Дело № 2а-156/18
РЕШЕНИЕ
/резолютивная часть/
Именем Российской Федерации
Сыктывкарского городского суда Республики Коми
В составе судьи Ланшаков С.В
При секретаре Есев К.Е
с участием представителя административного истца Сухорукова Н.В, представителя администрации МО ГО « Сыктывкар» Токарева Е.С и представителя заинтересованного лица ООО « Строй Ком Авто Транс» Никулиной Т.В
Рассмотрев в открытом судебном заседании 10 января 2018 года заявление Сухорукова Н.М., действующего в интересах Грубского Ю.М. к Администрации МО ГО « Сыктывкар» о признании разрешений на строительство незаконным и суд,
Установил:
Сухоруков Н.В., действуя в интересах Грубского Ю.М, обратился в суд с административным иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» и просил признать недействительными разрешения на строительство от 25 мая за № 11-RU-11301 000 -151 -2017 на «Многоквартирные жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Тентюковская г Сыктывкар. Этап 1 – Жилой дом №1; за № 11-RU- 11301000-152-2017 «Многоквартирные жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Тентюковская в г Сыктывкар, Республики Коми. Этап 3- Жилой дом №3; за № 11-RU-11301000-153-2017 «Многоквартирные жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Тентюковская в г Сыктывкаре, Республики Коми. Этап 4- Жилой дом №4» ; и от 13 июня 2017года за № 11-RU-11301000-168-2017 – Многоквартирные жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Тентюковская в г Сыктывкаре Республики Коми. Этап 2. Жилой дом №2 ; В судебном заседании представитель административного истца на иске настаивал, Грубский Ю.М в судебное заседание не явился, извещался и его неявка не препятствует рассмотрению дела. Представитель администрации МО ГО « Сыктывкар» и ООО « Строй Ком Авто Транс» с иском были не согласны. Третьи лица Управление архитектуры и градостроительства администрации МО ГО « Сыктывкар», Филиал ФГБУ « ФКП Росреестра по РК» участия в судебном заседании не приняли.
Заслушав явившихся лиц, исследовав все материалы дела, суд пришел к выводу, что в иске следует отказать по следующим обстоятельствам.
Судом установлено, что 25 мая 2017 года администрацией МО ГО « Сыктывкар» было выдано заключение разрешения на строительства от 25 мая 2017 года на объекты по ул. Тентюковской – на жилые дома Этап 1- Жилой дом №1; Этап 3. Жилой дом № 3; Этап 4 Жилой дом № 4 и от 13июня 2017года на жилой дом Этап 2 Жилой дом № 2..
Грубскому Ю.М на праве собственности принадлежит ... Заявитель полагал, что строительством домов нарушены его права на благоприятную окружающею среду, благоприятные условия жизнедеятельности, высотность домомне соответствует требованиям законодательства...
Как пояснил представитель истца, что максимальная высота застройки многоквартирных жилых домов, которая в соответствии с решением Совета муниципального образования городского округа « Сыктывкар» от 30 апреля 2010 года за № 31/04-560 « Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образовния городского округа « Сыктывкар» должна составлять5-12 этажей, а все дома имеют 15 этажей, один из них подземный. Также он ссылался на то, что градостроительный плвн земельного участка выдан одному юридическому лицу ООО « ...», а разрешение другому- 2 Строй Ком Авто Транс», что является нарушением Градостроительного кодекса РФ,имеет место нарушения прав истца на благоприятную окружающую среду и не имеется благоприятных условий для жизнедеятельности заявителя. Однако суд не может согласиться с данными доводами..
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 51 ГрК Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно части 4 данной статьи ГрК Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Перечень необходимых документов предоставляемых для получения разрешения на индивидуальное жилищное строительство определен частью 9 статьи 51 ГрК Российской Федерации, включает в себя: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Положениями части 11 настоящей статьи установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.Согласно положениям части 13 статьи 51 ГрК Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК Российской Федерации), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.
Таким образом, исходя из положений статьи 51 ГрК Российской Федерации уполномоченный публичный орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и при наличии обстоятельств, указанных в законе или ином нормативном правовом акте, принятом в соответствии с законом.
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекса предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения /ст 24,28,31, 39,40 и 46/.
Частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Положениями частей 3-6 статьи 40 Кодекса регламентирована процедура получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкцию объектов капитального строительства, включающая в себя проведение публичных слушаний по вопросу о предоставлении такого разрешения.
Застройщик имеет право осуществлять строительство на основании данных градостроительного плана, что предусмотрено статьей 9 Федерального закона от 03.07. 2016 года за № 373- ФЗ /» О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территорий и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ указано, что застройщик для получения на строительство предоставляет градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до представления заявления на получение разрешения.
Частью 8 ст 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные /минимальные / и /или/ максимальные / размеры и параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Сохранение разрешенного использования для строительства многоквартирных жилых домов этажностью 5-14 с возможным повышением этажности до 18 этажей может иметь место при наличии обоснования, что строительство не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.. Возможность повышения этажности предусмотрена п 2 градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением администрации МО ГО « Сыктывкар» от 06.12. 2016года.
