Дело № 2-7438/2024
УИД 03RS0017-01-2024-004369-15
Категория 2.219
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2024 года г.Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Шагиевой З.Х., при секретаре Хуснутдиновой А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабибуллина Т.Н, к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Росприроднадзор), Южно-Уральскому Управлению Росприроднадзора, АО «БСК», АО «Сибайский Горно-Обогатительный Комбинат» об обязании провести государственные экологические экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Хабибуллина Т.Н, обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Росприроднадзор), Южно-Уральскому Управлению Росприроднадзора, АО «БСК», АО «Сибайский Горно-Обогатительный Комбинат» об обязании провести государственные экологические экспертизы.
В обоснование заявленных требований указала, что в результате мониторинга информации представленной Башкирским Управлением по гидрометереологии и мониторингу окружающей среду за последние пять лет (ДД.ММ.ГГГГ) качество воды в створе реки Белая ниже г. Стерлитамак, где расположен АО «БСК» указывает на превышении в несколько раз ПДК по сбросам хлорида аниона в створе реки Белая ниже г. Стерлитамак, что присуще сбросам АО «БСК». Согласно мнению доктора химических наук Сафаров М.Г. по теме использования альтернативных технологий для АО «БСК», исключающих использование реки Белая для сброса промышленных стоков, считает экологически обоснованным перенаправить производственные стоки с АО «БСК» по трубопроводу в Сибайский карьер, где ученые рекомендуют его затоплять, в том числе щелочной водой.
Таким образом, истец обратилась в суд, полагая, что ее права нарушены в связи, с чем просит обязать ответчиков провести государственную экспертизу на предмет перекачки и хранения дистиллированной жидкости Белых морей, принадлежащих АО «БСК» в Сибайский карьер, принадлежащий АО «Сибайский Горно-Обогатительный Комбинат» и обязать АО «Сибайский Горно-Обогатительный Комбинат», АО «БСК» подать заявление в Росприроднадзор.
Истец Хабибуллина Т.Н, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика АО «БСК» Береснева О.В. на судебном заседании с иском не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика АО «Сибайский Горно-Обогатительный Комбинат» Габитов Т.Р. на судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что истец необоснованно вмешивается в деятельность комбината. Карьер законсервирован временно, в последующем планируются возобновление работ по добыче полезных ископаемых, в связи, с чем полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представители ответчиков - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Росприроднадзор), Южно-Уральское Управление Росприроднадзора о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлены отзывы на исковое заявление.
Третьи лица - о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, на судебное заседание не явились.
Суд, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон извещенных о дате и времени рассмотрения дела.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п. 1 ст. 34 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона № 7-ФЗ под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п.1 ст. 16 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Судом установлено, что решением Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №00 водный объект р. Белая (в ГО г. Стерлитамак) предоставлен АО «БСК» в пользование с целью сброса сточных вод при совместном водопользовании, допустимый объем сброса сточных вод установлен в 28 567, 17 кв. м. для выпуска №, 6496,46 кв.м. для выпуска №, 2 154 кв.м. для выпуска №, срок пользования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № водный объект р. Белая (в ГО г. Стерлитамак) предоставлен АО «БСК» в пользование с целью сброса сточных вод при совместном водопользовании, допустимый объем сброса сточных вод установлен в 49 765, 364 кв.м., срок водопользования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № водный объект р. Белая (в Стерлитамакском районе) предоставлен АО «БСК» в пользование с целью сброса сточных вод при совместном водопользовании, допустимый объем сброса сточных вод установлен в 28 008, 163 кв.м., срок водопользования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение требований ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», карьер Сибайского медно-колчеданного месторождения идентифицирован АО «Сибайский ГОК» в качестве опасного производственного IV класса опасности. Указанный объект зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов.
В период с ноября 2018 года, в связи с выявлением очагов самоокисления содержащихся медно-цинковых руд на северном и южных бортах Карьера Сибайского медно-колчеданного месторождения, АО «Сибайский ГОК» разработал проектную документацию «Консервация выработок ОПО «Сибайский подземный рудник для локализации окислительных процессов в Сибайском карьере», которой предусматривается проведение мокрой консервации подземных горных выработок Сибайского подземного рудника, а также чаши Сибайского карьера за счет естественного водопритока.
Мокрая консервация (подтопление) осуществляется поэтапно (4 этапа) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. После завершения консервационных работ проект предусматривает расконсервацию подземных горных выработок (до ДД.ММ.ГГГГ), с последующим возобновлением работ по добыче полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды предусмотрено проведение экологической экспертизы, порядок проведения которой установлен Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон № 174-ФЗ).
Государственная экологическая экспертиза (далее - экологическая экспертиза, экспертиза) носит заявительный характер, организуется уполномоченным государственным органом исполнительной власти на основании Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", проводится на платной основе за счет соответствующего бюджета при условии внесения заказчиком документации, подлежащей экспертизе, сбора, рассчитанного в соответствии со сметой расходов на проведение экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, и является государственной услугой.
Согласно положениям Закона № 174-ФЗ экспертиза проводится экспертной комиссией, в состав которой включаются внештатные эксперты, а именно специалисты, обладающие научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченные по согласованию с ними к проведению экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии посредством заключения договора (контракта) по конкретным объектам в сроки и процедуры, установленные законодательством в области экологической экспертизы на основании правового акта об утверждении состава экспертной комиссии органа исполнительной власти в области экологической экспертизы.
Затраты, включаемые в смету расходов на проведение экспертизы, установлены федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, определяются по каждому объекту экспертизы и складываются из основных и накладных расходов.
Мнение истца о том, что загрязняющие вещества должны быть транспортированы АО «БСК» в Сибайский карьер, и Сибайский карьер должен быть использован как резервуар для хранения дистиллированной жидкости от АО «БСК» является несостоятельным, поскольку в соответствии с проектной документацией, размещение каких-либо продуктов отходов производства или сточных вод в чаше Сибайского карьера не предусмотрено.
Кроме того, АО «Сибайский ГОК» имеет действующую лицензию на обработку Сибайского медно-колчеданного месторождения (срок действия до 31.12.2030г.). После выполнения мероприятий, предусмотренных в проектной документации «Консервация выработок ОПО «Сибайский подземный рудник для локализации окислительных процессов в Сибайском карьере» ответчик АО «Сибайский ГОК» вправе возобновить работы.
Принимая во внимание вышеуказанное суд не находит оснований для удовлетворения требования истца об обязании производства экологической экспертизы.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Хабибуллина Т.Н, к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Росприроднадзор), Южно-Уральскому Управлению Росприроднадзора, АО «БСК», АО «Сибайский Горно-Обогатительный Комбинат» об обязании провести государственные экологические экспертизы – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд.
Дата изготовления мотивированного решения суда – 30.10.2024 г.
Судья З.Х. Шагиева