Егорлыкский районный суд
Ростовская область
Дело № 2- 205 /2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2016г.
ст. Егорлыкская Ростовская область
Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Поповой О.М.
С участием:
Прокурора – помощника прокурора Егорлыкского района Ростовской области Сивашовой Е.В.
Представителя ответчика- МБДОУ детский сад « Ромашка»- Рвачевой Н.Ю.
Представителя 3-го лица РОО- Кулешова В.А.
Представителя 3-го лица УСЗН Администрации Егорлыкского района – Истоминой Г.М.
При секретаре Степанян С.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад №1 « Ромашка», Администрации Егорлыкского района Ростовской области о возложении обязанности создания условий инвалидам, использующим кресла-коляски, для беспрепятственного доступа в здание детского сада, а именно: установить пандус и перила, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Отдел образования Администрации Егорлыкского района Ростовской области, УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области,
Установил:
Прокурор Егорлыкского района Ростовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБДОУ детский сад №1 « Ромашка» ( далее по тексту- МБДОУ детский сад « Ромашка») о возложении обязанности создания условий инвалидам, использующим кресла-коляски, для беспрепятственного доступа в здание детского сада, а именно: установить пандус и перила.
В обоснование иска указывалось на то, что прокуратурой Егорлыкского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям) на территории Егорлыкского района. Согласно акту проверки центральный вход в здание МБДОУ детский сад « Ромашка», расположенного по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом и перилами для осуществления беспрепятственного доступа в здание инвалидов, использующих кресла-коляски. Поэтому прокурор ссылаясь на требования ст. 15 ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» просил суд обязать МБДОУ детский сад « Ромашка» создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: ул<адрес>, установить пандус и перила.
Определением Егорлыкского райсуда Ростовской области от 31 марта 2016г. в качестве соответчика привлечена Администрация Егорлыкского района Ростовской области (л.д.34).
В судебном заседании прокурор Сивашова Е.В., ссылаясь на основания указанные в иске, просила суд обязать МБДОУ детский сад « Ромашка», Администрацию Егорлыкского района создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: <адрес> ( кадастровый номер №), установить пандус и перила.
Представитель МБДОУ детский сад « Ромашка» Рвачева Н.Ю., исковые требования признала, подав письменное заявление. Суду пояснила, что в центральном задании детского сада отсутствуют пандусы и перила. Однако в настоящее время начаты работы по их возведению, которые планирую закончить до конца мая 2016г. Данное здание находится в оперативном управлении у детского сада, оно является муниципальной собственностью Егорлыкского района.
Представитель Администрации Егорлыкского района в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д.79), об уважительности причин неявки суд не извести и не просил рассматривать дело без его участия, Дело рассмотрено без него в силу ст. 167 ГПК РФ.
Представители третьих лиц : отдела образования Администрации Егорлыкского района - Кулешов В.А. и УСЗН Егорлыкского района- Истомина Г.М.. суду пояснили, что считают исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, оценив все в совокупности, суд приходит к следующим выводам:
Как следует из материалов дела и установлено судом, МБДОУ детский сад №1 « Ромашка» является юридическим лицом (л.д. 5,12-31). В оперативном управлении МБДОУ детский сад №1 « Ромашка» находится административное здание, площадью 535 кв. м ( кадастровый номер № и здание площадью 385, 4 кв.м. ( кадастровый номер №), расположенные по адресу: <адрес>
Согласно п. 1.8 Устава МБДОУ детский сад №1 « Ромашка», учредителем и собственником имущества данной организации является муниципальное образование " Егорлыкский район", в лице Администрации Егорлыкского района (л.д.13).
В силу п.1.6 Устава МБДОУ детский сад №1 « Ромашка», тип образовательной организации: дошкольная образовательная организация. (л.д.13).
Согласно п.1.10 Устава МБДОУ детский сад №1 « Ромашка», функции и полномочия собственника в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом МО « Егорлыкский район» осуществляет Администрация Егорлыкского района, именуемый в дальнейшем « Собственник» (л.д.14).
В силу п. 5.13 Устава МБДОУ детский сад №1 « Ромашка» при осуществлении права оперативного управления имуществом организация обязана осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного имущества. (л.д.29).
Прокуратурой Егорлыкского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части создания условий инвалидам, в ходе которой выявлено следующее нарушение действующего законодательства: вход в центральное административное здание детского сада не оборудован пандусами и перилами для осуществления беспрепятственного доступа в здание инвалидов, использующих кресла-коляски (л.д. 3-4). Однако с дополнительного входа в данное здание имеется пандус шириной 1,7 м., который не соответствует всем требованиям СНИП 35-01-2001. Это обстоятельство подтверждается объяснениями представителя МБДОУ и техническим паспортом здания (л.д.59-73).
Возможность установления пандуса в центральное здание детского сада, являющегося собственностью Администрации Егорлыкского района и переданного в оперативное управление МБДОУ детский сад « Ромашка», подтверждена проведенным актом обследования здания от ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой района с участием главного специалиста по территориальному развитию и информационным системам обеспечения градостроительной деятельности Администрации Егорлыкского района ФИО12 специалистом по градостроительным регламентам и зонированию Администрации Егорлыкского района ФИО13 (л.д.46).
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст. 9 Конвенции ООН о правах инвалидов государства, подписавшие данную Конвенцию, в том числе и РФ, обязались принимать надлежащие меры в целях обеспечения доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, информации, связи. Такие меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, которые мешают доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важных задач Государственной программы РФ « Доступная среда» на 2011-2020г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015г. №1297.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 вышеназванного закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов и перил. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденном Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что наличие в здании как минимум одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения с поверхности земли, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий, а также наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Указанная правовая позиция изложена Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 13 мая 2010 года N 689-О-О.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Факт невыполнения ответчиками указанных нормативно-правовых актов по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии с установленными нормами и правилами не оспаривался представителями ответчиков.
Поскольку вышеназванное здание детского сада не оборудовано специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения, что не соответствует требованиям ст. 15 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Своду правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", то суд признает подлежащим устранению указанное нарушение, а заявленные прокурором требования законными и обоснованными. В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
С учетом требований ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок на выполнения ответчиками обязанности по установлению пандусов и перил в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку в силу п. 9 ст. 333.36 НК РФ прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, то суд в силу 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ взыскивает с ответчика МБДОУ детский сад ( не освобожденного от уплаты госпошлины) госпошлину в доход районного бюджета в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад №1 « Ромашка», Администрации Егорлыкского района Ростовской области о возложении обязанности создания условий инвалидам, использующим кресла-коляски, для беспрепятственного доступа в здание детского сада удовлетворить.
Обязать МБДОУ детский сад №1 « Ромашка», Администрацию Егорлыкского района Ростовской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам, использующим кресла-коляски, в здание детского сада, расположенное по адресу : <адрес> ( кадастровый номер №), а именно: установить пандусы и перила в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 « Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с МБДОУ детский сад №1 « Ромашка» госпошлину в доход МО « Егорлыкский район» в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский райсуд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2016г.
Судья