Судья Никулин М.О. № 33а-2438/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А.,
судей Пристром И.Г., Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 20 мая 2019 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО ГО "Ухта" Варнаковой А.В. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 31 января 2019 года, которым
оставлены без удовлетворения требования администрации МО ГО "Ухта" об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, принятого 17 января 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухта УФССП России по Республике Коми Балыкиной Юлией Юрьевной по исполнительному производству <Номер обезличен>.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация муниципального образования городского округа "Ухта" обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП по Республике Коми от 17 января 2019 года о взыскании исполнительского сбора, вынесенного по исполнительному производству <Номер обезличен>. Требования мотивированы тем, что при вынесении постановления судебным приставом-исполнителем не приняты во внимание уважительные причины, препятствующие исполнению решения суда, то, что процедура приобретения жилых помещений в соответствии с законом требует значительных временных затрат, не учтено отсутствие у администрации финансовой возможности исполнить решение суда ввиду недостаточности финансирования за счёт средств республиканского бюджета, при том, что Г.. состоит в списке ..., которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда под номером <Номер обезличен>
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования.
Представитель УФССП России по Республике Коми не согласился с заявленными требованиями.
Оставшиеся административные ответчики, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участия в нем не принимали.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца не согласна с решением и просит его отменить, удовлетворить заявленные требования об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с администрации МО ГО "Ухта" исполнительского сбора, ссылаясь на доводы аналогичные положенным в обоснование заявленных требований, а именно, на отсутствие должного финансирования со стороны республиканского бюджета, только в пределах предоставленных субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, на то, что процедура приобретения жилья занимает длительный период времени.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьёй 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного решения суда.
В соответствии со статьёй 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряжённым с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришёл к выводу, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства об исполнительном производстве и прав должника не нарушает.
Статьёй 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств, уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ... суда от <Дата обезличена> по делу <Номер обезличен> на администрацию МО ГО "Ухта" возложена обязанность по предоставлению Г.. жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, пригодного для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи ... человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления МО ГО "Ухта" на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в переделах территории МО ГО "Ухта".
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте от <Дата обезличена> на основании исполнительного листа <Номер обезличен>, выданного во исполнение указанного решения, возбуждено исполнительное производство, в котором установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена администрацией МО ГО "Ухта" <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда в 7-дневный срок и представлении в ОСП по г. Ухта подтверждающих исполнение документов.
Письмом от <Дата обезличена> в адрес ОСП по г. Ухте администрация МО ГО "Ухта" сообщила, о невозможности исполнения решения суда до обеспечения жильём лиц, в отношении которых исполнительные производства возбуждены ранее.
В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, и непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, <Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации МО ГО "Ухта" исполнительского сбора в размере 50000 руб., которое получено должников <Дата обезличена>.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь вышеприведёнными нормами законодательства и исходя из установленных обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении должником решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, при отсутствии доказательств в подтверждение уважительности причин нарушения данного срока в связи с непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении той заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения, пришёл к обоснованному выводу о законности применения судебным приставом-исполнителем в отношении должника предусмотренной законом штрафной санкции в виде взыскания исполнительского сбора при отсутствии оснований для освобождения от его взыскания.
Указанный вывод суда первой инстанции основан на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения и установленных по делу обстоятельствах, оснований для отмены решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется в силу следующего.
Юридически значимым обстоятельством для взыскания исполнительского сбора является факт неисполнения требований исполнительного производства в срок для их добровольного исполнения. Неисполнение решения суда на указанную дату не оспаривалось ответчиком, доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств суду представлено не было, информация от <Дата обезличена>, представленная судебному приставу-исполнителю в ответ на требование, таких обстоятельств не содержит, как не содержит и сведений о мерах принятых должником для исполнения требований исполнительного документа, что свидетельствует о наличии у судебного пристава-исполнителя правовых оснований для взыскания исполнительского сбора. Таким образом, судебный пристав-исполнитель, установив, что должником в установленный для добровольного исполнения срок требование о взыскании денежных средств не исполнено, в соответствии с вышеприведенными положениями вынес постановление о взыскании исполнительного сбора.
