденции, направленной Аббасовым Р.М. не зарегистрировано. С жалобами на утерю или не направление адресату сотрудниками учреждения писем и иной корреспонденции заявителя, Аббасов P.M. не обращался.
В связи с отсутствием в штатном расписании медицинской части или здравпункта, медицинское обеспечение СИЗО-5 осуществляется силами федерального казенного учреждения «Медико-санитарная часть № 34 Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» (ФКУЗ МСЧ - 34 ФСИН России), а именно его структурным подразделением Медицинской частью № 8.
Медицинская помощь лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005.
Все врачи МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России имеют соответствующие дипломы и сертификаты, дающие право заниматься медицинской деятельностью. В штатном расписании МЧ-8 присутствует также должность врача-стоматолога.
Аббасов Р.М. обращался за медицинской помощью в 2011 и 2015 году, медицинская помощь оказывалась ему в полной мере. При этом, за стоматологической помощью за весь период содержания под стражей заявитель не обращался.
Доводы Аббасова Р.М. о том, что продукты питания в магазине СИЗО-5 продавались некачественные и по завышенным ценам, без выдачи товарных чеков, суд считает несостоятельными, поскольку доказательств обращения административного истца к администрации учреждения с жалобами на качество приобретенных им продуктов питания и товаров в материалах дела не содержится.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, материалы дела не содержат.
Объективных данных, свидетельствующих о нарушении прав и свобод Аббасова Р.М. при организации режима содержания под стражей в ИВС Управления МВД России по г. Волжскому, в ФКУ СИЗО-5 г. Ленинска, а также совершения действий, причинивших нравственные страдания, в том числе приведших к ухудшению здоровья, в материалах дела не имеется.
В период с "."..г. по "."..г. Аббасов Р.М. отбывал наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области. Проживал в общежитие №..., площадью 497кв.м., где имеется санузел площадью 41кв.м., в котором оборудовано 18 умывальников, 3 душевые, ванна для ног. В локальном участке находится туалет, который рассчитан на одновременное посещение 10 осужденных. Отопление общежития осуществляется централизованно газовой котельной.
Согласно справке начальника ОКБИХО ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области от "."..г., осужденный Аббасов Р.М. по прибытию в учреждение был обеспечен индивидуальным спальным местом, табуретом и одной тумбочкой на 2-х человек, пастельным бельём, одеждой по сезону с соблюдением установленных сроков носки в соответствие с приказом МЮ № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы».
Питание и материально-бытовое обеспечение осужденного Аббасова P.M. в ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Рязанской области осуществлялось в полном объёме по всем нормам довольствующихся согласно Приказа ФСИН России № 696 от 02.09.2016 года «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы», Приказа МЮ от 26.02.2016г. № 48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов другими, при организации питания осужденных к лишению свободы».
Продукты питания, инвентарь и вещевое имущество поступает централизованно с базы ФКУ ЖКУ УФСИН России по Рязанской области. Заведующая складом осуществляет прием ТМЦ, не допускает порчу или несоблюдение сроков годности.
Приготовление продуктов питания осуществляется поварами прошедшими обучение и медицинский осмотр. Закладка продуктов в котел осуществляется в присутствии оперативного дежурного, согласно котлового ордера. Качество приготовленной пищи, санитарное состояние столовой, и инвентаря проверяются ежедневно и неоднократно медицинским работником, о чём делается отметка в Книге учета контроля за качеством приготовления пищи и санитарном журнале. Ежедневно изымаются пробы пищи. Весь процесс приготовления контролируется заведующей столовой. Лимит наполнения столовой 126 человек, которые полностью обеспечиваются посудой для каждых блюд отдельно.
Жилые, столовые и коммунальные помещения ежедневно подвергаются уборке с применением дезинфицирующих средств.
Банно-прачечный комбинат состоит из помещения прачки душевых комнат, постирочной, парикмахерской и цеха по ремонту обуви и одежды. Прачка – помещения, где осуществляется стирка, дезинфекция; сушка и проглаживание белья спецконтингента. Еженедельно осуществляется приём грязного белья и выдача чистого. Согласно графику работы бани, осуществляется поотрядная помывка осужденных, которая происходит в душевых комнатах, где оборудовано горячее и холодное водоснабжение. Ежедневно работает парикмахерская.
Ежемесячно осужденным выдаются предметы личной гигиены. Мыло хозяйственное и мужские гигиенические наборы. В случае необходимости выдачи дополнительных средств личной гигиены осужденные обеспечиваются после написания заявления в адрес начальника исправительного учреждения.
За время отбывания наказания в ФКУ ИК-3 осужденный с заявлениями о дополнительном обеспечении предметами личной гигиены не обращался.
