Дело № 2-211/2017 Изготовлено 03 апреля 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 29 марта 2017 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Кальгиной Е.С.,
при секретаре Лукомской О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Мончегорске, городе Оленегорске и Ловозерском районе в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Мончегорская теплосеть» об устранении нарушений санитарного законодательства,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Мончегорске, городе Оленегорске и Ловозерском районе (далее – истец, Территориальный отдел) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Мончегорская теплосеть» об устранении нарушений санитарного законодательства.
Требования мотивирует тем, что на основании заявления граждан от 10 ноября 2016 года, проживающих в г.Мончегорске н.п. 25 км железной дороги Мончегорск-Оленья, об ухудшении качества горячей воды, специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области» был проведен отбор проб горячей и холодной питьевой воды в квартире заявителя и в подвале жилого <адрес> в н.п. 25 км, а также проведена оценка качества горячей и холодной питьевой воды. В соответствии с экспертным заключением №.... от 25.11.2016 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области в городе Мончегорске, городе Оленегорске, Ловозерском районе» исследованные пробы горячей воды не соответствуют требованиям санитарного законодательства по санитарно-химическим показателям - цветность и мутность.
По факту неудовлетворительного качества горячей воды, а также в связи с поступлением в адрес Территориального отдела аналогичных жалоб жителей домов №.... по <адрес> в н.п. 25км с 01.12.16 по 16.12.2016 в отношении ресурсоснабжающей организации АО «Мончегорская теплосеть» проведено административное расследование.
При проведении административного расследования установлено, что юридическое лицо – АО «Мончегорская теплосеть», допустило нарушение санитарного законодательства, за что привлечено к административной ответственности по ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указывает, что на момент предъявления настоящего искового заявления, нарушения санитарного законодательства не устранены.
Считает, что осуществление АО «Мончегорская теплосеть» деятельности по поставке горячей воды ненадлежащего качества создает угрозу жизни и здоровья граждан, не обеспечивая при этом благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1, 2, 8, 11, ч.3 ст.39 Федерального закона 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», просил обязать ответчика устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно привести качество горячей воды в соответствие с установленными требованиями в срок до 01 сентября 2017 года.
В судебном заседании представитель истца - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области Лукашев А.Н. (по доверенности), с учетом пояснений ответчика, уточнил исковые требования в части срока устранения нарушения, просил привести качество горячей воды в соответствии с установленными требованиями в срок до 30.11.2017.
Представитель ответчика АО «Мончегорская теплосеть» Марсакова А.Н. (по доверенности) не оспаривали законность требований истца, просили предоставить им срок для исполнения обязательства до 30 ноября 2017 года. Пояснила, что Обществом предпринимает все зависящие от него меры, направленные на предотвращение негативных последствий и улучшение качества поставляемой горячей воды.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду обеспечивается в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон N52-ФЗ).
Согласно ст.8 Федерального закона N 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом, в соответствии со ст.1 Федерального закона N 52-ФЗ под средой обитания человека следует понимать совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
Согласно ст.11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из содержания ч.3 ст.39 Федерального закона N 52-ФЗ следует, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На основании пунктов 1, 3 статьи 39 Федерального закона N52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, устанавливаются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (далее СанПиН 2.1.4.1074-01).
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил (п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В силу п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, ее качество должно соответствовать гигиеническим нормативам перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безвредность питьевой воды по химическому составу и органолептическим свойствам определяется ее соответствием нормативам.
Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 определены благоприятные органолептические свойства воды, определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, в частности, допускается показатель цветности не более 20 градусов, мутности не более 1,5 мг/л (п. 3.5).
В судебном заседании установлено, что акционерное общество «Мончегорская теплосеть» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), дополнительными видами детальности являются: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, обеспечение работоспособности тепловых сетей.
АО «Мончегорская теплосеть» является теплоснабжающей организацией в границах муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией и осуществляет теплоснабжение и поставку горячей воды предприятиям всех форм собственности на основании договоров теплоснабжения и поставки горячей воды.
Для производства и поставки потребителям тепловой энергии и горячей воды в н.п. 25 км АО «Мончегорская теплосеть» приняло в аренду от МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорск»:
- недвижимое имущество – котельную, баню, расположенные по адресу: г. Мончегорск, н.п. 25 км железной дороги Мончегорск-Оленья, общая площадь здания – 629,7 кв.м., в соответствии с договором аренды от 25.08.2014г. №....;
- инженерные сети, расположенные по адресу: г. Мончегорск, н.п. 25 км железной дороги Мончегорск-Оленья, длиной 1666 м., длина тепловой сети – 839 м., длина горячего водоснабжения – 827 м., в соответствии с договором аренды от 29.05.2016г. №.....
По факту неудовлетворительного качества горячей воды, а также в связи с поступлением в адрес Территориального отдела аналогичных жалоб жителей домов №.... по <адрес> в н.п. 25км в отношении АО «Мончегорская теплосеть» 01 декабря 2016 года возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, в рамках которой, 02.12.2016 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области в городе Мончегорске, городе Оленегорске, Ловозерском районе» произведен отбор 24 проб (горячей и холодной) питьевой воды на всех этапах водоподготовки и транспортирования: исходная холодная вода, вода после нагревания, вода из трубопровода ГВС (3 точки), вода в жилых домах (протокол взятия проб и образцов от 02.12.2016).
Согласно экспертному заключению №.... от 15.12.2016 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области в городе Мончегорске, городе Оленегорске, Ловозерском районе», исследованные пробы горячей воды по санитарно-химическим показателям (цветность и мутность) не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Повышение цветности, мутности происходит на этапе транспортирования горячей воды по трубопроводу АО «Мончегорская теплосеть».
По факту нарушения требований ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ, ст. 24 ч. 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пп. 3.1, 3.2, 3.5, табл. 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Мурманской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении АО «Мончегорская теплосеть».
Постановлением Мончегорского городского суда от 12.01.2017 юридическое лицо АО «Мончегорская теплосеть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере .... рублей.
Таким образом, в судебном заседании установлено нарушение вышеназванных требований законодательства АО «Мончегорская теплосеть», влекущие нарушение права граждан на безопасную среду обитания.
Доказательств устранения нарушений санитарного законодательства суду не представлено.
Проанализировав вышеизложенные правовые нормы, а также установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание п.2 ч.1 ст. 51 Федерального закона 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предоставляющие право Территориальному отделу обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав потребителей и человека, суд приходит к выводу, что исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Мончегорске, городе Оленегорске и Ловозерском районе в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
Устанавливая срок исполнения ответчиком обязанности по устранению нарушений требований санитарного законодательства, суд принимает во внимание ходатайство ответчика о предоставлении срока для исполнения указанного обязательства до 30.11.2017. Указанный срок суд считает разумным и достаточным для реального исполнения вышеуказанной обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Мончегорске, городе Оленегорске и Ловозерском районе в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Мончегорская теплосеть» об устранении нарушений санитарного законодательства – удовлетворить.
Обязать юридическое лицо акционерное общество «Мончегорская теплосеть» устранить нарушения требований санитарного законодательства и в срок до 30 ноября 2017 года привести качество горячей воды в соответствие с установленными требованиями.
Взыскать с акционерного общества «Мончегорская теплосеть» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мончегорск в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Кальгина