При этом отсутствие должного финансирования, дефицит местного бюджета не могут быть признаны судом в качестве уважительной причины неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, поскольку исполнение решения суда не может ставиться в зависимость от подобных обстоятельств. Данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора при неисполнении его уплаты в установленный срок, а лишь могут являться основанием для отсрочки исполнения решения суда по заявлению должника, однако данной возможностью должник не воспользовался, за предоставлением отсрочки исполнения решения суда не обращался.
При этом судебная коллегия принимает во внимание следующее.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определённый срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации путём предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учётом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В соответствии со статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
Пунктом ... статьи ... Закона Республики Коми от 21 декабря 2015 года № 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" определено, что государственными полномочиями по обеспечению ..., жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьёй 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьёй 8 Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "...", наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.
Согласно статье 7 указанного закона финансирование расходов по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий производится за счёт средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление государственных полномочий. Распределение субвенций соответствующим местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий реализуется в части государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Методикой расчёта размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми", согласно приложению ... к названному Закону.
В соответствии с Методикой (введена Законом Республики Коми от 28 декабря 2015 года № 140-РЗ) объём субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения ..., жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
Размер субвенции определяется по формуле исходя из численности ..., которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, у которых право на получение жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда возникло и не реализовано по состоянию на ... года, предшествующего планируемому, а также граждан, включённых в список, у которых право на получение жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда возникнет в текущем финансовом году в соответствующем муниципальном районе, делённых на численность таких граждан по всей Республике Коми и умноженных на общий объём субвенций, предусмотренных в республиканском бюджете.
На основании статьи 10 Закона Республики Коми от 25 декабря № 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём (жилыми помещениями) граждан осуществляется путём предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счёт средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
Законом Республики Коми от 7 декабря 2017 года № 85-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" муниципальному образованию городской округ "Ухта" предусмотрено выделение на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения ..., жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, ... рублей (таблица <Номер обезличен> приложения ...).
В соответствии с приложением ... к Государственной программе Республики Коми "Социальная защита населения", утверждённой постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года № 412, предоставление субвенций из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных районов (городских округов) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения ... жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на основании соглашений о предоставлении субвенций, заключённых между Министерством и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), в соответствии с распределением, утверждённым Законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год и плановый период.
<Дата обезличена> между администрацией муниципального образования городского округа "Ухта" и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми заключено Соглашение <Номер обезличен> о предоставлении бюджету муниципального образования городского округа "Ухта" субвенций на обеспечение ..., жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в дальнейшем <Дата обезличена> было заключено новое Соглашение, по условиям которого общий размер субвенций, предусматриваемых в бюджете муниципального образования городского округа "Ухта" на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется Субвенция, составляет в ... года ... рублей.
Поскольку постановлением Главы МО ГО "Ухта" <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Г.. включён в список ..., которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного найма, исходя из Методики расчёта размера субвенции финансирование государственных полномочий в рамках исполнения названного решения должно было осуществляться уже в ... финансовом году, так как в силу вышеизложенного размер субвенции из республиканского бюджета Республики Коми на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения ..., жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, на ... год должен был определяться с учётом права Г. на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, а также обязанности такого обеспечения со стороны администрации муниципального образования городского округа "Ухта".
На выделенные субвенции Администрацией МО ГО "Ухта" приобретено ... квартир, которые были предоставлены лицам, в отношении которых ранее были вынесены судебные решения, в порядке очередности исходя из даты вынесения решения.
Исходя из указанных обстоятельств, принимая во внимание, что Г.. состоит в Списке ..., которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда под № <Номер обезличен> обеспечение его за счёт выделенных средств субвенций было невозможно.
Каких-либо иных возможностей для обеспечения Администрацией МО ГО "Ухта" Гаращука И.Н. жилым помещением в ходе рассмотрения дела не установлено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Администрации МО Г "Ухта", в связи с чем, она подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора.
Ссылка на длительность процедуры приобретения жилых помещений не является основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку каких-либо конкретных мер, направленных на исполнение решения суда, должником не предпринималось.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 31 января 2019 года оставить без изменения.
Освободить администрацию муниципального образования городского округа "Ухта" от взыскания исполнительского сбора, к уплате которого она обязана в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП по Республике Коми от 17 января 2019 года.
Председательствующий:
Судьи: