Решение по делу № 2-71/2016 (2-4344/2015;) от 05.10.2015

Дело № 2-71/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 10 февраля 2016 года

Октябрьский районный суд города Кирова в составе:

судьи Костицыной О.М.,

при секретаре Пономаревой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремовой Е.В. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании убытков,

У С Т А Н О В И Л :

    Ефремова Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за жилье, отопление, использование электроэнергии. В обоснование иска указала, что с 1997 по настоящее время она работает <данные изъяты>, в настоящее время в <данные изъяты> войсковой части 46194. С 1989 она зарегистрирована и проживает в пос. Первомайский Кировской области. До 01.01.2005 она пользовалась льготой по оплате жилья с отоплением и освещением на основании ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1. С 01.01.2005 льгота не предоставляется. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012- 2014 медицинских и фармацевтических работников, работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» определена денежная компенсация по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1 200 руб. Данная выплата является фиксированной и не покрывает ее расходы, связанные с оплатой отопления, жилья и освещения, в связи с чем она несет существенные убытки. За период с 01.08.2012 по 31.08.2015 ей уплачено за жилое помещение и коммунальные услуги <данные изъяты>., из них компенсировано по месту работу – <данные изъяты> Просила взыскать с Министерства финансов Российской Федерации убытки по оплате жилого помещения и коммунальные услуги в размере <данные изъяты>., расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>

    

    Определением от 16.12.2015 путем занесения в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской республике и Кировской области», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена войсковая часть 46194 (л.д. 76-78).

    Определением от 26.01.2016 путем занесения в протокол судебного заседания произведена замена ненадлежащего соответчика ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской республике и Кировской области» надлежащим ФГКУ « 426 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации в г. Самара (л.д. 100-102).

    Истец Ефремова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, полагает, что имеет право на льготы по оплате за жилое помещение, отопление и освещение, поскольку, являясь медицинским работником, работает и проживает в сельской местности, и до 01.01.2005 пользовалось данным правом. За период с 01.08.2012 по 31.08.2015 ей уплачено за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе газ, <данные изъяты>., из которых компенсировано по месту работы <данные изъяты>.), больше компенсация даже частичная ей не выплачивается, по месту работы льгота не предоставляется, выплачиваемые премии на основании приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 (за добросовестное исполнение должностных обязанностей) и по приказу Министра обороны № 555 (фонд экономии денежных средств) не является компенсацией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а являются мерами стимулирующего характера, выплачиваются непостоянно в размере на усмотрение работодателя. Просит взыскать понесенные убытки в размере <данные изъяты>. и расходы по госпошлине в размере <данные изъяты>. с надлежащего ответчика по делу.

    Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Югрина К.Д. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в письменных пояснениях на исковое заявление (л.д. 73-74), указала, что поскольку истец является медицинским работником военного госпиталя войсковой части 46194, то есть ведомственного учреждения, то вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, должны решаться Министерством обороны Российской Федерации, Минфину России действующим законодательством не предоставлено право устанавливать для гражданского персонала воинских частей льготы и компенсации. Таким образом, считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство обороны Российской Федерации, в иске к Минфину России просит отказать. В случае удовлетворения исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации просит принять во внимание представленный контррасчет исковых требований в связи с тем, что право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением означает освобождение от оплаты за отопление, электроэнергию, пользование жилым помещением, однако правовых оснований для взыскания убытков по оплате услуг за содержание жилья, текущий ремонт, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и газоснабжение не имеется. Также просит применить срок исковой давности, учитывая, что истец просит взыскать убытки за период с 01.08.2012, в то время как обратилась в суд 05.10.2015.

    

    Ответчик Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело без их участия, направили возражения на исковое заявление (л.д. 88- 91), в которых указали, что истец состоит в трудовых отношениях с командиром войсковой части 46194, не являющейся юридическим лицом, не относящейся к федеральному государственному учреждению, не имеющей лицензии на оказание медицинских услуг, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Кроме того, ЗАТО Первомайский, а котором проживает истец, не является сельской местностью и согласно Уставу ЗАТО Первомайский имеет правовой статус городского округа. Просят в удовлетворении иска к Министерству обороны Российской Федерации отказать в полном объеме.

    Соответчик ФГКУ « 426 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации в г. Самара в судебное заседание не явились, извещены. Ходатайство об отложении рассмотрения дела для подготовки мотивированного отзыва на исковое заявление определение от 10.02.2016 оставлено без удовлетворения.

    Третье лицо войсковая часть 46194 в судебное заседание не явились, извещены, представили письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что право установления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки гражданам, относящимся к категории гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации, предоставлено Правительству Российской Федерации, которое, действуя в пределах предоставленных полномочий, на период с 01.01.2012 по 31.12.2014 установило медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельской местности, состоящими в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях в качестве меры социальной поддержки ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещение в размере 1200 руб. на основании постановления № 839 от 17.10.2011. Таким образом, де    йствующее правовое регулирование само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан независимо от способа и объема мер социальной поддержки. Кроме того, гражданский персонал воинских частей, в частности медицинские работники, регулярно получает от Министерства обороны РФ поддержку в виде дополнительного материального стимулирования, которое, в свою очередь, вполне покрывает называемые истцом «убытки» и может являться компенсирующими выплатами. Просят в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 96-98).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что истец Ефремова Е.В. с 09.07.1997 по 30.09.2013 работала <данные изъяты> в войсковой части 41464, с 01.10.2013 по настоящее время работает <данные изъяты> в войсковой части 46194 (9 отдельный медицинский батальон), что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 14- 18).

С 1989 она зарегистрирована и проживает в пос. Первомайский Кировской области, что подтверждается копией паспорта (л.д. 12-13), справкой с места жительства о зарегистрированных и проживающих лицах (л.д. 38).

До 1 января 2005 истец пользовалась мерами социальной поддержки в виде жилищно-коммунальных льгот, предоставляемых воинской частью, выделявшихся на указанные цели Министерству обороны Российской Федерации из средств федерального бюджета.

Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением суда от 17.12.2010 (л.д. 32-34).

За период с 01.08.2012 по 31.08.2015 Ефремовой Е.В. уплачено за счет своих средств за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе газ, <данные изъяты>., что подтверждается выписками из лицевого счета (л.д. 19, 20-21, 24-25, 26, 27-28, 29-31, 54, 55, 58, 59), бухгалтерской справкой (л.д. 22-23, 56).

В соответствии со справкой войсковой части 46194 от 18.09.2015 № 749 за период с 01.08.2012 по 30.09.2013 Ефремовой Е.В. выплачена ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере <данные изъяты>. на общую сумму <данные изъяты>. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012 – 2014 медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» (л.д. 36), с 01.10.2013 по 14.09.2015 ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере <данные изъяты> она не получала (л.д. 37).

На учете в КОГКУ «УСЗН в Юрьянском районе» Ефремова Е.В. не состоит, мерами социальной поддержки не пользуется (л.д. 35).

Истец просит взыскать понесенные ей убытки в виде разницы между уплаченными денежными средствами в спорный период и частично компенсированными по месту работы в размере 122 630 руб. 00 коп. с надлежащего ответчика по делу.

Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.

Статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

С 1 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам военных госпиталей, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы.

Одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частью четвертой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 1 января 2005 года.

Данный вывод в полной мере распространяется на медицинских работников, которые проживают в сельской местности и работают в лазаретах (госпиталях) воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, оказывающих военнослужащим медицинскую помощь аналогичного характера.

Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников военных госпиталей Минобороны Российской Федерации, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 года N 2 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2006 года N 711) "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала", Правительством Российской Федерации предоставлено только Министерству обороны Российской Федерации в пределах выделенных средств, право устанавливать для гражданского персонала воинских частей льготы и компенсации применительно к размерам, предусмотренным для аналогичных категорий работников бюджетных предприятий, учреждений и организаций в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, на территориях которых дислоцируются воинские части.

Как установлено в судебном заседании, войсковая часть 46194 (9 отдельный медицинский батальон), где в настоящее время трудится истец, имеет ведомственную подчиненность (л.д. 39), в связи с чем вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, должны решаться Министерством обороны Российской Федерации, в то время как в данном случае Министерству финансов Российской Федерации действующим законодательством не предоставлено право устанавливать гражданскому персоналу воинских частей какие-либо льготы и непосредственно осуществлять данной категории лиц выплаты компенсационного характера.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство обороны Российской Федерации, поскольку именно этим министерством истцу до 01.01.2005 предоставлялись льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением как медицинскому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.

Согласно представленному расчету от 30.09.2015 истцом за период с 01.08.2012 по 31.08.2015 оплачена денежная сумма в размере <данные изъяты>.: в том числе, за наем жилого помещения – <данные изъяты>., за содержание жилья – <данные изъяты>., за текущий ремонт – <данные изъяты>., за горячее водоснабжение – <данные изъяты>., за холодное водоснабжение – <данные изъяты> за водоотведение – <данные изъяты>., за отопление <данные изъяты> за энергоснабжение –<данные изъяты>., за газоснабжение – <данные изъяты>

За спорный период истцу выплачена денежная компенсация в размере <данные изъяты>

Таким образом, невозмещенная разница составила <данные изъяты>

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части возмещения платы за содержание жилья. Кроме того, субъектам РФ не предоставлено право устанавливать ограничения или уменьшение объема мер социальной поддержки указанным категориям граждан.

Таким образом, сумма расходов истца по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.08.2012 по 31.08.2015 подлежит взысканию с Министерства обороны Российской Федерации в размере 122 630, 00 руб., без изъятий.

Доводы Министерства обороны Российской Федерации о том, что истец работает в учреждении, не относящемся к федеральному государственному учреждению, судом не принимаются во внимание, поскольку согласно справке войсковой части 46194 от 23.07.2015 (л.д. 39) войсковая часть 46194 включена в состав 8 ракетной дивизии, является обособленным подразделением юридического лица – федерального государственного казенного учреждения «354 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, указанный довод заслуживал бы внимания в случае заявления истцом требований о взыскании ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012 – 2014 медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях», в данном же конкретном случае речь идет о компенсации льгот, предусмотренных ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей, которые лицо имело и которыми пользовалось до 01.01.2005.

Доводы Министерства обороны Российской Федерации о том, что ЗАТО Первомайский является территорией муниципального образования со статусом городского округа существенного значения для разрешения данного спора не имеют, поскольку право на компенсацию у истца возникло до 01.01.2005, предыдущее правовое регулирование предусматривало право на получение указанной компенсации врачами, провизорами, работниками со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа.

Ссылка третьего лица войсковой части 46194 о том, что истец имеет право на получение социальной поддержки в виде частичной компенсации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 839, а также получает от Министерства обороны Российской Федерации поддержку в виде дополнительного материального стимулирования, которое, в свою очередь, вполне покрывает называемые истцом «убытки» и может являться компенсирующими выплатами, не свидетельствует об отсутствии у истца права на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, установленном законодательством до 01.01.2005, поскольку установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 839 компенсация медицинским и фармацевтическим работникам в качестве меры социальной поддержки ежемесячная выплата по оплате жилых помещения, отопления и освещения в размере 1 200 руб. не предполагает отмену или снижения объема социальных прав, приобретенных истцом как медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа до 01.01.2005, кроме того, с октября 2013 указанная выплата истцу не производится; денежные средства, выплачиваемые истцу по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, являются дополнительными выплатами (премиями) по результатам службы (работы), то есть мерами дополнительного материального стимулирования, выплачиваемыми из экономии бюджетных средств, и не являются компенсацией за по оплате жилого помещения и ЖКУ.

При таких обстоятельствах исковые требования Ефремовой Е.В. являются законными и обоснованными.

Вместе с тем, представителем ответчика Министерства финансов Российской Федерации заявлено о применении срока исковой давности.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.

В силу положений статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Частью 1 статьи 200 ГК РФ предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Как установлено в судебном заседании, истец обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании убытков за период с 01.08.2012 по 31.08.2015 в сумме <данные изъяты>. только 05.10.2015, что подтверждается входящим штампом на исковом заявлении (л.д. 3).

Ходатайств о восстановлении срока исковой давности от истца не поступало.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ефремовой Е.В. о взыскании убытков по оплате жилого помещения и коммунальные услуги подлежат удовлетворению частично в пределах срока исковой давности, а именно за период с октября 2012 по 31.08.2015 в размере <данные изъяты>, в удовлетворении остальной части иска следует отказать в связи с пропуском срока для защиты права по иску.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Ефремовой Е.В. подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме <данные изъяты>. пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, так как данные расходы подтверждены документально (л.д. 10-11).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ефремовой Е.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Ефремовой Е.В. убытки в размере <данные изъяты>., в остальной части иска отказать.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Ефремовой Е.В. госпошлину в размере <данные изъяты>.

В иске Ефремовой Е.В. к Министерству финансов Российской Федерации, ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании убытков отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение одного месяца с момента изготовления его в окончательной форме – 15.02.2016.

Судья                                    О.М. Костицына

2-71/2016 (2-4344/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ефремова Е.В.
Ответчики
Министерство обороны России
Министерство финансов России в лице УФК по Кировской области
ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской обл
Другие
ФКУ 426 ВГ Минобороны России гор. Самара
войсковая часть 46194
Суд
Октябрьский районный суд г. Кирова
Дело на сайте суда
oktyabrsky.kir.sudrf.ru
05.10.2015Передача материалов судье
05.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2015Судебное заседание
26.01.2016Судебное заседание
10.02.2016Судебное заседание
15.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2016Дело оформлено
10.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее