УИД 11RS0001-01-2021-006451-92 №2а-5017/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июля 2021 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Сивергиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сазановой Надежды Борисовны, Балиной Натальи Борисовны об оспаривании отказа Администрации МОГО « Сыктывкар» в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности подготовить проект договора купли- продажи земельного участка;
у с т а н о в и л :
Сазанова Н.Б., Балина Н.Б. обратились в суд с административным иском к Администрации МОГО « Сыктывкар» об оспаривании отказа в предоставлении им в собственность земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1154 +/- 12 кв.м., расположенного по адресу: .... Также настаивали на обязании АМОГО «Сыктывкар» подготовить проект договора купли- продажи указанного земельного участка. В обоснование указали, что являются равнодолевыми собственниками расположенного на участке жилого ... года постройки, административный ответчик необоснованно отказывает им в реализации права на получение земельного участка в собственность, ссылаясь на его ограниченное использование ввиду нахождения во втором поясе зон санитарной охраны источника водоснабжения ( р.Вычегда).
Заявители в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали по основаниям, изложенных в иске и пояснениях к нему.
Представители административного ответчика в судебном заседании иск не признали, указывая на то, что испрашиваемый в собственность участок ограничен в обороте, поскольку расположен в зоне санитарной охраны р.Вычегда, как источника питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения г.Сыктывкар.
Привлеченное к участию в деле Минприроды Республики Коми ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из обстоятельств дела, в общей долевой собственности истцов находится жилой дом ** ** **. постройки, площадью 45,8 кв.м., расположенный по адресу: ... ( прежний адрес : ...), права на который приобретены ими по договору дарения от ** ** **. Указанное строение поставлено на кадастровый учет ** ** ** (кадастровый №...).
Постановлением АМОГО « Сыктывкар» №... от ** ** ** была утверждена в составе земель населенных пунктов схема расположения земельного участка площадью 1154 в территориальной зоне Ж-3 с разрешенным использованием : индивидуальный жилой дом с приусадебным земельным участком по адресу: ... и предварительно согласовано предоставление указанного земельного участка в собственность на платной основе Сазановой Н.Б., Балиной Н.Б. в долях, соответствующих праву на строение.
После выполнения кадастровых работ, ** ** ** земельный участок площадью 1154 +/- 12 кв.м., по адресу: ... поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером ....
После этого, 25.12.2020 заявители обратились в адрес АМОГО « Сыктывкар» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... площадью 1154 +/- 12 кв.м., по адресу: ... им в собственность на платной основе без проведения торгов.
Письмом №71/226618 от 12.01.2021 в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату без проведения торгов заявителям АМОГО « Сыктывкар» было отказано со ссылкой на нормы п.2 ст.27 Земельного Кодекса РФ. При этом административным ответчиком указано о том, что, т.к. испрашиваемый земельный участок расположен в ЗСО источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения ( ? пояс ЗСО источника водоснабжения ( река Вычегда), предоставить его в собственность не представляется возможным, возможно оформить на праве аренды сроком до 49 лет.
Рассматривая требования истцов применительно к установленным обстоятельствам дела, суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации (статья 36, часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
Такой случай предусмотрен статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся общей нормой, предусматривающей основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов, подлежат применению в единстве с положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся по отношению к ней специальной нормой, предусматривающей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, то есть исключением из общего правила.
Согласно подп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 данного кодекса.
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Из приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ( т.е.водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона в частную собственность не предоставляются. земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как следует из содержания норм пункта 4 статьи 1, частей 4 и 5 статьи 30, части 3 статьи 34 и части 5 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, границы которых, помимо границ территориальных зон, в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, при этом границы зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон, а градостроительные регламенты применительно к зонам с особыми условиями использования территорий устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под градостроительным регламентом, как следует из пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, понимаются, среди прочего, устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны ( ЗСО) источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Абзацем вторым пункта 5 статьи 18 этого же федерального закона предусмотрено, что ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 1.4 и 1.5 санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зон санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, при этом отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (пункты 1.6 и 1.17 данных санитарных правил и норм).
Границы поясов зон санитарной охраны определяются в соответствии с разделом II санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Как установлено судом в ходе разбирательства по делу, проект данной зоны, на основании которого на карте градостроительного зонирования были отображены границы зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения р. Вычегда, был разработан в 2009 году. Указанный проект был согласован и утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми №342 от 30.07.2009г., после чего соответствующие изменения внесены в Правила землепользования и застройки МОГО « Сыктывкар» ( Приложение №1 к распоряжению АМОГО « Сыктывкар» от 14.10.2011 №232-р).
Перечисленные обстоятельства имели место до постановки на кадастровый учет приобретенного истцами ИЖД, до утверждения в составе земель населенных пунктов схемы расположения спорного земельного участка, установления его границ и последующего обращения с заявлением о приобретении в собственность.
На момент принятия оспариваемого решения административного ответчика границы зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения были определены, отображены на карте градостроительного зонирования, проект данной зоны имеет санитарно-эпидемиологическое заключение № 11.РЦ.09.000.Т.000293. 11.18 от 06.11.2018г. о соответствии установленных ЗСО санитарным правилам, согласован и утвержден в установленном порядке Минприроды РК.
Доводы истцов о том, что испрашиваемый ими земельный участок расположен вне пределов границ поясов зон санитарной охраны, определяемых в соответствии санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", неосновательны. Местоположение земельного участка относительно границ ЗСО определено посредством ресурса ГИС обеспечения градостроительной деятельности, введенной в действие в 2020 году( Распоряжение АМОГО « Сыктывкар» №351-р от 11.06.2020), его нахождение в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения р.Вычегда подтверждается остальной совокупностью представленных доказательств ( л.д..., планы поясов ЗСО (Приложение №7).
Согласно представленных материалов, боковые границы второго пояса ЗСО принимаются на расстоянии 0,5 км. от уреза воды при летне-осенней межени / стр.13 экспертного заключения от 28.09.2018 №3182.10 - 500 м. от уреза воды/. Вверх по течению граница II-го пояса ЗСО р.Вычегда ( Эжва) установлена на расстоянии 533 км. от водозабора.
Как отражено в санитарно- эпидемиологическом заключении, установление границ данной зоны обусловлено тем, что в пределах зоны санитарной охраны II-го пояса реки ( Вычегда) источниками загрязнения поверхностных вод микробиологического характера являются частные домовладения. Сброс хозяйственно- фекальных сточных вод производится в большинстве случаев в выгреба, откуда они могут попасть в поверхностный водоем и стать причиной бактериологического загрязнения, что отражено в протоколах химического анализа поверхностных вод.
Принимая во внимание законоположения ст.15,27,30,39.16 Земельного кодекса РФ, статей 1,30 Градостроительного кодекса РФ, а также то обстоятельство, что описание местоположения границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в графической форме в карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки МОГО « Сыктывкар» утверждено в установленном порядке, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок ограничен в обороте, следовательно, оспариваемый отказ администрации в его предоставлении в собственность соответствует требованиям закона.
Исходя из смысла ст.ст.226,227 КАС РФ, для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данным решением прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения нормативным правовым актам.
Между тем, по настоящему делу необходимой совокупности указанных условий не установлено, следовательно, нет оснований и для удовлетворения заявленного административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований Сазановой Надежды Борисовны, Балиной Натальи Борисовны об оспаривании отказа Администрации МОГО « Сыктывкар» в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1154 +/- 12 кв.м., расположенного по адресу: ..., обязании АМОГО «Сыктывкар» подготовить проект договора купли- продажи указанного земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца.
Мотивированное решение будет изготовлено 05.07.2021 и доведено до сведения лиц, участвующих в административном деле, и их представителей путем вручения или направления по почте заказным письмом с уведомлением.
Судья - Ю.А.Дульцева
Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2021 года.