Решение по делу № 33-3291/2020 от 04.08.2020

Судья Фефилова О.В.                                                                        Дело № 33-3291/2020

                                                                                                УИД RS0029-01-2019-000259-02

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего          Глуховой И.Л.,

судей                                          Гулящих А.В., Рогозина А.А.,

при секретаре                            Шкляевой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 02 сентября 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе ВГЛ на решение Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от 25 мая 2020 года, которым

в удовлетворении исковых требований ВГЛ к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о снятии возражений о местоположении границ земельного участка отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики МСА, полагавшего жалобу необоснованной, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ВГЛ обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» (далее - Администрации МО «<данные изъяты>») о снятии возражений относительно местоположения границ земельного участка. В обоснование указал, что он является собственником земельной доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> Администрация МО «<данные изъяты>» также является собственником 106 земельных долей в данном земельном участке площадью 686,88 га. По решению группы собственников, в том числе, истца, о выделе принадлежащим им земельных долей в указанном земельном участке кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» ШЭА был изготовлен проект межевания земельного участка, которым определено местоположение предполагаемого к выделу в счет земельных долей , площадью 213,84 га, и ДД.ММ.ГГГГ. в газете «<данные изъяты>»      () было опубликовано извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка с указанием адреса ознакомления с проектом межевания и направления обоснованных претензий и возражений относительно размера и местоположения выделяемых земельных участков в течение 30 дней со дня опубликования данного извещения. ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком были направлены возражения относительно местоположения границ образуемого при выделе земельных долей участка, в которых Администрация МО «<данные изъяты>» указала, что согласно проекту межевания границы формируемых земельных участков проходят не по границам полей, а вырезаны из его середины, имеются вклинивания, чересполосица, вкрапливание, а также имеется изломанность оставшегося земельного участка, а также в случае выдела земельных участков в спорных местах будут созданы неудобства для проезда на другие, используемые по договорам аренды земельные участки, что противоречит земельному законодательству. Также в возражениях Администрация МО «<данные изъяты>» указала на незаконное образование предполагаемого к выделу земельного участка на землях лесного фонда. Полагая возражения ответчика необоснованными и нарушающими его право на выдел своей доли из находящихся в общей собственности земель сельскохозяйственного назначения, истец просил признать необоснованными и снять возражения Администрации МО «<данные изъяты>» на проект межевания земельных участков, изготовленного ДД.ММ.ГГГГ. кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» ШЭА, в связи с образованием в счет выдела земельных долей земельного участка площадью 213,84 га, расположенного по адресу: УР, <адрес>, на территории СПК «<данные изъяты>».

Определениями суда от 30.07.2019г., от 20.08.2019г. судом к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены кадастровый инженер ШЭА, Управление Росреестра по Удмуртской Республике, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Минприроды УР) и ГКУ УР «<данные изъяты> лесничество».

В судебном заседании представитель истца КОН данные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Ссылалась на необоснованность возражений ответчика относительно местоположения границ выделяемого в счет земельных долей участка, указывая, что данный участок выделяется за счет земель коллективно-долевой собственности СПК «<данные изъяты>», его образование не противоречит закону и каких-либо прав иных участников долевой собственности не нарушает. Также ссылалась на отсутствие доказательств образования данного земельного участка за счет земель лесного фонда.

Представитель Администрации МО «<данные изъяты>» ВИЕ исковые требования не признал, ссылаясь на обоснованность своих возражений относительно местоположения границ выделяемого в счет земельных долей участка ввиду наложения его на земли лесного фонда, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.

Представитель Управления Росреестра по Удмуртской Республике ВЮС и представитель Минприроды УР РПИ исковые требования полагали необоснованными, указывая, что фактически в счет земельных долей выделяется участок, относящийся к землям лесного фонда, что противоречит закону.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие кадастрового инженера ШЭА, представителя ГКУ УР «<данные изъяты> лесничество», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ВГЛ просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его иска. Считает, что представленные в материалы дела документы подтверждают образование выделяемого земельного участка из земель коллективно-долевой собственности СПК «<данные изъяты>» с кадастровым , относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, а не за счет земель лесного фонда. Считает, что принадлежность образуемого при выделе земельных долей спорного участка к определенной категории земель следует определять по сведениям ЕГРН, а не по сведениям государственного лесного реестра, как участок категории земель сельскохозяйственного назначения. Полагает, что нахождение испрашиваемого земельного участка частично в зоне лесного участка не является препятствием для установления местоположения его границ, учитывая, что спорный участок сформирован и предоставлен до 2016 года, границы земельного участка с кадастровым сформировались более 15 лет назад и не изменялись.

          Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность решения суда первой инстанции в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.

В соответствии с п.2 ст.252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

          Из материалов дела следует, что ВГЛ является собственником земельной доли в размере 6,48 га в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер участка разрешенное использование: сельскохозяйственное производств, общей площадью 45768079 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством на право собственности на землю <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., выданным на основании постановления Администрации Юкаменского района от ДД.ММ.ГГГГ .

           Муниципальному образованию «<данные изъяты>» принадлежат 106 земельных долей в праве общей собственности на данный земельный участок с кадастровым , общей площадью указанной доли 686,88 га, что подтверждено выпиской из ЕГРН.

        Согласно п.3 ст.11.5 ЗК РФ особенности выдела земельного участка в счёт земельных долей устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон N 101-ФЗ).

Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения установлен ст.13 названного Федерального закона.

Согласно п.2 ст.13 Федерального закона N 101-ФЗ земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном п.п.4 - 6 ст.13 Федерального закона № 101-ФЗ.

В силу п.3 ст.13 Федерального закона N 101-ФЗ образование земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности осуществляется в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона N 101-ФЗ, если решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счёт земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

         Из дела следует, что общим собранием всех участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым решение об утверждении проекта межевания земельных участков в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона N 101-ФЗ не принималось.

        Истец ВГЛ совместно с иными участниками общей собственности (всего 33 человека), имея намерение произвести выдел своих земельных долей ввиду отсутствия решения общего собрания всех участников об утверждении проекта межевания земельных участков правомерно использовали второй способ выдела земельного участка (без собрания участников общей долевой собственности), обратившись к кадастровому инженеру с целью проведения кадастровых работ по подготовке проекта межевания границ, выделяемого ими земельного участка в счет принадлежащих им земельных долей.

             В рамках процедуры выдела земельного участка в счет земельных долей указанных лиц общей площадью 213,84 га из находящегося в общей собственности земельного участка с кадастровым по заявке представителя собственников земельных долей КОН кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» ШЭА ДД.ММ.ГГГГ. подготовлен проект межевания выделяемого земельного участка.

             В силу п.5 ст.13.1 Федерального закона N 101-ФЗ проект межевания земельного участка при втором способе выдела земельного участка утверждается решением собственника земельной доли или земельных долей. Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (п.9 ст.13.1 Федерального закона N 101-ФЗ).

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (п.10 ст.13.1 Федерального закона N 101-ФЗ).

Как следует из материалов дела, извещение о согласовании проекта межевания от ДД.ММ.ГГГГ. выделяемого в счет земельных долей истца и иных участников земельного участка площадью 213,84 га опубликовано в газете «<данные изъяты>» () от ДД.ММ.ГГГГ. с указанием адреса ознакомления с проектом межевания и направления возражений относительно размера и местоположения выделяемых земельных участков в течение 30 дней со дня опубликования данного извещения. Форма и содержание извещения соответствуют требованиям п. 8 ст. 13.1 Федерального закона N 101-ФЗ.

Согласно п.12 ст.13.1 Федерального закона N 101-ФЗ в случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

         Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка (п.14 ст.13.1 данного Федерального закона).