Указанное подтверждается документами, находящимися в материалах дела.
Как следует из медицинской справки от "."..г. начальника филиала МЧ № 4 ФКУЗ МСЧ-62 ФСИН России, Аббасов Р.М. наблюдался врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, психиатром, дерматологом, неврологом, фтизиатром, отоларингологом, зубным врачом. Получал необходимое лечение. В период с "."..г. по "."..г. находился на обследовании и лечении в терапевтическом отделении больницы ФКУЗ МСЧ-62. Обследован, получал лечение, выписан в удовлетворительном состоянии.
Также Аббасов Р.М. направлял почтовую корреспонденцию, которая регистрировалась в электронном документообороте, что подтверждается справкой ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области от "."..г..
В соответствии со ст. 103 УИК РФ Аббасов P.M. был назначен на должность швей-моторист швейного участка №... со сдельной оплатой труда с "."..г. на основании приказа №...-ос от "."..г.; уволен - "."..г.. За период трудоустройства норму выработки не выполнял. Оплата труда производилась за фактически выполненный объем работ в соответствии с закрытыми нарядами. Личная подпись о количестве выполненных работ и начисленной заработной плате в нарядах и лицевой карточке имеется. Выход осужденных на оплачиваемые работы осуществляется на основании ежедневной разнарядки на вывод осужденных на работу в производственно-хозяйственные объекты производственной зоны ФКУ ИК-3, утвержденной начальником учреждения. Осужденный Аббасов Р.М. работал на швейной спецмашине (петля-пуговка) выполнял операции по обработке петель, пришиванию пуговиц. На данном рабочем месте проводилась специальная оценка условий труда "."..г. экспертной организацией ООО «ЭСГ Охрана труда». Оценивались по вредным факторам: шум, вибрация общая, вибрация локальная, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, световая среда, тяжесть трудового процесса. Итоговый класс условий труда - 2, что соответствует допустимым. Выдача бесплатной спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты для данного рабочего места не предусмотрена, так как оно не является вредным или опасным, или связанным с загрязнением, или связанного с работами, выполняемыми в особых температурных условиях.
Иных доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, административным истцом не представлено.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что административными ответчиками ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, ФКУЗ МСЧ-62 ФСИН России не было допущено незаконного бездействия либо действий, не соответствующих действующему законодательству.
Оценив в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что нарушений прав и свобод административного истца действиями административных ответчиков Управления МВД России по г.Волжскому, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, ФКУЗ МСЧ-62 ФСИН России, не установлено. Факты бесчеловечного и унижающего достоинство обращения в период содержания Аббасова Р.М. под стражей, в результате которых причинен вред его здоровью, в действиях административных ответчиков отсутствуют, в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашли.
Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Рязанской области являются ненадлежащими административными ответчиками по данному административному делу, в связи с чем, Аббасову Р.М. в удовлетворении заявленных требований к указанным административным ответчикам необходимо отказать.
При таких обстоятельствах, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных Аббасовым Р.М. требований в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено в судебном заседании, Аббасов Р.М. освободился из мест лишения свободы "."..г..
Из пояснений административного истца в судебном заседании следует, что находясь в местах лишения свободы, он не имел возможности обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Настоящий административный иск поступил в суд "."..г..
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок обращения Аббасовым Р.М. в суд с настоящим административным иском подлежит восстановлению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Аббасов Р.М. восстановить срок для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Аббасов Р.М. в удовлетворении административных исковых требований к Министерству внутренних дел РФ, Министерству юстиции РФ, Управлению МВД России по г.Волжскому Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Рязанской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, ФКУЗ МСЧ-62 ФСИН России, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области о признании фактов того, что подвергался бесчеловечному и унижающему достоинство обращению в период этапирования и нахождения в Волжском отделе УФСКН по Волгоградской области, ИВС УВД г.Волжского Волгоградской области, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области; что вред здоровью заявителя причинен в результате бесчеловечного и унижающего достоинство обращения в местах содержания под стражей и отбывания наказания; в период нахождения в ФКУ не имел возможность направлять свою корреспонденцию без риска ее потери из-за отсутствия возможности фиксировать факт непосредственной передачи своих писем сотрудникам администрации для ее последующей отправки адресату; не была предоставлен возможность получить в отношении себя сведения о всех его заболеваниях в полном объеме; отсутствует возможность приобретать в магазинах товары на законных основаниях с выдачей кассовых чеков либо иного документа, подтверждающего факт приобретения товаров; подвергался принудительному труду, не выплачивался минимальный размер оплаты труда; действия (бездействие) в связи с вышеперечисленным признать незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В.Добраш
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 28 апреля 2018 года.
Судья Т.В.Добраш