В настоящее время Решением Совета МО ГО « Сыктывкар» от 30.04. 2010 года /редакции от 08.09. 2017года / земельные участки могут использоваться без установления срока приведения в соответствии с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменения правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, собственник участка вправе продолжать использование земельного участка, разрешенное до такого изменения, без какого – либо ограничения, в том числе по сроку, если такое использование не создает препятствий, указанных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно выписке из ЕГРП разрешенное использование земельного участка, на котором осуществляется строительство, многоэтажные жилые дома 5-14 этажей с возможным повышением этажности до 18 этажей при наличии обоснования, что также предусмотрено градостроительным планом земельного участка и имеется обоснование.
При таких обстоятельствах суд считает, что в данном случае не имеется нарушений норм этажности и разрешенное использование земельного участка разрешает повышение этажности до 18 этажей, имеется соответствующее обоснование. В письме Стройкомаво тотранс от 6июня 2017года указано, что повышение этажности обусловлено оптимизацией ценообразования в строительстве жилой недвижимости для формирования рынка доступного жилья и корректировки стоимости 1 метра жилья в более комфортную сторону для населения и увеличения площади благоустройства территории дома.
Также суд не находит нарушений прав административного истца. Грубский Ю.М стал собственником ... ** ** **. Строительство многоквартирных домов по ул Тентюковской началось с мая 2017 года и заявитель не мог не видеть и не знать о строительстве домов. Заявителем не представлено доказательств проживания по ул ... и в своем исковом заявлении он указывает место жительства ...
Дом ... находится на значительном расстоянии от объекта строительства. Жилой дом заявителя расположен на земельном участке с кадастровым номером 11:05:0103010:171, а строительство ведется на земельном участке с кадастровым номером ... и их разделяют следующие участки :
земельный участок с кадастровым номером ... – разрешенное использование для обслуживания комплекса индивидуальных гаражей;
земельный участок, не состоящий на кадастровом учете;
земельный участок с кадастровым номером ... – разрешенное использование : для обслуживания гаражей :
земельный участок с кадастровым номером ...- разрешенное использование : для строительства объекта « гаражного боксового типа на 2 машиноместа».
Следует учитывать, что ООО « Строй Ком Авто Транс « были представлены все необходимые документы в администрацию МО ГО « Сыктывкар» для получения разрешения на строительство объектов ив том числе по разделу проектной документации « Перечень мероприятий по охране окружающей среды» получено положительное заключение экспертизы.
В судебном заседании представитель административного истца ссылался на то, что Постановлением администрации МО ГО « Сыктывкар» от 06.12. 2016 года за № 12/4206 « Об утверждении градостроительного плана земельного участка « градостроительный план утвержден для строительства многоэтажных домов ООО « Пригородный», а разрешение на строительство выдано другому юридическому лицу ООО « Строй Ком Авто Транс», что является нарушением Градостроительного кодекса РФ.
Суд считает, что ООО « Строй Коми Авто Транс» представлены все документы для выдачи разрешения на строительство, предусмотренные ч 3 ст55 Градостроительного кодекса и оснований для отказа в выдаче разрешения не имелось. Действительно градостроительный план выдан другому юридическому лицу, но данный план является действующим, выдан в соответствии с действующим законодательством и компетентным органом и недействительным не признавался. Градостроительный план выдан в 2016году и срок его действия до 2019года. При таких обстоятельствах нарушений норм Градостроительного кодекса не имеется.
Также представитель ООО « Строй Ком Авто Транс» пояснил, что жилой дом по ул Тентюковской Этап №1 – Жилой дом №1 – имеет построен полностью, Жилые дома - Этап №3 и 4 по ул Тениюковской имеют готовность более 50 процентов и дом Этап 2. Жилой дом № 2 находится в начальной стадии строительства. Таким образом строительство всех жилых домов ведется в соответствии с разрешениями на строительство.
Учитывая вышеизложенное суд считает, что права административного истца не нарушены, все разрешения на строительства выданы в соответствии с действующих законодательством и в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь 217-228 КАС РФ суд,
РЕШИЛ
Отказать в удовлетворении административного иска Сухорукова Николая Валентиновича, действующего в интересах Грубского Ю.М., к Администрации муниципального образования городского округа « Сыктывкар» о признании незаконными разрешений на строительство от 25мая 2017года
№ 11-RU-11301 000 -151 -2017 на «Многоквартирные жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Тентюковская г Сыктывкар, Республика Коми. Этап 1 – Жилой дом №1;
№ 11-RU- 11301000-152-2017 «Многоквартирные жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул Тентюковская в г Сыктывкар, Республики Коми. Этап 3- Жилой дом №3;
№ 11-RU-11301000-153-2017 «Многоквартирные жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул Тентюковская в г Сыктывкаре, Республики Коми. Этап 4- Жилой дом №4» ;
13 июня 2017года за № 11-RU-11301000-168-2017 – Многоквартирные жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул Тентюковская в г Сыктывкаре Республики Коми. Этап 2. Жилой дом №2
Решение может быть обжаловано Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд.
Судья С.В Ланшаков.