На опубликованное ДД.ММ.ГГГГ. извещение о согласовании проекта межевания Администрация МО «<данные изъяты>» как участник общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым направила ДД.ММ.ГГГГ. кадастровому инженеру и в Управление Росреестра по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ. свои возражения относительно местоположения границ выделяемого участка, которые мотивированы тем, что в нарушение предусмотренных в ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам согласно проекту межевания границы формируемых земельных участков проходят не по границам полей, а вырезаны из его середины, имеются вклинивания, чересполосица, вкрапливание, а также имеется изломанность оставшегося земельного участка, а также в случае выдела земельных участков в спорных местах будут созданы неудобства для проезда на другие, используемые по договорам аренды земельные участки. Также в возражениях Администрация МО «<данные изъяты>» указала на незаконное образование предполагаемого к выделу земельного участка на землях лесного фонда.

В силу п.15 ст.13.1 Федерального закона N 101-ФЗ споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.

           Наличие возражений ответчика относительно местоположения границ выделяемого в счет земельных долей земельного участка явилось поводом обращения ВГЛ в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд, установив, что образуемый в результате выдела земельных долей истца и других лиц многоконтурный земельный участок образован за счет земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, признал возражения Администрации МО «<данные изъяты>» относительно местоположения выделяемого в счет земельных долей участка обоснованными, и в удовлетворении исковых требований ВГЛ отказал.

         Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и права, соответствуют фактическим обстоятельства дела и подтверждены исследованными доказательствами.

В соответствии с п.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В ст. 7 ЗК РФ среди категорий земель по их целевому назначению указаны, в том числе, земли лесного фонда.

В силу п.п.1, 6 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Статья 6 ЛК РФ предусматривает, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

             Согласно ст.6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли (ч.1). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (ч.4).

            Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).

В силу ч. 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В статье 67 ЛК РФ закреплено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 68 ЛК РФ определено содержание лесоустройства, которое включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ч.1). В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов. 4. Используемые при проведении лесоустройства способы и методы, включая методы дистанционного зондирования, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, предусмотренной частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса (ч.3).

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

         В силу ст. 4.3 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 201-ФЗ) право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 4.2 названного Федерального закона лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

          В соответствии с ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона N 201-ФЗ вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.

         Согласно п.2 ст.15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (пп.2 п.5 ст.27 ЗК РФ).

           Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу кому-либо лесных участков из состава земель лесного фонда до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке. При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч.3 ст.6 ЛК РФ). Согласно ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

             Таким образом право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления процедуры государственной регистрации такого права, и при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок может быть отнесен к государственному лесному фонду по материалам лесоустройства.

           Из материалов дела следует, что право собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, кадастровый (или условный) общей площадью 27552 га, по адресу: <адрес> было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. на основании п.1 ст.8 ЛК РФ от 04.12.2006г. № 200-ФЗ, о чем выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации права от (л.д. 228 оборот, т.1). Сведения об этом земельном участке внесены в кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера лесному участку .

            На данный лесной участок имеются материалы лесоустройства - таксационные описания, планы лесонасаждений, планшеты, проект организации и ведения лесного хозяйства, его лесоустройство было проведено в 1993-1994г.г. Северо-западным государственным лесоустроительным предприятием.

           Как установил суд, согласно Лесному кодексу РФ от 29.01.1997 №22-ФЗ, Положению об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.12.1997 №1601, Положению о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №224, и Постановлению Правительства УР от 06.07.1998 №585 участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельхозорганизаций Юкаменского района, в том числе и участки лесного фонда колхоза «<данные изъяты>», на основании их заявлений были переданы по актам приема в состав лесного фонда Юкаменского лесхоза Министерства лесного хозяйства УР. Впоследующем Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 585 от 06.07.1998г. «О предоставлении сельскохозяйственным организациям Удмуртской Республики участков лесного фонда в безвозмездное пользование» сельскохозяйственным организациям Удмуртской Республики были предоставлены в безвозмездное пользование сроком на 49 лет участки лесного фонда на общей площади 411942 га, ранее находившиеся в их владении. При этом из Приложения №23 к данному постановлению следует, что в Юкаменском районе в безвозмездное пользование ТОО «<данные изъяты>» был предоставлен участок лесного фонда площадью 1005 га. С вступлением в силу с 2007 года Лесного кодекса РФ леса данного сельского лесхоза вошли в состав государственного лесного фонда Юкаменского лесничества Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики на основании Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 28.05.2007 №476-р «О создании лесничеств», приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 26.06.2007 №258 «Об определении количества лесничеств на территории Удмуртской Республики и установлении их границ», приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 22.10.2007 №260 «О формировании территориальных единиц управления - лесничеств».

Согласно Приказа Министерства лесного хозяйства УР от ДД.ММ.ГГГГ кварталам 1-6 находившихся в пользовании совхоза «<данные изъяты>» лесов установлена нумерация – кварталы 1, 2, 4,11, 23, 24 Юкаменского сельского лесхоза, включаемых в границы созданного Юкаменского лесничества (л.д.122, т.1). В соответствии с Приказом Рослесхоза от 17.10.2008 года №315 «Об определении количества лесничеств на территории УР и установлении их границ» создано Юкаменское лесничество, в состав которого вошли участки лесного фонда Юкаменского сельского лесхоза.

В государственном лесном реестре содержатся сведения о землях лесного фонда в кварталах 1-179 ГУ УР «Юкаменское лесничество».

Таким образом, исследованными выше доказательствами бесспорно подтверждено, что в границах земель совхоза «<данные изъяты>» находились лесные участки, которые ранее были предоставлены сельскохозяйственному предприятию в бессрочное пользование для целей лесопользования, которые относились к землям лесного фонда и в состав земель коллективно-долевой собственности данного сельскохозяйственного предприятия не вошли. При этом документально подтверждено, что указанные находившиеся в пользовании совхоза «<данные изъяты>» лесные участки расположены в 1, 2, 4, 11, 23, 24 кварталах ГУ УР «Юкаменское лесничество», право собственности на которые как на участки лесного фонда в 2008 году зарегистрировано за Российской Федерации

           Распоряжением Правительства РФ № 1021-р от 10.06.2014г. полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ «Рослесинфорг».

Согласно представленного в материалы дела заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Приволжский леспроект» от ДД.ММ.ГГГГ. при сопоставлении местоположения границ с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда, установлено пересечение земель лесного фонда, в том числе, с земельным участком с кадастровым , за счет которого истец и иные лица осуществляют выдел своих земельных долей. Данным заключением подтверждено, что образуемый в порядке выдела в соответствии с проектом межевания от ДД.ММ.ГГГГ. спорный участок образован за счет земель лесного фонда, расположенных в кварталах 1, 4, 11, 23 ГУ УР «Юкаменское лесничество», право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией.

Кроме того, из объяснений участвующих в деле лиц следует, что предполагаемый к выделу в счет земельных долей спорный участок расположен в лесном массиве, состоящем из зрелых хвойных деревьев возрастом около 70-80 лет.

           Из ответа Управления Росреестра по Удмуртской Республике также следует, что в документах государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, имеются материалы, согласно которых выделяемый спорный многоконтурный земельный участок (за исключением контура ЗУ-9) имеют вид угодий – леса и к сельскохозяйственным угодьям не относится (л.д.213-214, т.1).

Проведенной по делу землеустроительной экспертизой также подтверждено, что выделяемый в соответствии с проектом межевания от 08.04.2019г. земельный участок в большей своей части (примерно 95%) расположен на землях лесного фонда, а именно, в кварталах 1, 4, 11, 23 ГУ УР «Юкаменское лесничеств», право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией.

Между тем, суд признал данное заключение экспертизы недопустимым доказательством.

Судебная коллегия с подобной оценкой экспертного заключения согласиться не может, считая ее необоснованной.

Так, признавая заключение экспертизы недопустимым доказательством, суд исходил из того, что эксперт самостоятельно запрашивал материалы, необходимые для проведения экспертизы, в Управлении Росреестра по Удмуртской Республике, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица.

Как следует из ответов Управления Росреестра по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ -дсп и от ДД.ММ.ГГГГ -дсп экспертом запрашивались проект землеустройства (перераспределения земель) Юкаменского района Удмуртской Республики, материалы по вычислению площадей контуров земельных угодий совхоза «<данные изъяты>», документы государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, экспертом получены проект землеустройства с его графической частью, копии цифровых ортофотопланов на Юкаменский район Удмуртской Республики, выполненных в системе координат МСК-18, отнесенные к информации ограниченного доступа.

Часть проекта землеустройства была приобщена к материалам дела. Вышеуказанные документы эксперт запрашивал и получал, являясь кадастровым инженером, в целях выполнения необходимых для проведения в рамках экспертизы измерений, получение этих документов не свидетельствует о сборе доказательств в пользу одной из сторон и не свидетельствует о заинтересованности эксперта в исходе экспертизы и в исходе дела, не является нарушением требований ст. 85 ГПК РФ и ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебной экспертной деятельности в Российской Федерации».

То обстоятельство, что Управление Росреестра по Удмуртской Республике является по настоящему делу третьим лицом, также не свидетельствует о нарушении экспертом указанных положений закона, поскольку Управление Росреестра по Удмуртской Республике в данном случае является государственным органом, владеющим истребуемой экспертом информацией, необходимой для проведения соответствующих измерений в рамках назначенной судом землеустроительной экспертизы.

Других оснований, по которым заключение экспертизы может быть признано недопустимым доказательством по делу, не усматривается. Экспертиза проведена лицом, которому она поручена, эксперт имеет необходимое для её проведения образование и опыт работы. Заключение содержит указание на проведенные экспертом исследования, выводы по проведенным исследованиям и ответы на поставленные судом вопросы. Оснований сомневаться в правильности и обоснованности в проведенных экспертом исследованиях и сделанных экспертом выводах судебная коллегия не усматривает. Поэтому заключение экспертизы, которое также подтверждает выводы суда по существу настоящего спора, надлежит учесть в качестве допустимого и достоверного доказательства.

     Таким образом, совокупность исследованных доказательств подтверждает, что в нарушение закона образование предполагаемого к выделу в соответствии с проектом межевания от ДД.ММ.ГГГГ. произошло, главным образом, за счет земель лесного фонда, а не путем выдела долей участников из земель коллективно-долевой собственности бывшего СПК «<данные изъяты>» (кадастровый ), относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Поскольку предоставленные в свое время в бессрочное пользование совхозу «<данные изъяты>»» лесные участки, относящиеся к категории земель лесного фонда, в состав земель коллективной-долевой собственности членов хозяйства не вошли, оснований для выдела истцом и иными участниками своих долей за счет указанных земель лесного фонда не имелось. При наличии указанных нарушений земельного законодательства при выделе земельного участка в счет земельных долей, суд правильно признал обоснованными возражения Администрации МО «<данные изъяты>» относительно местоположения предполагаемого к выделу в соответствии с представленным проектом межевания спорного земельного участка.

             С учетом изложенного при совокупности исследованных доказательств в удовлетворении требований истца в рамках заявленного им предмета и оснований судом правомерно отказано.

         Таким образом, при разрешении дела судом не допущено нарушений в применении норм материального и процессуального права. Выводы суда основаны на правильном установлении юридически значимых обстоятельств и подтверждены исследованными доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ. Доводы жалобы истца сводятся к иной оценке доказательств, отличной от той, которая дана в судебном решении, и иному толкованию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, которое не может быть признано коллегией правильным. Апелляционная жалоба истца по изложенным в ней доводам не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от 25 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ВГЛ – без удовлетворения.

Председательствующий                                                                Глухова И.Л.

Судьи

                                                                                            Гулящих А.В.

        Рогозин А.А.

33-3291/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Вершинин Г.Л.
Ответчики
Администрация МО Ежевское
Другие
Широбоков Э.А.
Управление Росреестра по УР
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР
Князева Ольга Николаевна
ГКУ УР "Красногорское лесничество"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Глухова Ирина Леонидовна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
02.09.2020Судебное заседание
22.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2020Передано в экспедицию
02.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее